Сберечь эти ручейки

18 ноября в 10:41
4 просмотра

На днях на базе Общественной палаты КЧР состоялся «круглый стол», на котором представители Министерства образовании и науки КЧР, национальных общественных организаций, ученые-филологи, учителя родных языков обсуждали необходимость увеличения количества часов занятий на родных языках народов КЧР в общеобразовательных организациях республики. Дискуссия получилась интересная и бурная, поскольку проблема сохранения и развития языков народов КЧР сегодня стоит очень остро, неслучайно этот год в Карачаево-Черкесии объявлен Годом родных языков.
Если заглянуть в Атлас исчезающих языков мира, изданный ЮНЕСКО, отметила ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Фатима Озова, то мы увидим, что к числу вымирающих отнесены и языки четырех субъектообразующих народов нашей республики – абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский. Речь идет о том, что в течение жизни еще одного-двух поколений эти языки могут исчезнуть с лица земли.

На днях на базе Общественной палаты КЧР состоялся «круглый стол», на котором представители Министерства образовании и науки КЧР, национальных общественных организаций, ученые-филологи, учителя родных языков обсуждали необходимость увеличения количества часов занятий на родных языках народов КЧР в общеобразовательных организациях республики. Дискуссия получилась интересная и бурная, поскольку проблема сохранения и развития языков народов КЧР сегодня стоит очень остро, неслучайно этот год в Карачаево-Черкесии объявлен Годом родных языков.
Если заглянуть в Атлас исчезающих языков мира, изданный ЮНЕСКО, отметила ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Фатима Озова, то мы увидим, что к числу вымирающих отнесены и языки четырех субъектообразующих народов нашей республики – абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский. Речь идет о том, что в течение жизни еще одного-двух поколений эти языки могут исчезнуть с лица земли.
Совершенно очевидно, что только увеличением количества часов занятий на родных языках в школах проблему сохранения языков не решишь, сказал ведущий «круглого стола» руководитель информационно-аналитического отдела АНО «Алашара» Георгий Чекалов, но это один из путей ее решения.
Еще в недалеком прошлом в школах родному языку и литературе отводилось 9 часов в неделю! Затем их количество сократилось до 6, потом – до 5, а теперь и вовсе осталось три часа (два – на родной язык и один – на родную литературу). Как можно научить ребенка родному языку и литературе за такое время, возмущались присутствующие учителя. Это же нереально!
Как объяснила консультант отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки КЧР Нелли Аганова, по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) с 1 по 7 класс родному языку и литературе как федеральным учебным предметам отведено 3 часа в неделю. Но учебный план, согласно ФГОС, состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса! Так вот время, отводимое на вторую часть учебного плана, может быть использовано как раз на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части. Но будет ли оно отдано изучению родных языков или других предметов, вправе решать только сама школа. К слову, в некоторых школах Хабезского района сегодня черкесский язык и литературу изучают пять часов в неделю как раз благодаря тому, что к трем обязательным часам по согласованию преподавательского коллектива и родительского комитета добавили два часа из части, формируемой участниками образовательного процесса.
Вопрос в том, захотят ли другие школы пойти по такому же пути? Не потребуют ли родители дополнительных часов не по родному языку и литературе, а, скажем, по математике, физике, химии и т. д., ведь по этим предметам детям в будущем предстоит сдавать ЕГЭ.
Большая проблема состоит и в том, говорилось на «круглом столе», что многие родители, особенно в г. Черкесске, высказывают желание, чтобы их дети на уроках родного языка занимались… с русскоязычными детьми, считая, что русский язык их чадам пригодится больше, ведь после окончания школы они будут поступать в вузы в Центральной России.
Выходит, начинать работу по сохранению и развитию языков надо с родителей?
И еще, каким бы патриотом своего народа ни был человек, если он увидит, что родной язык преподается в школе плохо, он не будет бороться за увеличение часов преподавания данного предмета. Потому что в данном случае увеличение количества никак не трансформируется в качество. Если же детям интересно на занятиях у того или иного учителя, они сами попросят «добавки» его предмета. Так что огромную роль в решении проблемы, отмечалось на заседании, играют учитель и школа.
О ключевой фигуре учителя говорилось на «круглом столе» немало. У нас есть прекрасные учителя родных языков, которые сами разрабатывают учебники и методические пособия, побеждают на мастер-классах всероссийского уровня, у которых ученики показывают прекрасные результаты на олимпиадах по родным языкам. Но есть и «слабые звенья». И самое главное – вызывает большую тревогу то, какие учителя придут на смену нынешним. «В последние годы мы не имеем контингента учащихся, из которых можно было бы выбрать студентов, – поделился проректор КЧГУ по научно-исследовательской работе Сергей Пазов. – Если, когда я поступал в наш пединститут, конкурс среди желающих стать учителями абазинского языка и литературы составлял 3,5-4 человека на место, то сегодня, образно говоря, мы ищем 3,5 человека, чтобы они поступили к нам учиться хотя бы без конкурса». Уровень подготовки этих ребят очень слабый, и большой вопрос – какие из них выйдут преподаватели.
И тут Сергей Умарович поделился интересным наблюдением. В девяностые годы в республике было закрыто множество детских садов, в том числе в сельской местности. И… уровень знаний родного языка у детей начал резко падать. В итоге школы стали получать учеников, плохо говорящих или вовсе не говорящих на родном языке, университет – студентов со слабым знанием родного языка и литературы. Сегодня в Карачаево-Черкесии открываются новые детские сады. Но если раньше в садиках говорили с детьми на родном языке, вели занятия с ними на родном языке, то теперь таких – единицы. А ведь именно в раннем возрасте ребенок лучше всего овладевает языком! Так не стоит ли обратить внимание в первую очередь на малышей, на занятия именно с ними?
Вопросы, вопросы. Их было задано в этот день очень много, хотя, казалось бы, тема «круглого стола» звучала довольно узко.
Взглянуть на проблему шире, глобальнее призвала собравшихся Фатима Озова. Начав свое выступление с упоминания об Атласе исчезающих языков мира, она отметила, что ЮНЕСКО рассчитывает жизнеспособность языков по 9 критериям, в том числе по числу носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Фатима Анатольевна прошлась по всем критериям, и сразу четко обозначились и другие проблемы. К примеру, отсутствие хорошо иллюстрированных художественных книг на родном языке для детской аудитории (как воздух, нужны тоненькие, красочные, недорогие детские книжки!), падение тиражей республиканских газет, выходящих на языках народов КЧР, непростая ситуация с изданием учебников на родных языках (в последние годы она изменилась к лучшему, но до полного благополучия еще ох как далеко)…
Под эгидой ЮНЕСКО, напомнила Озова, в недавнем прошлом были разработаны программы обучения детей на родном (карачаевском, черкесском, абазинском, ногайском) языке с 3 лет до средней школы. Были подготовлены учебники по математике, окружающему миру и т. д. Но сегодня они лежат мертвым грузом так и не изданные. А почему? Почему не ввести обучение детей на родном языке? Хотя бы в детских садах и начальной школе? Ведь подобные эксперименты были в республике в начале девяностых. К примеру, Мухадин Бемурзов учил детей в начальных классах Али-Бердуковской школы на родном языке по собственной разработанной программе, и у всех этих ребят будущее сложилось благополучно, говорила Фатима Анатольевна. А взять Татарстан. Там обучение на родном языке ведется сегодня чуть ли не в половине школ! Почему не изучить и не использовать подобный опыт?
Чем дольше длилась дискуссия, тем больше высказывалось разных предложений. Член Общественной палаты КЧР, представитель фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» Азрет Караев говорил о необходимости активнее привлекать к решению проблемы спонсоров – представителей бизнеса, о целесообразности введения системы национальных именных стипендий для студентов и т. д. Представитель КЧГУ Магомет Байчоров напомнил собравшимся о законе «О языках народов КЧР», который с момента принятия в 1996 году все эти годы остается незыблемым, хотя, возможно, в него можно внести какие-то изменения, которые помогут в деле сохранения и развития языков. Ведь, например, в Кабардино-Балкарии в аналогичный закон поправки вносились уже раз десять. И, кстати, в той же КБР студенты всех факультетов госуниверситета на первом курсе учат не только русский и английский, но и родные языки. Нелли Аганова призвала всех активно включиться в обсуждение программы среднего общего образования, которое идет в стране, и внести свои предложения, в том числе и по увеличению количества часов по родному языку и литературе в тех же старших классах…
И чем больше звучало предложений, тем четче вырисовывался план действий на будущее, который, высказали надежду собравшиеся, поддержит Общественная палата КЧР. Надо создать комиссию, в которую войдут представители заинтересованных министерств и ведомств, ученые, учителя, представители национальных общественных организаций, по решению вопроса об увеличении количества часов занятий на родных языках в школах, которая изучит проблему всесторонне, проведет мониторинг ситуации в образовательных организациях республики, взвесит все «за» и «против». Нужно обратиться к Главе республики с предложением о разработке республиканской государственной программы по сохранению и развитию языков народов КЧР. К слову, подобные программы есть в Кабардино-Балкарии, Адыгее, Абхазии…
План очень хороший, и будем надеяться, что все высказанное на «круглом столе» не останется просто словами. Тем более что заседание показало, как много в нашей республике людей, болеющих за судьбу своего народа, за сохранение родного языка. К примеру, наша коллега из газеты «Абазашта» Ася Джердисова, которая является соавтором не одного учебника по абазинскому языку и литературе, рассказывала, что разработка только одного учебного пособия стоит огромных трудов и занимаются этой работой настоящие подвижники, потому что рассчитывать на адекватное материальное вознаграждение не приходится. Однако, к счастью, таких подвижников в республике не один, и не два, потому что у специалистов душа болит за будущее. А учитель карачаевского языка и литературы СОШ №6 г. Карачаевска Залина Гаппоева рассказала о том, как благодаря воле заведующей детским садом «Солнышко» Любови Семеновой в этом ДОУ, и только в этом в г. Карачаевске, проводится обучение малышей карачаевскому языку. «В младшей группе занимаемся по 15 минут два раза в неделю, в средней – по 20 и т. д., – говорила Залина Хамитовна. – Программы обучения во всех группах в свое время разработала педагог Моника Урусова, которой уже, увы, нет с нами. И мы успешно учим детей по этим программам. Пословицы, потешки, песни – наши дети (а среди них есть не только карачаевцы, но и русские, черкесы) с огромным удовольствием все это запоминают и выступают с этим на разных праздниках».
Георгий Чекалов сообщил, что по инициативе АНО «Алашара» и благодаря поддержке мэрии в одном из детских садов г. Черкесска в ближайшее время заработает кружок абазинского языка. А заведующая методкабинетом отдела образования администрации Хабезского района Раиса Кунижева рассказала, как в 10 и 11 классах школ района сохранили преподавание истории и культуры родного народа, разработав элективный курс «Мир родного языка»…
Людей, болеющих за судьбу родного народа, родного языка, у нас много. И делается ими немало. Очень важно, образно говоря, сберечь эти ручейки, помочь им стать глубже и полноводнее и не затеряться среди камней и песка, а найти выход к чистому озеру, и тогда нам не будет грозить опустынивание.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях