Чтобы сердца были открыты

15 декабря в 05:27
 просмотров

На минувшей неделе в Карачаево-Черкесском государственном университете состоялась встреча студентов и преподавателей с архиереем Пятигорским и Черкесским Феофилактом. Признаться, это единственный на моей памяти случай, когда в течение публичного выступления тишину в зале не нарушало ничто, кроме голоса ритора…
А говорил владыка Феофилакт в этот день о многом.
– Я здесь нахожусь для того, чтобы рассказать, как сильно люблю Кавказ. Может, это не совсем удачный пример начинать разговор с себя, но та духовная сила, которой я обладаю, позволяет мне сделать такой шаг. Начну с того, что я родился в городе Грозном. Тогда это была столица Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, а мы, мальчишки и девчонки, носители и представители разных национальных культур и традиций – ингуши и чеченцы, русские и азербайджанцы, грузинские евреи и татары, – жили как в одной большой, дружной семье. Грозный привил мне особое, почтительное отношение к людям старшего поколения, умение уважать национальное достоинство и жизненные интересы любого человека, он помог мне прийти к вере в Творца.

На минувшей неделе в Карачаево-Черкесском государственном университете состоялась встреча студентов и преподавателей с архиереем Пятигорским и Черкесским Феофилактом. Признаться, это единственный на моей памяти случай, когда в течение публичного выступления тишину в зале не нарушало ничто, кроме голоса ритора…
А говорил владыка Феофилакт в этот день о многом.
– Я здесь нахожусь для того, чтобы рассказать, как сильно люблю Кавказ. Может, это не совсем удачный пример начинать разговор с себя, но та духовная сила, которой я обладаю, позволяет мне сделать такой шаг. Начну с того, что я родился в городе Грозном. Тогда это была столица Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики, а мы, мальчишки и девчонки, носители и представители разных национальных культур и традиций – ингуши и чеченцы, русские и азербайджанцы, грузинские евреи и татары, – жили как в одной большой, дружной семье. Грозный привил мне особое, почтительное отношение к людям старшего поколения, умение уважать национальное достоинство и жизненные интересы любого человека, он помог мне прийти к вере в Творца. Будучи семиклассником, я пошел с мамой в церковь и понял в тот день, что служение Творцу – мое призвание, мое предназначение, что я раб Божий.
Самое большое желание Бога – это высокая нравственность человека. И сохранение чистоты веры, а она заключается только в одном – ты должен быть настоящим другом для любого человека и к любому относиться так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Несколько лет тому назад нас посетил святейший патриарх Кирилл и сказал, на мой взгляд, очень точные слова: «Почему горцы во все времена с неподдельным уважением относились к казакам? Потому что они видели в них носителей истинной веры. А если у человека есть вера в Творца, ему можно доверять во всем. Это и есть высоконравственная личность».
Профессионально используя не декларации, а тонкое понимание специфики темы, поведал архиепископ Феофилакт и о праве на свободу.
– Всевышний, когда создавал первых людей, не создал их одинаковыми. Это были два начала и два конца, продолжение друг друга, то, без чего не почувствуешь целостности. Человек, какой бы национальности он ни был, всегда может быть свободным в выборе веры, без всяких «но» или «если», наша внутренняя свобода заключается в открытом диалоге. В душе каждого Бог закодирован. И надо делать все для того, чтобы живущую в нас веру в Творца познать, углубить, осознать. Чтобы сердца людей были открыты друг другу.
Понятное дело, что мы разные люди, живем в разных странах, в некоторых из них легализованы наркоторговля, проституция, в других нет места светской жизни, но это все не про нашу великую страну. Она такого не приемлет при всем многообразии языков, культур, национальностей. Свидетельством тому – маленький уголок России, именуемый Карачаево-Черкесией. Это место, которое может стать домом для любого человека, и потому республика, как никакая другая, сохраняет мир и спокойствие в это непростое время. Говоря же о всей стране, не могу не отметить ее уникальность. Она вбирает в себя все возможные двенадцать часовых поясов. Когда во Владивостоке молитва подходит к концу, в Калининграде верующие приступают к ней… Иными словами, молитвы в России звучат целыми сутками… Беспрестанно.
Один из слушателей спросил архиерея: «Мы только что с пятничного намаза, и, поверьте, нам было бы очень приятно видеть на таких встречах не только священнослужителей Русской Православной Церкви, но и эфенди, имамов. Практикуете ли вы такое?» На что Феофилакт ответил: «Я только «за» проведение таких встреч. А впрочем, мы всегда вместе, когда в этом возникает необходимость. И если даже выступаем порознь, как в данном случае, то говорим об одном и том же, только на пяти разных языках…»
Интересовались собравшиеся полномочиями, возможностями епископа, есть ли у него светское образование (есть – окончил институт дружбы народов Кавказа), основами монашеского послушания, его миссией в прославленной общине Туркмении, которую он возглавляет более семи лет, самой Республикой Туркменистан.
– Туркменистан – светское государство, в котором сохраняется равноправие между всеми конфессиями, – пояснил архиерей Феофилакт, – но об этой чудной, гостеприимной стране так просто не расскажешь. Там надо побывать, увидеть все собственными глазами.
Рассказал архиерей о своих визитах в Иран, где презентовал Россию как православную, так и исламскую, в монастырь Святой Екатерины на Синайском полуострове.
Весьма интересной оказалась информация о благотворительной деятельности епархии, как и сама история епархии.
– В состав епархии входят приходы Минераловодского, Предгорного, Кировского районов Ставропольского края, Ессентуков, Железноводска, Кисловодска, Пятигорска, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Это 162 прихода, 166 храмов, четыре монастыря… Это масса социальных учреждений, так, например, приют-пансион «София» для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, при Свято-Георгиевском женском монастыре, «Дом для мамы» – кризисный центр помощи беременным и женщинам с детьми, попавшим в беду, социальные приюты, трапезные для путников, госпитали, богадельни, где старые, неизлечимо больные люди могли бы должным образом подготовиться к шагу в Вечность. Или вот еще. В минувшем году наша епархия собрала четыре миллиона рублей, которые были направлены на лечение тяжелобольных людей.
Высказался архиерей и по поводу преподавания в школах предмета «Основы религиозной культуры и светской жизни»:
– Я против этого. Учиться религии нужно в церквях, храмах, мечетях. В связи с этим хотел бы с большим сожалением заметить, сколь удручающе запущено состояние Сентинского храма X века. Иной коровник находится в лучшем состоянии, нежели этот уникальный древний храм и находящееся при нем здание Преображенского женского монастыря.
– Не утихают разговоры и о судьбе Архызских храмов, которые, якобы, Русская Православная Церковь хочет отнять у государства. Проясните ситуацию, – попросили из зала.
Архиерей Феофилакт был весьма категоричен: «Архызский храмовый комплекс – собственность государства».
Собравшихся интересовало многое: и почему православная церковь именует себя русской, отделена ли церковь от государства? Приводить все ответы владыки не буду, это общеизвестные истины, но одну фразу приведу полностью: «Должен заметить, что со времен князя Владимира и до правления Владимира Путина ни одна религиозная община не имела столько свободы, сколько сейчас». И в заключение: «Постарался, как мог, ответить на все ваши вопросы. Не предельно кратко, но предельно искренне».

НА СНИМКЕ: Архиерей Феофилакт.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях