Признание в любви

5 ноября в 08:40
 просмотров

О том, что актриса Государственного карачаевского театра Лиана Ижаева играет потрясающе, говорят все театралы нашей республики и потому воспринимают её юбилей как личный праздник.
Говорить на нашей встрече о сыгранных ролях она отказалась, считая, что их место – в профессиональном прошлом. Это своего рода корни, их назначение  – подпитывать творчество.
В быту Лиана Аубекировна особенная, не похожая на других актрис. Живёт в своём, строго очерченном, радующем душу мире – работа, мама, сын, родственники, немногочисленные подруги. Маме – 97 лет. Сын Карча – студент, для неё что воздух. Предприниматель Анжела Попова, поклонница таланта Ижаевой, некоторое время была её соседкой. С тех пор прошло полтора десятка лет, но она не перестаёт восхищаться ею – идеальной хозяйкой и матерью: «Сына воспитала настоящим мужчиной, в лучших кавказских традициях.

О том, что актриса Государственного карачаевского театра Лиана Ижаева играет потрясающе, говорят все театралы нашей республики и потому воспринимают её юбилей как личный праздник.
Говорить на нашей встрече о сыгранных ролях она отказалась, считая, что их место – в профессиональном прошлом. Это своего рода корни, их назначение  – подпитывать творчество.
В быту Лиана Аубекировна особенная, не похожая на других актрис. Живёт в своём, строго очерченном, радующем душу мире – работа, мама, сын, родственники, немногочисленные подруги. Маме – 97 лет. Сын Карча – студент, для неё что воздух. Предприниматель Анжела Попова, поклонница таланта Ижаевой, некоторое время была её соседкой. С тех пор прошло полтора десятка лет, но она не перестаёт восхищаться ею – идеальной хозяйкой и матерью: «Сына воспитала настоящим мужчиной, в лучших кавказских традициях. За мамой ухаживает, как за ребёнком. Не чурается никакой работы, даже не подумаешь, что эта заботливая, терпеливая, простая женщина – знаменитая актриса. Наряды Царицы, которую она играла в «Гибели Алании», шокировали публику богатством. На самом деле они представляли собой «трансформер», сшитый по эскизам, изготовленным Лианой на моих глазах. Я никогда не видела её отца. Он ушёл из жизни до моего знакомства с Лианой, но кажется, знаю о нём всё, потому что память о папе Лиана тщательно лелеет. Такая дочь – редкость».
Неожиданный ракурс стихотворного творчества Ижаевой придал нашей беседе искренность и теплоту. Поэтически-выразительное осмысление прожитых ситуаций, желаний и достижений всегда интересно. Я заметила – безнадежные мечты, надсоновские придыхи, женское «сю-сю» – не её стезя. Вихри экспрессии – вот, что чувствуется в её стихах. В «Моём признании в любви», написанном для себя, оказалось объяснение значимости театра, возможно, несколько размытое, зато душевное: театр – это любовь.
     «Я люблю его – слова простые, под запретом
      женщинам в горах.
      Я прошу прощенья за нескромность слов признанья
      на моих устах.
      Я люблю его, и мне не стыдно,
      пусть разносит эхо белых гор
      песню о любви моей бессмертной.
      Не приму от них
      немой укор».

Шуточное стихотворение «Там, где нас нет» высветило причину возвращения Лианы в Черкесск после учёбы в Москве:
      «Знаешь, друг, за морями
      Есть такая страна –
      Круглый год греет солнце,
      голышом детвора.
      …Рай находится рядом,
      Лишь рукой дотянись,
      От земли, где родился,
      Поскорей отвернись.
      Только вот, в чём загвоздка,
      Я давно влюблена
      В наши чистые реки,
      В гор великих крыла,
      В бесконечо родные небеса надо мной,
      В дождь и снег
      Над Отчизной, в лук, картофель с кинзой…»

Есть у Лианы и нечто бесценное, имя которому – обожание зрителей. Двадцать восемь лет сопровождает оно Ижаеву, ровно столько, сколько служит она в театре.
Накануне юбилея художник Мусса Абайханов выразился о Лиане Аубекировне так: «В артистическом мире у неё своя ниша. Это должно было случиться, потому что её образ совершенно не укладывается в трафарет актрисы, у которой всего слишком много – и красоты, и энергии, и яркости… Я проработал в театре несколько лет и имел возможность убедиться в этом. С годами её красота стала мягче, а сама она – сострадательнее. Её манера игры перекрывает театральную условность. Насыщенные её чувствами образы запоминаются надолго. Я помню всех её героинь, помню первые шаги на сцене. И не перестаю удивляться её таланту, целеустремлённости. При мне в Архызе, на выездном спектакле, её приняли за московскую актрису – на таком высоком уровне её профессионализм. В ролях она кардинально преображается не только в манерах, поведении, но и во внешнем виде. Ехали мы однажды со случайными попутчицами после спектакля «Проделки Токалая», где Лиана играла сразу три роли. Всю дорогу женщины обсуждали её героинь, не догадываясь, что исполнительница сидит рядом с ними».
Поиски актёрской заштампованности в характере Лианы Аубекировны ничего не дали. Шум-гам её нервирует. Застолья – тоже, несмотря на общительность. Не «стрижёт» купоны со своей строгой красоты. То, что Лиана – достойный человек, со своей позицией, своими взглядами на жизнь и неуступчивостью в принципах уже стало аксиомой. На репетициях утверждает собственные творческие «наработки», отметая фальшь. Надо быть некрасивой – пожалуйста, взъерошенной – тоже не проблема. После премьерного спектакля «Электра», прошедшего в Московском Театре Луны, где она, по сценарию, бывала довольно страшной, одна из столичных коллег сказала ей: «Вы были чудовищно прекрасны». Лучше о воплощении дикости на сцене не сказать.
– Чем живете в спектаклях – разумом или эмоциями? – поинтересовалась я.
– Исключительно эмоциями, плюс собственными ощущениями.
– В таком случае совершенствование актерского мастерства – театральный «атавизм»?
– Нет, это обязательная профессиональная школа. Без постоянного самообразования эмоции на сцене могут обернуться либо паникой, либо дилетантством. Вот, например, моя последняя роль Электры. Аскетически и в двух словах – дочь вместе с братом отомстила матери Клитемнестре за убийство отца. Коллизия не стареет. Подобные сообщения то и дело мелькают в ежедневной мировой уголовной хронике.
Судьба Электры в разных интерпретациях волновала и античных зрителей, и средневековых, и, нынешних. Хотя поведение этой дочери микенского царя Агамемнона не укладывается в мои моральные и религиозные мерки, я, как актриса, должна играть её роль без отвращения. Как быть? Переступить через себя, через свой уклад? Никогда! Тут и приходит на помощь «школа», всё то, что я усвоила в ГИТИСе, и мои репетиции – на работе и дома. Чем бы я ни занималась, хоть на миг, но смотрю на все сквозь призму событий, происходивших почти две с половиной тысячи лет назад. Духовность «глядела» тогда в кривое зеркало, отражаясь кощунством. Я говорю в «Электре»: «Убей мою мать!», если зрители возненавидят меня за это, значит, я была достоверной в этой противоестественной просьбе. Играть грамотно отрицательную роль нелегко, успокаивает лишь одно: публика извлечёт из неё определённую пользу. Другое дело, античный текст. Когда произносишь его, кажется, что плывёшь по волнам истории. Это чувство, непередаваемое словами. Здесь царят страсти, которые я «подаю» зрителям в стиле психологического театра, не существовавшего в Древней Греции. Благодаря ему моя Электра низводится с пьедестала борца за справедливость до уровня ординарной преступницы. Правда, надо отметить, что зрители «Электры» должны быть особыми – начитанными и исторически грамотными, иначе они выйдут из театра с нулевыми или, скорее, отрицательными впечатлениями.
– Кстати, какому автору принадлежит «Электра» – Эсхилу, Еврипиду, Софоклу или Сенеке?
– Всем четверым, плюс венгерскому драматургу Ласло Дюрко. Наш режиссёр Хамзат Урусов решил, что спектакль, основанный на литературных сплавах древнегреческого мифа об Электре, – наиболее доступная современному зрителю версия. Базовый архаичный текст переведён так, чтобы аудитория не терялась в поисках смысла реплик действующих лиц.
– Почему из всех сыгранных вами ролей вы остановились сегодня на этом жутком персонаже, совершившем злодеяние?
– Играя эту сложную и неоднозначную роль, я поднялась ещё на одну ступеньку актёрской отдачи. Но она значима для меня и по другой причине – общественной резонансности. У Электры есть монологи, приложимые к нашей действительности, например: «Если преступление не повлечёт возмездия, значит, нет больше закона. Есть только ложь, а если уж беззаконие, то мир больше не мир, а человек не человек».
– Смертный грех героини не оправдать даже продекларированными благороднейшими целями…
– В том-то и трагедия, что у героини, по сути несчастного человека с психической ущербностью, нет ни тени сомнения в справедливости возмездия. Именно потому мне её по-человечески жалко. Хочется раскаяния, а его нет… Хочется обеливания её как женщины, не найти чем… Хочется умения прощать, хотя бы в мизере, но его тоже не сыскать. Это же глубоко больная душа! Возможно, именно поэтому образ Электры «кочует» из тысячелетия в тысячелетие, из века в век, будоража чувства людей и вызывая жаркие споры, ведь вместе с временами меняются и нравы. Сейчас он «пришёл» ко мне и тревожит моё сердце.
Академическое образование позволяет Лиане справляться с любыми разноплановыми ролями, которые она получает без усилий и интриг. Всё у нее складывается словно по мановению волшебной палочки – удачно и без нервозности. Актёрский состав, по словам именинницы, на сцене очень дружный. Максимальная помощь гарантирована всегда. Остаётся лишь гармонично вписываться в обстановку. Настроение своих героинь передаёт интонацией, пластикой и мимикой. Передаёт потрясающе.
В «Хануме» Ижаева сыграла Кабато, вторую сватью. Долго не могла отобразить нужный жест. Репетировала, репетировала, но мешал внутренний, по-станиславски жёсткий вердикт: «Не верю!» И это «Не верю!» заставило её пойти по рынкам и понаблюдать за торговками. Режиссёр, задававший ей при полной свободе действий только мизансцены, сразу же оценил находку.
Жизнь на сцене со стороны кажется сладкой и завораживающей. Однако теневая её сторона полна испытаний. Иногда приходится выходить к зрителям, стиснув зубы. Но Лиана нужна нам, своим землякам, и потому вновь и вновь показывается под блеском софитов. По-прежнему безупречно красивая и безупречно талантливая.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях