Выступили с триумфом

27 октября в 08:19
 просмотров

В полку театральных собратьев Карачаево-Черкесской Республики прибыло. Потеснившись, абазинский, карачаевский, русский и черкесский театры дали ногайской труппе возможность полноценной работы. Так что теперь КЧР занимает второе место в России по количеству национальных театров.
Директор Ногайского государственного драматического театра Валерий Казаков поведал об этом в интервью нашей газете 31 января. «Надобность в нашем театре созрела давно, – сказал он тогда. – Почва готова – наш язык, один из древнейших языков, уже состоялся как литературный, поэтический и прозаический. Дело было за драматургией. Но теперь и она займёт своё законное место, превратившись в театральное действие».

В полку театральных собратьев Карачаево-Черкесской Республики прибыло. Потеснившись, абазинский, карачаевский, русский и черкесский театры дали ногайской труппе возможность полноценной работы. Так что теперь КЧР занимает второе место в России по количеству национальных театров.
Директор Ногайского государственного драматического театра Валерий Казаков поведал об этом в интервью нашей газете 31 января. «Надобность в нашем театре созрела давно, – сказал он тогда. – Почва готова – наш язык, один из древнейших языков, уже состоялся как литературный, поэтический и прозаический. Дело было за драматургией. Но теперь и она займёт своё законное место, превратившись в театральное действие».
Дебют Ногайского государственного драматического театра совпал с открытием театрального сезона. Премьера спектакля «Не погаснет огонь любви» собрала многонациональную публику из Карачаево-Черкесии и соседних регионов…
«Для нас, ногайцев, рождение национального театра — долгожданное событие. И потому мы будем «лелеять» его спектаклями. Первый на суд зрителей представим сегодня. Очень волнуемся, – поделился перед спектаклем своими переживаниями Валерий Казаков. – Театр, как человек. Взрослея, принесёт большую пользу нашему народу, я имею в виду сохранение сокровищницы языка, культуры и традиций».
Спектакль поставлен по мотивам пьесы «Кукла» абхазского писателя Шота Чкадуа. Сюжет, взятый из жизни, похож на притчу и приложим ко всем народам, населяющим Северный Кавказ: свекровь, отвергнувшая невестку другой веры из-за предрассудков, теряет морально сына. Не вызывающая сочувствия печальная история молодого человека, оказавшегося в тисках материнских принципов, так и не позволила зрителям понять, где жертва, а где палач. Главный герой Анварбек, спиваясь ускоренными темпами, ни разу не вспоминает о сыне, будущее рождение которого режиссёр очень трогательно обыграл в первом акте. Не думает о внуке и бабушка.
Находка режиссёра, народного артиста Республики Дагестан Байсолтана Джумакаева – введение не предусмотренного сценарием ещё одного персонажа – окна со шторками. В нужные моменты оно играло роль мима, и зрители, не знающие ногайского языка, обходились без перевода. Когда свекровь с соседкой появлялись в его проёме, возникало ощущение «говорящего» лубка, от которого не хотелось отводить глаза…
Спровоцированная на уход не столько упрёками свекрови, сколько бесхребетностью несостоявшегося мужа, незваная гостья превращается в безмолвный укор его совести, в эфемерную мстительницу, низведшую героя до уровня горького пьяницы и превратившую свекровь в несчастную старуху.
Порок, увы, не стареет. В этом спектакле, «отработавшем» на сцене несколько десятков лет, прошлые реалии садаптированы с современными ситуациями… Однако и то хорошо, что зло наказывается.
Несмотря на драматические ситуации, зрительный зал то и дело «взрывался» хохотом, сказывалось искусство автора пьесы, написавшего более ста юморесок для Абхазского театра миниатюр «Чарирама». И потому сентенций по поводу социальных противоречий избежали.
Откровенно говоря, почти все задействованные в спектакле артисты пришли на профессиональную сцену из художественной самодеятельности. Как сумел режиссёр «сваять» из них самодостаточную труппу, остаётся загадкой.
Главные роли матери и сына сыграли Мария Койлубаева и Родион Унаджев. «Во время спектакля, – признался Родион, – я жил жизнью героя. Моё личное «я» осталось в закулисье. Преобразившись в злосчастного Анварбека, я вдруг почувствовал, что искренне страдаю и теряю человеческое обличие. Он становился беспомощным, я с трудом передвигался».
Сцена сближает актёров, это таинство, где иллюзии уподобляются материальному миру. Актёры ногайского театра пока только вошли в его двойственность. Вошли достойно, а кое-кто из зрителей считает, что даже с триумфом. В любом случае они, вжившись в роли, отдали себя спектаклю полностью. Когда актёры вышли на поклон, зал аплодировал всем. Всем одинаково и стоя, потому что на их глазах случилось преображение в профессиональных актёров прораба Шабана Найманова, домохозяйки Светланы Муцалхановой, сотрудницы вневедомственной охраны Аси Рыловой, учителя физкультуры Майи Рамазановой, культработника Марии Койлубаевой…
Всех, кто связал свою судьбу с новым театром, поздравила министр культуры КЧР Мадина Гогова и пожелала благодарных зрителей.
Судя по первому выходу театра «в люди», не за горизонтом ступень его популярности в нашей республике и за её пределами.
Перспективных творческих замыслов, Ногайский театр!

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях