Жизнь, связанная с дорогой

22 декабря в 06:19
2 просмотра

В день народного единства в числе немногих самых выдающихся земляков звание «Заслуженный работник транспорта Карачаево-Черкесской Республики» получила Светлана Глушкова – водитель троллейбуса 1 класса Черкесского городского муниципального предприятия «Троллейбусное управление».
Я попыталась выяснить, что удерживает её на этой нелёгкой, однообразной работе, на мой взгляд, совсем не сопоставимой с образом женщины. Но прежде чем приступить к допросу «с пристрастием», решила оценить избранный Светланой профессиональный жребий в свете возвышенных чувств. Однако и в максимальном приближении, вдосталь наездившись на родном для неё троллейбусном маршруте №4, не сумела разглядеть ничего необычного – ремесло как ремесло, никакой романтики.
«Нет, это не так, – возразит Глушкова гораздо позже, вслед за нашим знакомством.
Что заставляет Светлану Михайловну двадцать шесть лет держаться за эту «несладкую» работу, ради которой надо вставать в четыре часа утра, крутить руль половину суток, питаться второпях, на ходу? Изменила идеалам юности или нашла свой путь? «Кто знает, – пожала плечами Светлана Михайловна. – Так получилось, хотя будущее предствлялось мне милицейским детективом. Сотрудником ГАИ – вот, кем я хотела стать. Училась хорошо, лучше всех, готовилась в Армавирский милицейский техникум».

В день народного единства в числе немногих самых выдающихся земляков звание «Заслуженный работник транспорта Карачаево-Черкесской Республики» получила Светлана Глушкова – водитель троллейбуса 1 класса Черкесского городского муниципального предприятия «Троллейбусное управление».
Я попыталась выяснить, что удерживает её на этой нелёгкой, однообразной работе, на мой взгляд, совсем не сопоставимой с образом женщины. Но прежде чем приступить к допросу «с пристрастием», решила оценить избранный Светланой профессиональный жребий в свете возвышенных чувств. Однако и в максимальном приближении, вдосталь наездившись на родном для неё троллейбусном маршруте №4, не сумела разглядеть ничего необычного – ремесло как ремесло, никакой романтики.
«Нет, это не так, – возразит Глушкова гораздо позже, вслед за нашим знакомством.
Что заставляет Светлану Михайловну двадцать шесть лет держаться за эту «несладкую» работу, ради которой надо вставать в четыре часа утра, крутить руль половину суток, питаться второпях, на ходу? Изменила идеалам юности или нашла свой путь? «Кто знает, – пожала плечами Светлана Михайловна. – Так получилось, хотя будущее предствлялось мне милицейским детективом. Сотрудником ГАИ – вот, кем я хотела стать. Училась хорошо, лучше всех, готовилась в Армавирский милицейский техникум».
К сожалению, судьба подставила Свете подножку. Аттестат отличницы оказался для приемной комиссии недостаточным доводом для сдачи экзаменов, судачили, что места уже были заранее распределены. На документы дочки простой колхозницы даже не взглянули. Вернулась домой Света понурой, но мама успокоила, не горюй, будешь и ты ликовать. Праздник, явившись нежданно-негаданно в образе красивого парня Сергея, закрутил её в вихре любви. Оглянуться не успела, как оказалась в загсе. Мама была против: «Не пара он тебе!» Но девушка не смогла противиться чувствам – любовь застила глаза. Увы, если бы молодость знала, если бы старость могла… Сон наяву, сузив интересы, превратил Светлану в домохозяйку. Одна за другой родились две дочери. Стирка, пелёнки, глажка, кухня… Неустроенный быт без собственного жилья в Черкесске, куда переехали молодожёны.
Испарившиеся мечты об институте… В то время город опутывался в дополнительные электрические провода. Люди ждали первого троллейбуса. Необходимы были кадры – ускоренными темпами шёл набор молодёжи, которой предстояло учиться вождению. В качестве приманки предлагалась квартира. И Светлана решилась, а что делать, коли чужие углы стали поперёк горла?
Специальность освоила играючи, она, между прочим, здорово выручила ее в минувшие дефолты: зарплата не задерживалась, колдоговор гарантировал стабильность социально-трудовых отношений, новая двухкомнатная квартира казалась дворцом.
Однако конфетно-букетный период супружеской четы закончился именно в ней. По прямоте своей натуры жить во лжи и портить ею дочерей Светлане не хотелось, и она оформила развод. Это ее не сильно огорчило. Правда, иногда глаза застилают слёзы, сердцу не прикажешь… Дальнейшую жизнь она связала с дорогой, даже музыкальный сигнал на телефоне – мелодия из кинофильма «Последний троллейбус».
Работа её начинается спозаранок. Заканчивается в двадцать тридцать, с поздней осени до ранней весны – темно. Не страшно? «На этом лучше не зацикливаться, – попросила собеседница. – Рядом с моим домом мечеть, как запоёт мулла, сразу чувствую себя защищённой. Люди должны о хорошем думать – так я себя успокаиваю, и, что интересно, помогает. Конечно, всякое бывало. Все камни переносила от своего дома, чтобы от собак защищаться. Помню анекдотичную ситуацию. Полшестого утра. Темень, хоть глаз выколи. И вдруг вижу машину рядом. Куда я, туда и она. Добежала до депо, вся трясусь, а шофёр высунулся в окно, закричал: «Я вас знаю, вы на троллейбусе работаете!» – и поехал дальше. С людьми не соскучишься! Вообще-то я боюсь только одного – обидеть человека. Если увижу опоздавшего, обязательно подожду. Одинаково чту все религии. Бабушка Мария Кондратьевна богомольная была, уговаривала в церковь ходить, я отнекивалась – пока не доросла. Зачем Бога гневить, всё равно буду поступать, как хочу.
Рассвет – ни с чем не сравнимое удовольствие – люблю тихие зори. Поэтому по утрам у меня обычно умиротворённое настроение. Мой маршрут «Парковая – «Каскад»: Парковая, Доватора, Ленина, Кавказская, Октябрьская, Гутякулова и по Демиденко – на «Каскад». О такой прекрасной, без ухабин, дороге несколько лет назад я даже не мечтала. На улице Гутякулова, помню, в дождь буквально тонули, буксовали в грязи. Теперь – шоссейное полотно гладкое, причём повсюду – любо-дорого посмотреть. Бабульки-пассажирки не устают хвалить Темрезова и Тамбиева, особенно когда пересекаем Первомайскую улицу».
У названия её специальности нет женского рода. Так и говорят: «водитель троллейбуса». То есть водит электрическое «громадьё». Издержка профессии – монотонность. Спасение – в пассажирах. «Нередко они подходят ко мне поговорить о том о сём, поблагодарить за комфортную поездку или «выложить» душу, – поделилась Глушкова. – Не дают скучать и лихачи-автомобилисты: суетятся, мечутся чуть ли не под колёсами троллейбуса. Постоянно переживаю, не знаю, с кем Бог сведёт через минуту. Недавно на Доватора джип перевернулся. Мой троллейбус был в десяти секундах от этой аварии, хорошо, не подрезал, сколько бы пассажиров пострадало! Видела по телевизору документальный фильм. Лётчик-испытатель стал инвалидом не из-за авиакатастрофы, а на земле, попав в ДТП. В небе, сказал он, есть возможность подумать, на дороге – нет, решения надо принимать мгновенно.
У меня ЧП, тьфу-тьфу, не отмечены – я всегда отличалась старательностью. Технику безопасности знаю как таблицу умножения, так что мои пассажиры всегда возвращаются домой целыми и невредимыми. За это я имею много грамот, значки «За безаварийную работу» (все три степени), благодарственное письмо за подписью министра транспорта России, почётные грамоты. На Доске почёта мой портрет уже стал привычным. Фотографию, запечатлевшую меня вместе с Главой республики Рашидом Бориспиевичем Темрезовым, после вручения мне в День образования КЧР почетной награды «Заслуженный работник транспорта Карачаево-Черкесской Республики», сразу же отвезла к маме: пусть смотрит, гордится дочерью. Кто ещё, кроме неё, искренне порадуется моему счастью принять поздравление от самого президента (!), как до сих пор называет она Темрезова. Уважения можно добиться везде, были бы совесть, ответственность и желание развиваться. Читать никто не запрещает – душе нельзя позволять лениться. У меня три внучки и один внук, бабушка им нужна современная…»
Помолчав немного, Светлана Михайловна вздохнула:
– Как быстро пролетело время с тех пор, как я стала водить троллейбус. Думала, временно, получилось – навсегда. Младшей дочурке Наде исполнилось тогда полтора годика, сейчас уже её дочке и моей внучке Олесе десять лет. Она любит кататься вместе с бабушкой. Правда, большой скоростью езды перед ней я не хвастаюсь да и торможу я мягко и медленно, по старинке, с уважением к людям. В этом есть большой плюс: ни я, ни внучка ни разу не слышали возмущённых возгласов пассажиров, типа: «Не селёдку в бочке везёшь!» или чего похлеще.
Светлана Михайловна – образованна, остроумна, разговаривает легко… просто приятная во всех отношениях женщина. О пассажирах отзывается доброжелательно: «Люди сейчас стали спокойнее, не грубят. Если по какой-то причине не вышла в смену, беспокоятся – почему вас вчера не было? Это приятно для сердца. Пенсионеры почти не брюзжат, многие из них, больше женщины, выглядят моложе своих лет. У всех на устах «Модный приговор», Малахов в «Пусть говорят», вернее, его помощь героям передачи. Молодёжь, я замечаю, становится воспитаннее, всё чаще уступает место молодящимся сударыням, но те отказываются, стоят всю дорогу, лишь бы не «раскусили» их возраст. Постоянных пассажиров знаю в лицо. Они меня – тоже».
Скупые отношения не для Светланы Михайловны. Не для неё и ожидание синей птицы. Она вся – в сегодняшнем дне. В преодолении возникающих проблем, в умении радоваться обыкновенным вещам. Нормальная жизнь нормального человека… Сейчас у неё стажируются ученики. Как и их наставница в молодости, боятся сделать что-то не так. Она подбадривает: мастерство придёт с заботой о пассажирах.
Наблюдая за упорядоченными действиями Глушковой в кабине троллейбуса, я невольно удивилась слепоте мужской половины человества – красивая, энергичная, аккуратная и… свободная. Ларчик «открыла» потом близкая подруга Светланы: «Она не любит ловеласов и пустозвонства. Не огрубела в мужском коллективе. Не переносит непристойности. Об этом знают все и боятся лишний раз подойти к ней, пошутить».
А тем временем не подозревающая о моих мыслях Светлана спокойно окончила свой рассказ: «Ночная жизнь троллейбуса – полная противоположность дневной. Во-первых, он отдыхает от людской суеты и, во-вторых, приобретает приличный вид. Я завожу его в «баню», в моечный цех. Медленно прогоняю между механических щёток, которые энергично трут его и моют».
Неустанный перевозчик, в депо троллейбус «нежится»: его обслуживают мойщики, уборщики, слесари, мастера. В утренних рейсах он как «огурчик».
Зимой троллейбус – теплынь на колёсах. Пассажиры стремятся к нему бегом, чтобы скорее согреться. Летом – пекло, но народ всё равно пользуется им. Нынче пеший ход не в моде – расстояния в Черкесске увеличились до нешуточных. Писатель Юрий Олеша считал, что троллейбус похож на Антона Павловича Чехова. Светлана, правда, никакого сходства не замечает, но к своему внушительного вида транспорту относится как к живому существу. Любит его ухоженным, «упакованным» в броскую рекламу. Сейчас он красуется в «натяжных потолках». Художники постарались сделать их яркими и весёлыми.
Транспорт, которым управляет Светлана Михайловна, именуемый троллейбусом, конечно, не одухотворен, но на маршруте он спаян с ней, как коллега, занятый необходимым нашему городу делом.
Спасибо, что вы есть! С вами Черкесску уютнее… Вы бережёте наши жизни. Я наконец поняла, в чём ваше счастье, и вышла на своей остановке.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях