Не до каникул!

30 октября в 10:02
1 просмотр

Вот-вот в школах Карачаево-Черкесии начнутся осенние каникулы. Однако нынешним ученикам одиннадцатых классов будет не до отдыха. В рамках экспериментальной программы подготовки выпускников к ЕГЭ, инициированной и разработанной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором), в которой участвуют семь регионов РФ, в том числе Карачаево-Черкесия, наши ребята со 2 по 6 ноября (а возможно, по 7 ноября) будут писать срезы по математике (базовый и профильный уровни), русскому языку и обществознанию. Причем, если в сентябре одиннадцатиклассники писали внутришкольные срезы, то нынешняя проверка знаний – на уровне региональной диагностики.
Об этом и многом другом пошла речь на республиканском совещании «Государственная итоговая аттестация: основные итоги и направления развития», которое состоялось 26 октября на базе СКГГТА и собрало специалистов Министерства образования и науки КЧР, начальников и заместителей начальников городских и районных управлений и отделов образования, руководителей пунктов проведения экзамена (ППЭ), директоров образовательных учреждений республики, представителей родительской общественности.

Вот-вот в школах Карачаево-Черкесии начнутся осенние каникулы. Однако нынешним ученикам одиннадцатых классов будет не до отдыха. В рамках экспериментальной программы подготовки выпускников к ЕГЭ, инициированной и разработанной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором), в которой участвуют семь регионов РФ, в том числе Карачаево-Черкесия, наши ребята со 2 по 6 ноября (а возможно, по 7 ноября) будут писать срезы по математике (базовый и профильный уровни), русскому языку и обществознанию. Причем, если в сентябре одиннадцатиклассники писали внутришкольные срезы, то нынешняя проверка знаний – на уровне региональной диагностики.
Об этом и многом другом пошла речь на республиканском совещании «Государственная итоговая аттестация: основные итоги и направления развития», которое состоялось 26 октября на базе СКГГТА и собрало специалистов Министерства образования и науки КЧР, начальников и заместителей начальников городских и районных управлений и отделов образования, руководителей пунктов проведения экзамена (ППЭ), директоров образовательных учреждений республики, представителей родительской общественности. В совещании приняли участие заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, главный редактор издательства «Просвещение» Ольга Котляр, заместитель председателя Правительства КЧР Мурат Озов, министр образования и науки КЧР Инна Кравченко, ректор СКГГТА Руслан Кочкаров.
Выступая перед собравшимися, Анзор Музаев сразу отметил, что на августовском педсовете, который прошел в нашей республике в конце лета, он уже останавливался подробно на итогах сдачи ЕГЭ в 2015 году и задачах на 2016 год. Но по просьбе Главы КЧР Рашида Темрезова было решено провести более масштабное совещание и довести необходимую информацию до всех директоров школ. Поэтому Анзор Ахмедович еще раз прошелся по основным моментам итоговой аттестации в 2015 году. Мы повторяться не будем, так как подробно писали об этом в «ДР» №135-136 от 1.09.2015 г. в отчете «Все решают только знания». Отметим только, что А. Музаев, дав высокую оценку объективности проведения ЕГЭ в республике, акцентировал внимание собравшихся на нарушениях процедуры сдачи ЕГЭ, имевших место в этом году в разных регионах страны.
Дело в том, что именно глубокий анализ этих нарушений, а также итогов ЕГЭ заставил Рособрнадзор искать пути решения обнажившихся проблем. Так, из всех выпускников, удаленных с ЕГЭ за нарушения, 51% пришелся на… республики Северного Кавказа. Проанализировав результаты ЕГЭ, в Рособрнадзоре обнаружили, что доля хорошистов в СКФО примерно такая же, как в целом в РФ, а вот ребят, сдавших экзамен на 80 и более баллов, в республиках Северного Кавказа значительно меньше, чем в среднем по России, тогда как слабых учеников гораздо больше. И вот как раз именно на слабых учеников приходится наибольшее количество нарушений процедуры сдачи ЕГЭ – использование шпаргалок, сотового телефона и т. д. Выходит, напряженность создают именно эти, слабые, выпускники. И надо работать в этом направлении, надо акцентировать внимание на «слабом звене». Так родилась идея экспериментальной программы, своеобразной системы скорой помощи будущим участникам ЕГЭ для преодоления минимальных порогов по предметам: русский язык, математика, обществознание, в которой участвуют республики Северного Кавказа и Республика Тыва.
Как мы уже писали, в рамках этой программы наши выпускники будут заниматься с педагогами по специальным учебно-методическим комплектам «Я сдам ЕГЭ». Как рассказала главный редактор издательства «Просвещение» Ольга Котляр, эти комплекты составлены разработчиками КИМов (контрольно-измерительных материалов) для ЕГЭ по названным предметам, причем с учетом анализа ошибок, которые наиболее часто делались выпускниками 2015 года. Например, как выяснилось, на ЕГЭ по русскому языку чаще всего ребята ошибаются в написании одной или двух «н» в слове. По математике, как оказалось, на несложных задачах из жизни «заваливается» примерно столько же ребят, сколько и на решении логарифмических уравнений… По обществознанию 50% выпускников делают ошибки в задании по поиску правильной информации в тексте…Так что разработанные комплекты помогут нашим выпускникам учиться еще и на чужих ошибках и не совершать собственных.
В рамках программы учащиеся одиннадцатых классов еще дважды: в феврале и апреле – будут писать срезы. И уже по итогам этих срезов станет понятно, повысился ли уровень знаний наших выпускников, насколько хорошо сработали педагоги (неслучайно решения о наказании или поощрении тех или иных учителей в этом учебном году будут приниматься не после, а до итоговой аттестации, в мае), стоит ли допускать того или иного выпускника к сдаче ЕГЭ.
Для успешной сдачи ЕГЭ, рассказывала Ольга Геннадьевна, выпускнику очень важно правильно определиться с набором экзаменов, которые он будет сдавать. Например, ученик учится на пятерки, но по складу ума гуманитарий и собирается поступать в гуманитарный вуз. Однако для сдачи ЕГЭ выбирает вдруг математику профильного уровня, а не базового. Оказывается, ему, как отличнику, стыдно выбрать математику более легкого уровня. Но ведь это неправильно, потому что выпускнику при поступлении этот предмет не пригодится, а зачем распылять свои силы?
И еще. Многие дети выбирают для сдачи ЕГЭ по обществознанию, считая его легким. На самом деле это не так. И учителя нередко пытаются отговорить слабых учеников от его сдачи. О. Котляр настоятельно рекомендовала этого не делать. В ходе обучения по программе «Я сдам ЕГЭ» ребята окунутся в область права, почерпнут очень много информации, которая им пригодится в дальнейшей жизни, узнают о своих правах и обязанностях и т. д. Надо не отговаривать детей, а заниматься с ними!
Кстати, никаких серьезных изменений со сдачей ЕГЭ в 2016 году не будет… Разве что из КИМов по обществознанию, истории, информатике и ИКТ, географии «уйдет» часть с выбором ответов.
Но вот кое-какие нововведения все-таки возможны. В первую очередь это касается апелляций. Как отметил Анзор Музаев, доля удовлетворенных апелляций в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла. И у Рособрнадзора возник вопрос: то ли предметные комиссии работают плохо и необъективно оценивают работы выпускников, то ли что-то неладное творится в комиссиях по апелляции. Чтобы расставить точки над i, в Рособрнадзоре подумывают пойти по опыту Москвы и все поданные апелляции рассматривать не в том регионе, где выпускник сдавал ЕГЭ, а в других регионах, по Скайпу. Вопрос этот будет обсуждаться в декабре.
А еще, как рассказал Анзор Ахмедович, вероятен отказ от проведения февральской и сентябрьской волн ЕГЭ. Как показал этот год, желающих сдать ЕГЭ досрочно было немного, причем на экзамены явилась лишь половина от заявленного количества, и половина из этой половины ЕГЭ не сдала! Не порадовала и сентябрьская волна, которая давала большой шанс тем, кто «завалил» ЕГЭ в основную волну. Увы, картина та же. Получается, государство тратит огромные средства на проведение ЕГЭ, от учебного процесса (обе волны приходятся на учебные четверти в школах) отвлекается множество людей, а результат – не стоящий этих усилий? Так что этот вопрос будет также еще обсуждаться и в Госдуме, и в регионах.
Вообще же, как отметил заместитель руководителя Рособрнадзора, сегодня в стране огромное внимание уделяется совершенствованию оценки качества образования, потому что без объективного оценивания шаг вперед сделать невозможно. Поэтому, к примеру, уже по окончании этого учебного года, в мае, будет проводиться всероссийская проверочная работа для учащихся 4 классов по русскому языку, математике и окружающему миру. Цель работы – не определить лучшие или худшие школы (Музаев резко выступил против каких-либо рейтингов школ), а провести так называемую самодиагностику, чтобы узнать реальный уровень знаний детей, выявить их пробелы в знаниях, которые необходимо восполнить, и т.д. И это нужно, в первую очередь, для самих детей, для их успешного обучения в средних классах. До 2020 года предполагается внедрить КИМы от 4 до старших классов.
Это, как говорится, в перспективе. А в ближайшем будущем – срезы у одиннадцатиклассников и большая, тяжелая работа по подготовке к ЕГЭ. Очень хочется верить, что программа сработает и не получивших аттестат, а также «заваливших» ЕГЭ по математике профильного уровня и обществознанию в 2016 году у нас будет гораздо меньше.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях