Казак без веры – не казак

27 января в 10:49
 просмотров

Состояние современного казачества – тема многогранная, связанная не только с внутренним его обустройством, терминологией, разночтением исторических фактов, но и в целом – с безопасностью Северного Кавказа. Поэтому в Баталпашинском казачьем отделе – структурном подразделении Кубанского казачьего войска – пригласили к разговору об этом учёных, политологов, священнослужителей и казаков Усть-Джегутинского, Урупского, Зеленчукского, Прикубанского, Баталпашинского казачьих обществ. Дискуссия, приуроченная к первой научно-практической конференции «Организация социальной, культурно-массовой, духовно-нравственной и спортивной работы в казачьих обществах Карачаево-Черкесской Республики» и проведённая под эгидой Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, прошла конструктивно. В центре внимания участников конференции были различные направления работы казачьих обществ республики.

Состояние современного казачества – тема многогранная, связанная не только с внутренним его обустройством, терминологией, разночтением исторических фактов, но и в целом – с безопасностью Северного Кавказа. Поэтому в Баталпашинском казачьем отделе – структурном подразделении Кубанского казачьего войска – пригласили к разговору об этом учёных, политологов, священнослужителей и казаков Усть-Джегутинского, Урупского, Зеленчукского, Прикубанского, Баталпашинского казачьих обществ. Дискуссия, приуроченная к первой научно-практической конференции «Организация социальной, культурно-массовой, духовно-нравственной и спортивной работы в казачьих обществах Карачаево-Черкесской Республики» и проведённая под эгидой Министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, прошла конструктивно. В центре внимания участников конференции были различные направления работы казачьих обществ республики.
Площадкой для встречи стал конференц-зал Карачаево-Черкесской республиканской организации ВОС.
Игорь Дудкин, член Черкесского городского казачьего общества, сказал в приватной беседе, что проблемы казачества не должны отдаваться на откуп горлопанам, которые только возбуждают неуравновешенных людей. Ими должны заниматься профессионалы – историки, филологи, философы, социологи и так далее.
Такая же мысль прошла красной нитью через выступления докладчиков.
О сущности современного казачьего воспитательного процесса сказал в приветственном слове атаман БКО Кубанского казачьего войска Виктор Бородкин. Высоконравственность, гражданственность, творчество, компетентность, социальная активность, готовность к службе Отечеству на военном и гражданском поприщах – вот какие компоненты должны входить в этот процесс. Но «воспроизводство», если так можно выразиться, дружелюбно настроенных людей возможно лишь в рамках социально-экономического равноправия – жизненный статус зависит от трудоустроенности. В жёстких санкционных условиях, в которых оказалась наша страна, над казаками, как и над остальным населением, довлеет безработица… Член Центрального правления Всероссийского общества слепых, полномочный представитель президента ВОС в СКФО Сергей Дубовик познакомил участников конференции с несколькими слепыми рабочими. Казаков потрясла слаженность их действий. Это было яркое убеждение без слов – нормальную жизнь способен обеспечить себе каждый целеустремленный, правильно воспитанный человек.
Проблемы казачества – не бельмо на глазу, это реалии, требующие тактичности, глубокого изучения – с ликбезом в плане истории казачества и прицелом на перспективу. Конечно, без преодоления раздробленности казачьих объединений не обойтись, в современных мировых условиях – это вода на мельницу экстремистов и зарубежных недругов нашей страны.     
С прошлого века государство предпринимает шаги по взаимодействию с казачеством. Сотрудничество значительно упростило созданное законодательство, Концепция государственной политики в отношении к российскому казачеству утверждена Президентом России Владимиром Путиным, действует Совет по делам казачества.
Казачество запечатлело себя в памяти народной ратными подвигами, крутым нравом, бесшабашностью, походами на Золотую Орду, турков, польскую шляхту, завоеваниями новых земель. Однако в раннюю советскую эпоху с ним очень круто расправились, ликвидировав как сословие. Несмотря на репрессии, отметила учёный секретарь Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук А. Байрамкулова, казаки жили вместе со всеми народами Северного Кавказа, не теряя своего лица. Поэтому утверждения некоторых историков о том, что казачество исчезло, в корне неверно. Неистребимый казачий дух присутствовал на хуторах и станицах, да и в городских семьях. Турлучные дома, распространенные до середины прошлого века, – часть казачьей культуры. При закладке жилища казачки не забывали о старинных обрядах. На стенах комнат обязательны были искуссные вышивки и фотографии – эта традиция, утраченная совсем недавно, неукоснительно соблюдалась с семидесятых годов девятнадцатого века. Детей потихоньку крестили. Свадьбы игрались в традиционном ключе. Я уже не говорю о казачьей кухне, вкуснейшей на Северном Кавказе, не уступающей своей приоритетной позиции до сих пор. Борщ из квашеной капусты с фасолью, толчёнка с непередаваемо чудной зажаркой, узвары – откуда они? Казачий говор – смесь украинского с русским, плюс заимствования из языков живущих в Карачаево-Черкесии народов… Моя подруга, женщина с высшим образованием, часто переходит на него, когда вспоминает о детстве в станице Воровсколесской. По сей день в её семье культивируются славные обычаи почивших предков. А чего стоят застольные казачьи песни, обряды: выкуп невесты на свадьбе или ряженье. Каждый школьник знал о Тарасе Бульбе. На уроках литературы изучались «Казаки» Льва Толстого. А романы Шолохова? Ими зачитывались, они экранизировались. В детском саду изучалась казачья культура, заявляю об этом, как бывшая заведующая детского сада. Помню, как воспитательница Анна Анатольевна Ганюта специально ездила в станицу Сторожевую за рушником, вышитым в 1895 году, которым потом любовались дети и взрослые.
Репрессии казачества, бесспорно, – неутихающая боль. Но «лелеять» их – значит, превращать в хронику. Казачье «я» должно проявляться объективно. Кровь в то время была на всех – и на белых, и на красных. Казаки ратовали за царя. Те же, кто жил хуже них, бедные крестьяне и пролетариат – за прекращение невыносимого гнёта… У каждого была своя правда. Простим ошибки нашим предшественникам, уберём злобу из наших сердец.
«Отсчёт возрождения казачества, – сказала на конференции кандидат наук Наталья Соловьёва, – принято вести с 26 апреля 1991 года, когда был обнародован Указ Президента Ельцина «О реабилитации репрессированных народов».
Тогда же высветились некоторые нюансы, в частности касающиеся внешнего вида казака. Мода – дама изменчивая, хочешь – не хочешь, диктует свои правила. Даже армейская и полицейская формы претерпели изменения. Национальная одежда казаков, бывшая в прошлом внешним атрибутом принадлежности войску, стала неотъемлемым реквизитом сцены и народных празднеств. Не каждого казака заставишь сейчас постоянно носить форму, молодёжь – тем паче. Восстанавливая историческую справедливость, позволю себе скромно высказать своё мнение: несоблюдение внешнего имиджа – не нарушение древних устоев. Составной частью казачьей справы, между прочим, кроме форменной одежды, были конь и оружие, но за них, по вполне понятным причинам, не бьются. Радетелям «старины седой» не мешало бы знать, что непрактичность традиционной казачьей формы обнаружилась на полях сражений ещё во время первой мировой войны, в силу чего в 1915 году казакам позволили заменить(!) черкеску и бешмет гимнастёркой пехотного образца, бурку – шинелью, а папаху – фуражкой. Традиционная форма осталась в качестве парадной. Вот такие дела… Отсюда – раздумья, стоит ли и впредь ломать копья о проблему, решённую век назад?
Гордиться геройским и культурным наследием – полдела: из слов каши не сваришь. На кону – казачья честь и достоинство. Их надо возрождать делами и, как говорили раньше, хождением атаманов в народ, что, к сожалению, превратилось в бездушный формализм, в чём я убедилась, беседуя осенью с атаманом Усть-Джегуты и разочаровавшимися во внутренней управляемости казаками.
Поля для научных изысков хватит всем. Споры о ветвях ККВ, по-видимому, продлятся, в чём нет ничего зазорного, история восстанавливается не всегда легко.
Работа ведётся серьёзная. – «На разных уровнях федеральной и республиканской властей разрабатывалась нормативно-правовая база для оформления законодательных актов, содействующих реализации государственной программы возрождения казачества, – отметила Соловьёва. – Целый ряд мер, направленных на поддержку казачества, в основном, касался его культуры.
Особый интерес у российского казачества проявился к национальной идентичности. В период перемен – в 1990-е годы, северокавказские казаки приступили к активному поиску самоидентификационных характеристик. Правда, эта проблема не решена до сих пор. Кто такие казаки – сословие, народ, субэтнос? Наступил момент, когда нельзя больше тянуть с определением, так как этот вопрос тесно связан с разработкой современного освещения истории кубанских казаков. Многие труды по казачьей проблематике не имеют общей концепции, не связаны друг с другом, рассматривают только определённые аспекты, а не комплексно историю, современное состояние и развитие казачества… Казачество Карачаево-Черкесии обратилось к культурному наследию предков. Началось возрождение многих традиций и обычаев (отправление православных праздников, куначество…).
Сегодня мероприятия духовно-нравственной направленности, проводимые Кубанским казачьим войском, сопровождаются участием наших казаков. В частности, делегация от Баталпашинского казачьего отдела постоянно фигурирует в торжественных построениях казаков Кубанского казачьего войска и в заседаниях войсковой рады, войскового сбора и войскового правительства Кубанского казачьего войска.
…Возрожденное казачество, должно сформировать физически и духовно здоровую казачью молодёжь.
В рамках реализации Закона «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц» и на основании Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке формирования целевого земельного фонда для казачьих обществ» на территории Зеленчукского, Урупского и Усть-Джегутинского районов создан и действует целевой земельный казачий фонд.
Позитивным моментом возрождения казачества Карачаево-Черкесии стало создание фольклорных станичных ансамблей и участие лучших из них в региональном фестивале казачьей культуры в посёлке Тульском Майкопского района Республики Адыгея и в фольклорных фестивалях «Казачье подворье» и «Кубанский казачок».
Образ казака ассоциируеся с идеалом служения Богу, Отечеству и народу. Казак без веры – не казак. Протоиерей Михаил Самохин, благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа проникновенно говорил участникам конференции о духовных и нравственных ценностях, о соотношении религии и идеологии, перспективах дальнейшего сотрудничества приходов и казачьих общин.
Старт первой научно-практической конференции удался. Масса идей, выдвинутая на ней, преобразится в дальнейшем в интервью с конкретными людьми, претворяющими их в жизнь благодаря государственной концепции, главная задача которой – духовное, военно-патриотическое, морально-нравственное воспитание молодежи и сохранение традиций казаческих общин.
По просьбе присутствующих встречи казаков и духовенства продолжатся в муниципальных районах и примут системный характер. Министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Евгений Кратов отметил: «Мы всегда приветствуем и поддерживаем инициативы наших общественных организаций. Начала функционировать федеральная программа «Укрепление и единство российской нации», в рамках которой особое внимание уделяется развитию казачества в России. Также, безусловно, необходимо отметить, что не стоит останавливаться на достигнутом, нужно делать все для того, чтобы славянское казачье население в нашей республике не чувствовало себя ущемлённым».

Бэлла БАГДАСАРОВА.

Поделиться
в соцсетях