«В живых сердцах оставить свет…»

13 ноября в 07:27
1 просмотр

Дорога в любую профессию у всех начинается одинаково: с учителей, с тех людей, которые для нас являются образцами, ориентирами, которые смогли нас заинтересовать, зацепить за «живое».
Я многие годы работаю в общеобразовательной школе, счастлива в своей профессии и хочу за это низко поклониться своим учителям, тем, чья жизнь и отношение к профессии стали для меня импульсом не только в выборе жизненного пути. Тем, кто не всегда, и не обязательно – учитель по профессии. Ведь учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учишься.
Первыми и главными, кто обозначил для меня и моих одноклассников нравственные и ценностные ориентиры, помогающие нам идти по дорогам жизни, были, конечно, учителя родной Старо-Кувинской школы. Те, кто всей своей жизнью доказал преданность общечеловеческим ценностям и делу, которому они служат.

Дорога в любую профессию у всех начинается одинаково: с учителей, с тех людей, которые для нас являются образцами, ориентирами, которые смогли нас заинтересовать, зацепить за «живое».
Я многие годы работаю в общеобразовательной школе, счастлива в своей профессии и хочу за это низко поклониться своим учителям, тем, чья жизнь и отношение к профессии стали для меня импульсом не только в выборе жизненного пути. Тем, кто не всегда, и не обязательно – учитель по профессии. Ведь учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учишься.
Первыми и главными, кто обозначил для меня и моих одноклассников нравственные и ценностные ориентиры, помогающие нам идти по дорогам жизни, были, конечно, учителя родной Старо-Кувинской школы. Те, кто всей своей жизнью доказал преданность общечеловеческим ценностям и делу, которому они служат.
А. Хожева, наш любимый классный руководитель, учитель русского языка и литературы. Ася Ахмедовна не только прививала нам любовь к слову, к великой русской литературе, она служила для нас олицетворением красоты, женственности и высокой культуры. Ее звонкий, как колокольчик, голос проникал в каждое сердце, а лучезарная улыбка согревала и пестовала всех, даже самых нерадивых учеников.
Наша справедливая, строгая, но от этого не менее любимая учитель математики Н. Дзугова. Простите, Нина Асланмурзовна, что ни ваш высокий профессионализм, ни ваша бесконечная любовь и преданность «царице наук» не смогли преломить моего неприятия и неспособности к данной дисциплине. Этот «пробел» в моём образовании тяготит меня всю жизнь.
Али Сафарбиевич Ашкацао – наш дорогой, глубокоуважаемый первый учитель. До сих пор вспоминаю его теплый, с грустинкой взгляд, когда он присаживался на край стола и пел свои любимые песни военных лет. Такого прочувствованного и проникновенного исполнения этих песен мне не приходилось больше слышать… Видимо, это поколение довоенных мальчишек и девчонок (даже тех, кто не воевал) знало и понимало о войне что-то такое, что не удалось понять некоторым историкам и летописцам.
Воплощением интеллигентности, широкой образованности, деликатности и доброты нам запомнился Михаил Корнеевич Агба – наш любимый учитель истории. Ни разу он не позволил себе повысить голос ни на одного ученика, не слышали мы от него и назидательного, менторского тона. Напротив, мягкая, доверительная тональность его уроков заставляла нас внимать каждому слову нашего учителя. Он всегда был с нами на равных, но мы, глубоко уважая его, не позволяли себе преступать грань этого доверия, сокращать дистанцию.
Хотелось бы перечислить всех учителей Старо-Кувинской школы, потому что каждый из них внёс свою лепту в основу личностного становления всех, кто вышел из стен нашей школы. Каждый навсегда оставил след в нашей памяти и в нашем сердце, каждый, без исключения, заслуживает отдельного разговора, но это, увы, займет слишком много газетной площади. Скажу только, что это был потенциально мощный коллектив учителей – разносторонне одарённых, высоко образованных, талантливых, трудолюбивых, настоящих подвижников.
С чувством бесконечного уважения и благодарности я также вспоминаю своего учителя музыки, выдающуюся личность, поистине знаковую фигуру не только для жителей родного аула, но и всего Адьге-Хабльского района и Карачаево-Черкесии – Османа Датковича Гогова, безвременный уход из жизни которого стал для нас всех горькой, невосполнимой потерей. Это человек, который, как Прометей, принес свет культуры в аул Старо-Кувинский. Невозможно переоценить вклад Османа Датковича в дело музыкального, я бы даже сказала – художественного, просвещения жителей нашего аула. Это был человек безупречной нравственности, душевной чистоты, тонко организованный, ранимый… Никто и никогда не видел его в дурном расположении духа, лицо неизменно освещала «фирменная» улыбка, которая была отражением его светлого, нежного и трепетного внутреннего мира. Он фанатично любил музыку и обладал способностью заражать этой любовью окружающих. Был очень скромным человеком, никогда не ставил себя выше дела, которым он занимался, а являлся просто гениальным проводником творений великих мастеров искусства. Но главная заслуга и достоинство Османа Датковича состоит в том, что он вывел на новый уровень сознания любовь и уважение к своим национальным культурным традициям. Он давал понять, что чувства национального самосознания и патриотизма начинаются с простых вещей: знания родного языка, песен, танцев – и культивировал эти навыки у своих питомцев.
Трудно охватить масштаб деятельности Гогова. Он открыл в ауле первую музыкальную школу, которая по уровню подготовки музыкантов нисколько не уступала районным и городским музыкальным школам. Он один преподавал все дисциплины в этой школе, начиная с обучения игре на разных инструментах и заканчивая уроками по музыкальной грамоте, сольфеджио и музыкальной литературе.
Сам Осман Даткович был высокопрофессиональным музыкантом, одинаково виртуозно владел многими инструментами (баян, фортепиано, национальная гармоника, струнные инструменты, доул…).
Он руководил школьной и аульской самодеятельностью, которая неизменно занимала призовые места на разного уровня смотрах, конкурсах, фестивалях. Открывал новые имена талантливых детей и молодёжи. Организовал агитбригаду «Амара» (Солнце), которая ездила с концертами по всей республике, на самые отдаленные отгонные пастбища и дарила людям настоящие праздники встречи с высоким искусством. Артисты исполняли песни на разных языках народов Карачаево-Черкесии, танцы народов Кавказа, демонстрировали свое актерское мастерство в театральных представлениях.
Всей своей разносторонней деятельностью этот выдающийся человек показывал, что воспитание и образование души – это самое главное воспитание; что именно духовность – та сфера, в которой рождаются главные человеческие ценности: Вера, Добро, Любовь, Постижение красоты…
Осман Даткович относился к тем редким, удивительным людям, которые отдают себя без остатка, не требуя взамен ничего. На таких людях испокон веков держится мир. Они нужны всегда, но в наш агрессивный, прагматичный век такие люди просто необходимы для того, чтобы компенсировать острейший дефицит искренности, любви, доброты и человечности. И пока жив хоть один человек, на которого упал свет его многогранного таланта и его личности, будет жить и Осман Даткович.
Мои родные, любимые учителя! Примите низкий поклон и запоздалое признание в любви в этих несовершенных строчках вашей не самой прилежной из учениц…
И если мы, ваши ученики, достигли каких-то высот в жизни и в профессии, в этом немалая ваша заслуга, вы – соавторы всех наших достижений, т. к. позаботились о том, чтобы потребность в неустанной учёбе и самосовершенствовании стала навсегда нашей жизненной доминантой. Вы дали нам не только определенные знания и умения, а научили самой важной науке: пониманию того, что главная высота и главное достоинство человека – быть человеком.
Я хотела успеть с этим письмом к Дню учителя, но, как всегда, в суете сует, в текучке школьных дел опять опоздала. Но разве для того, чтобы поклониться учителю, нужно ждать профессиональных праздников?

 М. ДЗУГОВА,
 учитель мировой художественной

культуры и музыки высшей категории,

почетный работник образования РФ.

Поделиться
в соцсетях