Профессия – следователь

20 января в 10:56
6 просмотров

Следователь МО МВД России «Карачаевский» Хамзат Хубиев после окончания юридического факультета КЧГТА начинал работу в милиции стажером ППС. Впоследствии набирался опыта в разных подразделениях отдела, и каждый этап этих практических «университетов» оставил у него в душе неизгладимый след. Ведь профессиональный опыт любого специалиста, в какой бы сфере он ни работал, складывается еще из отдачи душевных сил, раздумий и поисков, наконец, человеческих судеб, в которых ты принимал участие.
После аттестации, некоторое время поработав оперуполномоченным угрозыска РОВД, Х. Хубиев неожиданно попросил, чтобы его перевели в один из хлопотных и трудоемких отделов – по делам несовершеннолетних. Просто в определенный момент жизни молодой милиционер понял, что его место рядом с трудными подростками, которые бредили славой антигероев – Космоса, Белого, Пчелы из сериала «Бригада».

Следователь МО МВД России «Карачаевский» Хамзат Хубиев после окончания юридического факультета КЧГТА начинал работу в милиции стажером ППС. Впоследствии набирался опыта в разных подразделениях отдела, и каждый этап этих практических «университетов» оставил у него в душе неизгладимый след. Ведь профессиональный опыт любого специалиста, в какой бы сфере он ни работал, складывается еще из отдачи душевных сил, раздумий и поисков, наконец, человеческих судеб, в которых ты принимал участие.
После аттестации, некоторое время поработав оперуполномоченным угрозыска РОВД, Х. Хубиев неожиданно попросил, чтобы его перевели в один из хлопотных и трудоемких отделов – по делам несовершеннолетних. Просто в определенный момент жизни молодой милиционер понял, что его место рядом с трудными подростками, которые бредили славой антигероев – Космоса, Белого, Пчелы из сериала «Бригада». Подмена ложных ценностей, бандитская романтика, льющаяся широким потоком с телеэкранов в начале 2000-х, нагнетали среди определенной части юношества атмосферу непослушания, дерзости, жажды опасных приключений.
За время работы с трудными подростками у Хамзата развивалось педагогическое чутье, и часто во время приводов в милицию несовершеннолетних он умел находить для них нужные слова, верную интонацию, чтобы увести с кривой дорожки преступности, грозящей колонией. В качестве аргумента с ребятами обсуждалась та же «Бригада» и ее финал с плачевным концом для всех действующих лиц. В то время Хамзат не раз перечитывал роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», где главный герой – американский парнишка Холден, после жизненных метаний между добром и злом мечтает спасти ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть: «Они играют и не видят, куда бегут, а я их ловлю. Это моя работа – стеречь ребят перед пропастью во ржи»…
Во время рейдов по асоциальным семьям Хубиев видел пьющих родителей и их голодных детей, предоставленных самим себе, жалкий быт с пустым холодильником и скопищем пустых бутылок по углам их «нехороших» квартир. И приходилось прилагать немало сил, чтобы взывать к их совести, остановить перед тем рубиконом, за которым – лишение родительских прав. И надо сказать, на многих это действовало отрезвляюще…
Потом была дежурная часть в Карачаевске и Теберде, где в основном работали по кражам скота (пик этого вида преступлений пришелся на середину 2000-х годов), мелкому хулиганству…
– На моих глазах происходил спад такого вида преступлений, как скотокрадство, – вспоминает Х. Хубиев. – Я не утверждаю, что оно искоренено в принципе, но такого «бума», как в то время, уже нет. Объясняется это усилением оперативной работы, наличием погранзастав и организованностью самих владельцев скота, я не говорю уже о КФХ, где работают бдительные аграрии… Можно сказать, сошли на нет и конфликтные ситуации между населением курортов и туристами – срабатывает индустрия турсервиса и гостеприимства, ведь подавляющее большинство жителей Теберды и Домбая работают именно в этой сфере. И здесь делается все, чтобы у туриста и горнолыжника сложились самые приятные впечатления о морально-психологическом климате на наших курортах.
– Хамзат Исламович, вопрос в тему. Я знаю, что вы расследовали инцидент, который раздули центральные СМИ. Речь идет об иске, предъявленном туристом из Краснодарского края, на автомобиль которого во время дорожных работ упало дерево, причинив травму его супруге. Типа того, что он не добился правды и ему не был возмещен ущерб…
– Скажу откровенно, это одно из уголовных дел, которое кончается мировым соглашением. В тот день, когда это произошло, проводились работы по расширению федеральной трассы между Тебердой и Домбаем. Лесорубы валили деревья вдоль обочины, в это время кругом стояли запрещающие знаки, и все водители терпеливо ждали, когда можно будет продолжить путь. А турист, о котором идет речь, объехав 18 автомобилей, двинулся вперед, но потом, передумав, остановился в нескольких метрах от огромной сосны, которую спиливал житель Теберды, работавший по найму. Дерево, уже подпиленное и державшееся почти на одной только коре, рухнуло, зацепив разлапистой веткой автомобиль туриста. Итог был плачевным – машину сильно помяло, а супруга незадачливого водителя чудом осталась жива. Турист все претензии предъявил лесорубу, в отношение которого было заведено уголовное дело. Разбирались мы в этом деле долго, тщательно изучая все обстоятельства. В итоге гость курорта свою вину признал (нарушение правил движения), и все обвинения с лесоруба были сняты…
– Как известно, особо тяжкие преступления (убийства, изнасилования) – это прерогатива следственного комитета, но и вам работы хватает. То, что вы расследуете, относится, образно говоря, к «свинцовым мерзостям жизни» – бытовые драки, мошенничество, грабежи, кражи, незаконный оборот наркотиков и т. п. О чем вы думаете в первую очередь, когда беретесь расследовать новое дело?
– Марк Твен сказал: «Если бы все люди думали одинаково, никто бы не играл на скачках». Этот афоризм имеет непосредственное отношение к работе следователя: если бы все люди думали одинаково, т. е. были бы законопослушны, не было бы и преступности. В свое время я зачитывался детективами Чингиза Абдуллаева, где главный герой – опытный сыщик Дронго всегда имел дело с опытным преступником. Но в реальной жизни все не так. Такие отморозки встречаются, которые не умеют заглянуть на полчаса вперед, в их хилых мозгах отсутствует понятие «будущее», они живут минутой и секундой, рассчитывая, вероятно, на чудо, которое уничтожит всех свидетелей преступления, либо на халатность правоохранительных органов.
…Одно за другим он перечислял фабулы раскрытых преступлений, давая четкие и остроумные характеристики их фигурантам и комментируя мотивы их злоумышленных действий. Это, к примеру, и залетный сбытчик «царских монет Российской империи», произведенных в Китае, торговавший дешевой подделкой в гостиницах Домбая, и «альфонс», присвоивший ювелирные изделия очередной «дамы сердца», и торговля нелицензированной водкой, и банальные квартирные кражи, и незаконный оборот наркотиков. Одно раскрытое Хубиевым дело меня заинтересовало больше всего, потому что чем-то походило на знаменитую эпопею о Бонни и Клайде, преступной парочке, которую связывала почти неземная любовь. Только в данном случае, о котором пойдет речь, эффекта «лебединой верности» не наблюдалось. Наоборот – «боевая подруга» сдала правоохранительным органам своего возлюбленного «со всеми потрохами»…
Но это если говорить вкратце. А на самом деле следователю Хубиеву пришлось потратить уйму времени, чтобы путем интуиции, оперативных мероприятий и благодаря связям с коллегами из соседнего региона довести дело до суда.
В Карачаевском городском округе и районе года два назад происходила серия краж автомобилей. По подозрению был задержан некий гражданин А. Но во время следственных мероприятий он начисто отрицал свою вину, доказывая, что у него железное алиби – мол, на момент совершения преступлений он находился у своей подруги в г. Новопавловске Ставропольского края. Следователь Хубиев поехал в этот город, связался там с коллегами, чтобы ему помогли найти эту гражданку. Услышал от сотрудников: «Сами ее ищем – она сбежала из дома с браслетом на ноге. А браслет дорогой – это наше последнее приобретение», что сильно удивило Хубиева и поставило в тупик. Оказалось, дамочка эта находилась под домашним арестом по подозрению в ряде преступлений.
Наконец, когда беглянка была найдена, она поначалу рьяно защищала своего сожителя А., утверждая, что на момент кражи автомобилей в Карачаевске он находился у нее дома. И, тем не менее, когда ей были предъявлены неопровержимые доказательства того, что ее дружок разбирал угнанные автомобили на запчасти, а за укрывательство преступления следует статья УК, она призналась, что знала, чем занимается ее друг. На суде она выступила как свидетель обвинения. В настоящее время угонщик автомашин отбывает наказание. Свое наказание по другим делам получила и его подруга. Но это, как обычно говорит известный ведущий телепередачи «Следствие вели», уже другая история.
Безусловно, психологически работа следователя очень напряжена: с одной стороны «давит» начальство и прокуратура, которые контролируют правильное и своевременное расследование уголовных дел, а с другой стороны ему противостоят участники уголовного процесса: потерпевший, подозреваемый, обвиняемый. Один хочет получить возмещение ущерба, другой – уйти от ответственности. А следователю важно отличить правду от лжи, в чем ему помогают знания по криминалистике и собственная интуиция.
Легко ли быть примерным семьянином при такой хлопотной, напряженной работе? Вопрос, конечно, риторический, но у следователя Хубиева и здесь все в полном порядке – у него трое детей, на подходе рождение четвертого. Супруга Лаура создала ему надежный тыл, где царят полное взаимопонимание, гармония и уют. Поэтому и работа у него спорится. За прошедший год Хубиев направил в суд 7 уголовных дел. А это, говорят его коллеги, неплохой показатель…

НА СНИМКЕ: Следователь Хамзат ХУБИЕВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях