Фактор стабилизации и духовности

29 декабря в 11:46
 просмотров

В республике прошел всероссийский научный форум «Религия в современном обществе», который собрал представителей экспертного сообщества, духовенства и органов власти из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Ставрополья, Адыгеи, Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии.
Основными направлениями работы пленарных заседаний стали темы сотрудничества ислама и православия на Северном Кавказе, исторические аспекты изучения религии, философские проблемы религиозного возрождения в условиях кризиса духовной культуры.

В республике прошел всероссийский научный форум «Религия в современном обществе», который собрал представителей экспертного сообщества, духовенства и органов власти из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Ставрополья, Адыгеи, Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии.
Основными направлениями работы пленарных заседаний стали темы сотрудничества ислама и православия на Северном Кавказе, исторические аспекты изучения религии, философские проблемы религиозного возрождения в условиях кризиса духовной культуры.
Муфтий Исмаил-хаджи Бердиев отметил, что в нынешнее сложное время необходима консолидация всех светских и духовных сил общества, а архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт подчеркнул: «В истории человечества религия и мораль тесно связаны на протяжении тысячелетий. Когда у меня спрашивают, какой я веры, отвечаю: «православный». И это обозначает не просто факт моего крещения. Это определенный образ действия в разных ситуациях. Как православный христианин я в той или иной ситуации поступлю так, а не иначе. И окружающие понимают, что для православного человека вполне естественно начать воскресный день с молитвы в храме, научить ребенка держать в руках молитвослов прежде чем пульт от телевизора».
Всеобщее внимание привлекло выступление Ирины Бабич, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН. Она отметила необходимость тесного сотрудничества церкви и интеллигенции. У нас на Кавказе есть писатели, которые отстаивают идеи сохранения и возрождения национальных культур и этических традиций своих народов. Есть и те, кто поддержал новое исламское возрождение, и те, кто, восприняв тенденцию к глобализации, отказались от попыток создания горской идеологии, кто принимает культурную унификацию жизни с преобладанием массовой культуры как неизбежность и норму современной жизни. Бабич отметила, что в прежние годы национальные литературы и ее представители занимали значительное место в общественной жизни народов Северного Кавказа, пользовались авторитетом, были «законодателями» морали, но в 1990-е годы все изменилось: местная интеллигенция практически в одночасье потеряла свое влияние. Произведения поэтов и писателей практически перестали издавать, писатели крайне редко выезжали на встречи с читателями, республиканские Союзы писателей практически перестали поддерживаться государством.
В нынешнее время молодое поколение знакомится с национальной литературой главным образом в школе. В КЧР национальные литературы являются школьным предметом, и дети обязаны читать наиболее известные произведения местных авторов, изданные до начала 1990-х годов. Однако вне стен школ современная молодежь практически не читает национальную художественную литературу. Современные литературные вкусы молодежи разнообразны: есть молодые горянки, которые увлекаются произведениями Лермонтова или Пушкина и Достоевского, пожилые люди читают главным образом детективы.
В КЧР произведения местных писателей практически никто не читает, даже студенты филологического факультета местного университета знакомятся с национальной литературой с помощью Интернета. После школы молодежь практически забывает про национальную литературу. Как рассказывала директор сельского клуба аула Хабеза, сельчане редко берут произведения местных писателей. В прежние десятилетия они проявляли больший интерес к их творчеству.
Исключение составляет так называемая историческая литература. У мусульманской молодежи появилась большая тяга к исторической литературе, в которой описывается история и культура их народов. Но в какой степени писатели или художники в своем творчестве обратились к теме исламского возрождения? Формирующаяся в 1990-2000-е годы исламская идеология была негативно воспринята местной северокавказской интеллигенцией, которая скептически восприняла становление современной горской идеологии на основе исключительно исламской культуры, многие полагают, что исламскую религию надо сохранять и соблюдать в том виде, в каком соблюдали ее деды.
Северокавказские горцы, как и все остальные россияне, в целом отдают явное предпочтение общероссийскому телевидению – сериалам, фильмам, боевикам. По мнению информаторов, такое телевидение оказывает серьезное воздействие на поведение подрастающего поколения, нивелируя воспитательную роль горских традиций. Основными рекомендациями могут стать, по мнению Ирины Бабич, повышение роли и статуса местной творческой интеллигенции. А творческой интеллигенции следует по-новому осмыслить современную действительность, понять, на каком языке писать произведения. Книги на местных языках мало популярны, но издание произведений только на русском, безусловно, не будет способствовать развитию национальных языков. Следует обратить внимание и на претензии, которые высказывают молодые мусульмане к произведениям национальных писателей. По их мнению, современная национальная литература, собственно, не является «современной»: нынешним писателям по 60-70 лет, свою жизнь они прожили при советской власти и пропагандировали советскую идеологию, поэтому «верить им нельзя». Мусульманам хотелось бы читать произведения об исламе, тем не менее современные национальные писатели, с их точки зрения, вряд ли могут об этом писать, так как сами очень далеки от него. Но не только писатели старшего поколения достаточно равнодушны к исламу, но и молодые авторы не исповедуют ислам, и, соответственно, они не имеют интереса к этой стороне жизни горцев.
Многие высказывали мысль, что современные чаяния народов уже не выражают ни национальная, ни исламская культуры. Часто говорят, что в современном обществе имеет место лишь декларация национальных и исламских ценностей, тогда как функционирования самих ценностей в обществе нет! Главная цель населения – получить диплом о высшем образовании и занять должность во властных или силовых структурах. Есть и более пессимистические взгляды. По мнению кабардинского художника Р. Цримова, профессиональная культура вообще не способна сформировать современную горскую идентичность и современную горскую идеологию.
Местные, республиканские власти и, соответственно, министерства культуры, печати и образования всячески стремятся поддерживать, пропагандировать и возрождать национальные традиции, национальные вокальные и хореографические коллективы, надеясь на этом фундаменте построить новое общество. В то же время появившаяся религиозная свобода позволила народам Северного Кавказа возродить свою традиционную религию – ислам, который, однако, занял очень незначительную нишу в современной жизни и не смог стать моральным фундаментом общества.
Много внимания участники конференции уделили и угрозам, связанным с ростом международной напряженности, распространением терроризма и экстремизма. Сегодня идет процесс отхода от заповедей традиционных мировых религий, который влечёт за собой размывание устоявшихся духовно-нравственных ценностей, отмечали собравшиеся. Это приводит к возникновению упрощённых и искажённых версий религиозных учений, которые распространяются методами силового навязывания, террора и убийств. Мы видим, как в Сирии и других мусульманских государствах задурманенные ложными идеями борьбы против инаковерующих террористы убивают и изгоняют мусульман, верных традициям своих предков.
Участники форума призвали всемерно способствовать развитию институтов гражданского общества, консолидировать социальные и этнические группы во имя сохранения стабильности в обществе. Возрастание роли традиционных религий в обществе, распространение высоких принципов и заповедей ислама и православия станут хорошим заслоном от искусственно насаждаемой идеологии религиозного экстремизма в обществе, особенно среди молодежи, отметили участники мероприятия.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях