«В ней сокрыто жизни существо…»
Детям природой дарована высокая любовь к матери. Но говорить, тем более писать о матери трудно, особенно для тех, у кого ещё свежа боль утраты её тепла и всепонимающего взгляда, оборвана самая крепчайшая в мире связь. Ведь в жизни всё повторимо и заменимо, единственна только Мама… Расул Гамзатов написал о своей матери, простой горской женщине, о её радостях и печалях, неустанном труде, недолгой молодости и ранних сединах, о её песнях, что она пела у колыбели своих детей: «Мать – слово это сроду не обманет, в нём сокрыто жизни существо»… Поэма, написанная о матери, стала признательностью и благодарностью тысячам матерей, и в этом – сила обобщения, сила чувства, проникновенности поэта.
Детям природой дарована высокая любовь к матери. Но говорить, тем более писать о матери трудно, особенно для тех, у кого ещё свежа боль утраты её тепла и всепонимающего взгляда, оборвана самая крепчайшая в мире связь. Ведь в жизни всё повторимо и заменимо, единственна только Мама… Расул Гамзатов написал о своей матери, простой горской женщине, о её радостях и печалях, неустанном труде, недолгой молодости и ранних сединах, о её песнях, что она пела у колыбели своих детей: «Мать – слово это сроду не обманет, в нём сокрыто жизни существо»… Поэма, написанная о матери, стала признательностью и благодарностью тысячам матерей, и в этом – сила обобщения, сила чувства, проникновенности поэта. Отнюдь не претендуя на подражание великому дагестанцу, хочу рассказать об одной из достойнейших матерей, вырастившей восьмерых детей, и силою праведной любви своей, горячим желанием видеть их счастливыми и успешными она сполна выполнила свой долг перед ними. И им, подарившим матери 17 внуков и 6 правнуков, не в чем её упрекнуть даже намёком или жестом, потому как с детства ощущали её жертвенность и ласку, а сегодня, с высоты прожитых лет, благодарны за строгость, привитые им трудолюбие и чистоплотность в любых её проявлениях. От образцового содержания дома до душевных устремлений, в которых изначально отсутствовали эгоизм и черствость – разве не эти пороки впоследствии ломают жизнь людей?
Феодосию Пазову, коренную жительницу Хумары, аульчане уважают и любят – не живёт село без праведника, за которым тянутся люди и на которого стараются равняться. Обходят стороной таких и злословие, пересуды. Вообще-то, живя рядом, адыги щадят самолюбие каждого, стараются не задеть чем-нибудь своего ближнего, искренне делятся хлебом-солью. Они стараются быть выше житейских мелочей, но, конечно же, когда живешь бок о бок, калитка к калитке, случаются всякие неприятные мелочи, но Феодосия никогда не затевала с соседями ссор из-за курицы, склевавшей посаженные на грядке семена, или коровы, потравившей что-нибудь. Такой она бесконфликтный человек, хотя природа одарила её высоким чувством собственного достоинства и волевым характером, что передалось и детям. И каждый раз, когда на новогодние праздники у дома Пазовых, где Феодосия Айсовна живет с семьёй младшего сына Нурадина, собирается скопище автомобилей, все знают – это слетелись в родное гнездо её дети. Все они – востребованные специалисты, создали прекрасные семьи. Фатима – бухгалтер, Аминат – медсестра Черкесской городской детской больницы, Эльза – кандидат медицинских наук, заведующая отделением интенсивной терапии института им. Склифосовского, Зема, как и старшая сестра, – бухгалтер, Шарафутдин – экономист-налоговик, Светлана – работник республиканской психиатрической больницы, Нурадин – предприниматель, Замира – главный бухгалтер администрации Хумаринского сельского поселения. И когда все они собираются вокруг матери, их радушно встречает невестка Ася, с первых же дней замужества покорившая сердца шести золовок, деверя и их семей добрым нравом и душевной щедростью. У них с Нурадином подрастают трое детей.
…Мы сидим с Феодосией Айсовной в гостиной, пока Ася с золовкой Эльмирой хлопочут на кухне – ещё не закончились новогодние праздники, а в такие дни гости здесь не переводятся. Вообще-то семья эта абазинская, но общаются здесь на черкесском языке, что и не удивительно, ведь вся жизнь прожита в Хумаре. Хотя мать Ф. Пазовой – из старинного черкесского рода Дзамыховых. Слушаю её рассказ о себе и не перестаю удивляться – как же много схожего в её судьбе с судьбой ее матери, Фаризат Махмутовны!
– Родилась я в 1937 году. Отец, Айса Джегутанов, работал колхозным бригадиром. В те времена в колхозе «XVIII партсъезд» выращивали кукурузу, просо, картофель, и поскольку земель не хватало, поля распахивали на горном плато Калеж – там, где находится Хумаринское городище. Отец пропадал на работе с утра до позднего вечера, а в страду и вовсе ночевал с колхозниками в шалашах на городище. Было у моих родителей 8 душ детей. Я росла пятым ребенком. Потом отец ушел на фронт. «Похоронка» к нам пришла в 1943 году. В ней значилось, что Джегутанов Айса Исхакович погиб смертью храбрых в боях на Крымском перешейке. И было мне тогда 6 лет, а мои трое младших – совсем крохи. Бедная моя мама, как мы тогда выжили без отца, но кругом было столько горя! То и дело в разных концах аула слышался истошный женский крик, когда почтальон приносил очередную «похоронку»… А 2 ноября этого же года, помню, на дорогу высыпал весь аул. Один за другим шли и шли битком набитые людьми огромные бортовые машины – это куда-то увозили карачаевцев. Так и стоят перед глазами закутанные в огромные клетчатые шали седые старухи в тех машинах, которые нараспев, вперемешку со слезами повторяли слова молитвы: «Ля иляха илля Ллаху». И так – в каждой машине, следовавшей в сторону Баталпашинска из Теберды, Мары, Учкулана. Дорога в те времена была одна и проходила через наш аул. В ссылку с мужьями-карачаевцами увезли и черкешенок из Хумары, хотя они могли и остаться – выбор был за ними. О депортации карачаевского народа в Азию никто тогда толком ничего и не знал. Но, по рассказам мамы, хумаринцы, поняв что происходит что-то страшное с соседним народом, сильно переживали. Ведь Хумара испокон века стоит в центре Карачая, отсюда и куначество, межнациональные браки, общий труд в колхозах, совхозах, на угольных шахтах. Кстати, мой старший внук Юсуф женат на карачаевке из рода Джантеевых, и они с Люазой создали прочную семью.
Слушаю эту славную женщину и в душе преклоняюсь перед её великодушием и уважительным отношением к другим народам. В её жизни был период, когда она, будучи старшеклассницей, как и все её одноклассники, очень сблизилась с осетинами, открывая для себя красоту и мудрость их обычаев и традиций, характерные особенности быта.
– Представьте себе, после окончания семилетки в Хумаре мы, 18 девчат и ребят, решили продолжить учёбу и три года ходили пешком в село Георгиевско-Осетинское, а это, сами знаете, не ближний свет. Запомнился директор школы, Николай Гаврилович Дзанаев, он всегда нас хвалил за тягу к знаниям и нашу самоотверженность.
После окончания школы Феодосия поступает в Черкесское медучилище и с увлечением отдается учебе. Поначалу всё шло гладко, пока от теории не перешли к практическим занятиям в морге. При виде трупов девушка едва не лишилась сознания и на следующий же день, забрав документы, подалась на курсы кройки и шитья, впоследствии став отличной швеёй. Эта история с неудавшейся попыткой матери связать судьбу с медициной стала потом семейным преданием. И когда дочь Эльза решила поступать в Саратовский мединститут, мать только молила Бога, чтобы та давняя история с ней не повторилась. Но дочь семью не подвела, тем паче, что в легендарном Склифе работают суперпрофессионалы. Эльзе доверен очень ответственный участок, она занимается интенсивной терапией после трансплантации внутренних органов.
С супругом Ибрагимом Пазовым Феодосия связала судьбу в 1957 году. В добре и согласии они прожили 38 лет, муж ушел из жизни в 1995 году. Это был светлый, глубоко порядочный человек, большой трудяга, прекрасный семьянин. Дети Ибрагима и Феодосии росли в атмосфере взаимной любви и уважения родителей. С самого начала совместной жизни Ибрагим своим отношением к жене подводил её к главному постулату счастливой семьи: она – хранительница очага, каким бы сильным и мудрым ни был мужчина, хозяин дома. Но без женских ласковых забот, без её душевного тепла, прочного тыла, созданного руками жены, счастье немыслимо. А Феодосия знала одно – именно она должна всегда поддерживать в глазах детей авторитет отца, главного кормильца и добытчика семьи. Ибрагим Пазов – отличный тракторист, механизатор, не зная устали, от зари до зари работал в совхозе «Верхнекубанский», чьи пахотные земли находились на знаменитых «прирезках». Нынешней молодежи не понять, что это такое, а во времена советской власти в совхозах Карачаевского района это слово не сходило с уст механизаторов и полеводов. На «прирезках» в Прикубанском районе находились пахотные земли хозяйств, которым не хватало пашни. Во время страды сельхозработники здесь жили на полевых станах неделями и месяцами, оторванные от дома и семьи. Одним из них был и Ибрагим Пазов, часто работавший сверхурочно, чтобы пополнить семейный бюджет.
«Благодаря трудолюбию отца и матери мы ни в чём не нуждались. Все были сыты, одеты, родители нам не отказывали в лакомствах и игрушках, когда мы были маленькими, – рассказывает Эльмира, подавая на стол чай. – Но и мы, подрастая, не сидели сложа руки: мальчики ухаживали за домашним скотом, обрабатывали огород, девочки нянчили и опекали малышей, занимались стиркой, уборкой, готовили обед. Поэтому наша мама с легкой душой уходила на работу. Ей довелось трудиться и в садово-огородническом хозяйстве, и на местном кирпичном заводе, 16 лет «оттрубила» во вредном цехе конденсаторного завода, где по тем временам были приличные заработки. А по вечерам она обшивала нас, шесть девчонок, и умудрялась из какой-нибудь дешевой ткани соорудить нарядное платье с оригинальной отделкой. Наш отец никогда не ругал нас за детские проказы, но что стоил только один его укоризненный взгляд! Помню, как я расплакалась, когда однажды папа на меня неодобрительно посмотрел. Союз отца и матери для нас навсегда стал образцом семейных отношений».
Младший сын Феодосии Айсовны Нурадин всё больше отмалчивался. От него веет основательностью и надежностью человека, крепко стоящего на ногах. Свидетельство тому – большой ухоженный дом, обширное подворье, домашняя живность – коровы, овцы, птица. А посаженный им фруктовый сад на 20 сотках – уже предмет отдельного разговора. Здесь он преуспел как квалифицированный садовод, и все саженцы, которые он выискивает на рынках, быстро идут в рост. В родительский дом и двор он вложил немало сил, что-то постоянно достраивая, ремонтируя, благоустраивая. Этот самодостаточный человек не замыкается лишь на своём бизнесе и семейном очаге, отнюдь не соблюдая, как некоторые предприниматели, «пафос дистанции» от тех, кто не зажиточен и не сумел создать себе комфортную жизнь. Земляки, к примеру, по достоинству оценили, когда после смерти отца одного многодетного семейства Нурадин списал им внушительный долг. А когда Феодосия Айсовна, не зная этого, попросила сына забыть об этом долге, он коротко ответил: «Уже, мама, забыл». Что ж, у горцев есть прекрасная пословица: «Сотвори добро и брось его в реку». Я бы трактовала её так: надо любить людей, а не искать у них уважение к себе.
Наверное, феномен счастливой матери многодетной семьи Феодосии Пазовой заключается в том, что она изначально не просто любила своих детей, на уровне инстинкта и подсознания, а работала над этим чувством, чтобы любовь эта не стала слепой и глухонемой. У неё хватило целеустремленности и настойчивости сделать эту любовь прекрасной, как цветущий сад, где впоследствии выросли здоровые плоды…
НА СНИМКЕ: Феодосия ПАЗОВА с семьёй сына Нурадина.
{{commentsCount}}
Комментариев нет