Человек в папахе

29 января в 07:31
17 просмотров

Просто удивительно, как много интересных людей знает Джагафар Дауров. С кем-то он вместе рос, с кем-то знакомился уже возмужав, на разных этапах своего долгого (на днях Джагафару Ахмедовичу исполнилось 85 лет!) жизненного пути, о ком-то писал, будучи журналистом черкесской газеты, о ком-то читал, о ком-то слышал… Его памяти, которая верно хранит массу потрясающих мелочей и деталей как из только прошедших, так и давно минувших дней, может позавидовать любой молодой. И когда Джагафар Ахмедович, словно фокусник из волшебного мешка, неожиданно «вынимает» из прошлого ту или иную интересную историю о чьей-то судьбе, невольно забываешь о повседневной суете сует и зачарованно слушаешь. То это невероятная история жизни польки Марели Станковской, которую в годы войны девочкой эвакуировали из Москвы на Кавказ, где ее вырастила как родную черкесская семья Астежевых, и которая много лет спустя нашла своих родных мать и брата; то история о жителе г. Черкесска Иване Антоненко, который чудом выжил, пройдя сквозь ад Бухенвальда; то воспоминания об удивительных зигзагах судьбы участника Великой Отечественной войны Кучука Шурдумова, который, рискуя партийной карьерой, не бросил свою жену, когда по ее «вине» в черкесской газете была допущена политическая опечатка, и который буквально через лет пять-шесть после этого возглавил эту самую газету; то любопытный рассказ о необычной журналистской командировке (а их в жизни Даурова было предостаточно)…

Просто удивительно, как много интересных людей знает Джагафар Дауров. С кем-то он вместе рос, с кем-то знакомился уже возмужав, на разных этапах своего долгого (на днях Джагафару Ахмедовичу исполнилось 85 лет!) жизненного пути, о ком-то писал, будучи журналистом черкесской газеты, о ком-то читал, о ком-то слышал… Его памяти, которая верно хранит массу потрясающих мелочей и деталей как из только прошедших, так и давно минувших дней, может позавидовать любой молодой. И когда Джагафар Ахмедович, словно фокусник из волшебного мешка, неожиданно «вынимает» из прошлого ту или иную интересную историю о чьей-то судьбе, невольно забываешь о повседневной суете сует и зачарованно слушаешь. То это невероятная история жизни польки Марели Станковской, которую в годы войны девочкой эвакуировали из Москвы на Кавказ, где ее вырастила как родную черкесская семья Астежевых, и которая много лет спустя нашла своих родных мать и брата; то история о жителе г. Черкесска Иване Антоненко, который чудом выжил, пройдя сквозь ад Бухенвальда; то воспоминания об удивительных зигзагах судьбы участника Великой Отечественной войны Кучука Шурдумова, который, рискуя партийной карьерой, не бросил свою жену, когда по ее «вине» в черкесской газете была допущена политическая опечатка, и который буквально через лет пять-шесть после этого возглавил эту самую газету; то любопытный рассказ о необычной журналистской командировке (а их в жизни Даурова было предостаточно)… При этом рассказывает Дауров о людях так тепло, словно делил с ними последнюю краюху хлеба.
Кстати, о краюхе – не для красного словца. Что такое голод, когда крошкам жмыха рад как манне небесной, Джагафар узнал еще мальчишкой. И он хорошо помнит, как в послевоенное голодное время председатель местного колхоза «Комсомол» Ногай Дышеков на лето отправил юных новохумаринцев, среди которых был и Джагафар, на дальние горные пастбища в урочище Барануха. Для изможденной голодом детворы это было спасением от смерти. Там, на молочной ферме, мальчишкам и девчонкам доставались молоко, сыр, творог. А еще кусочки соевой макухи, машину которой Дышеков раздобыл каким-то чудом. Рассказывали, что план по сдаче молока в тот год передовой колхоз «Комсомол» не выполнил, за что Дышеков получил выговор обкома партии. Но что стоил тот выговор по сравнению со спасенными детьми?!
Много лет спустя, в 2014-м, в а. Ново-Хумаринском благодарные земляки поставят Ногаю Якубовичу памятник. И отгадайте, кто будет одним из инициаторов увековечения памяти Дышекова? Конечно Джагафар Дауров. Неугомонный Дауров, который считает, что добрая память должна жить вечно.
Именно поэтому он многие годы собирал по крупицам и то, что создано выдающимся черкесским композитором, автором Гимна КЧР Асланом Дауровым, и в конце концов благодаря стараниям и настойчивости Джагафара Ахмедовича в Москве вышло в свет первое фундаментальное собрание трудов композитора – двухтомное издание «Музыкальное наследие Аслана Даурова». И пусть те, кто берет в руки это прекрасное издание, даже не подозревают, каких трудов, сил, нервов стоило оно Джагафару Ахмедовичу, главное, по мнению Д. Даурова, обеспечена долгая жизнь прекрасным произведениям нашего талантливого земляка.
А какую колоссальную работу проделал Джагафар Ахмедович, издав книгу «У истоков черкесской журналистики»! За несколько десятилетий (!) он накопил богатейший материал по истории черкесской газеты «Черкес хэку», в которой, к слову, проработал с 1957 по 2009 год, разыскав в государственных архивах, в семейных альбомах земляков уникальные фото, записав воспоминания тех, кто когда-либо работал в этой газете, и т. д. А потом еще и нашел спонсоров (ими выступили сыновья Джагафара Ахмедовича Рамазан и Ахмед), чтобы потрясающая книга увидела свет!
Если честно, глядя на этого неторопливо идущего по улице человека в папахе, который так же не спешен в разговоре, диву даешься, как он успевает проделать за день массу дел. Он совершенно не похож на человека типа «Фигаро – там, Фигаро – здесь». Спокойный, рассудительный, дружелюбный, с замечательным чувством юмора, он напрочь лишен какой-либо суетливости. И при этом не проходит и полугода, как вот вам – новая книга. Причем настолько основательная, что совершенно очевидно – такое «зреет» не несколько дней или месяцев – годами!
Например, материалы для книги «Участники Парада Победы 24 июня 1945 года» Дауров собирал по крупицам в архивах, школьных музеях, редакциях газет и т. д. более пяти лет. А историю о судьбе русского мальчика из Саратовской области Вани Мищенко, усыновленного в двадцатых годах черкесской семьей Нану и Аминат Кардановых и ставшего в 1940 году главным редактором областной черкесской газеты, которая легла в основу книги «Сын двух народов», выпущенной в 2012 году, Джагафар Дауров впервые поведал читателям нашей газеты, в ту пору называвшейся «Ленинское знамя», еще в 1962 году! И в прошлом году презентация книги «Сын двух народов» вошла в план мероприятий Правительства Саратовской области к 70-летию Великой Победы и успешно была проведена в Саратовской центральной городской библиотеке при поддержке и непосредственном участии комитета общественных связей и национальной политики Саратовской области.
Много сил и времени ушло и на книгу «Аслан Дауров. Оборванные струны сердца», написанную в соавторстве с Юрием Шидовым. И неслучайно это издание было удостоено в 2014 году премии Главы КЧР. Помню, как воодушевленно Джагафар Ахмедович рассказывал, с какими замечательными людьми – потрясающими профессионалами он познакомился, работая над «Оборванными струнами…». В поисках материала Дауров «достучался» до таких знаменитостей, как Тихон Хренников, Александра Пахмутова, Борис и Юрий Темиркановы, Заур Тутов и многие другие.
«Достучаться» Джагафару Даурову удается до многих. Не потому ли, что не о себе печется, а о других думает? И помимо того, что он пишет книги, а их вышло уже, если не ошибаюсь, семнадцать – на русском и черкесском языках, он активно участвует в общественной жизни республики. Член президиума общественной организации ветеранов г. Черкесска, член совета «Адыгэ Хасэ», он постоянно входит еще и в разные инициативные группы: то по празднованию каких-либо юбилейных дат, то по увековечению памяти выдающихся земляков. Его часто можно увидеть в школах и других учебных заведениях республики – неслучайно за активную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения у него масса благодарственных писем от Центра военно-патриотического воспитания молодежи г. Черкесска, руководства школ республиканского центра, а в прошлом году он удостоен Почетной грамоты за подписью Президента РФ В. Путина и юбилейной медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
При этом Дауров успевает и с собственными внуками повозиться – он очень любящий и заботливый дедушка, и в теплое время года на даче покопаться, не забросил и свое давнее увлечение корнепластикой и плетением из ивовой лозы и камыша – его замечательные поделки заставляют пристальнее вглядеться в окружающий мир и удивиться красоте и изобретательности природы… А совсем недавно, в декабре прошлого года, как ветеран журналистики Джагафар Ахмедович достойно представлял средства массовой информации КЧР на форуме СМИ СКФО, проходившем в Пятигорске.
«Колоритный старикан», – сказал тогда о нем восхищенно кто-то из коллег из Северной Осетии.
А он и вправду выглядел очень круто: грудь – в медалях, на голове – папаха…
Если говорить о наградах, их в жизни Даурова было немало. Заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный журналист КЧР, он удостоен множества юбилейных медалей Великой Отечественной войны, потому как во время той самой войны, спасая со своим другом Хамидом Киковым раненого красноармейца, получил серьезное ранение и позже был признан ветераном Великой Отечественной.
– Мне еще повезло, – рассказывал Джагафар Ахмедович. – Я тогда остался в живых, хоть и мучился потом с развороченным плечом многие годы. А Хамида убило сразу. И вот это было больнее…
А свою самую первую награду Д. Дауров получил в феврале 1945 года. Это была Почетная грамота Черкесского обкома ВКП (б) за доблестный труд в годы войны. В ту пору мальчишке только-только исполнилось четырнадцать лет.
– И пахали, и сеяли, и урожай убирали, и за животными ухаживали, корма заготавливали, – вспоминает ветеран труда.
И это было только начало жизни. В девятнадцать лет паренек из многодетной семьи Ахмеда и Лохан Дауровых, окончив семилетнюю школу в Псаучье-Дахе, поступил в Черкесское педагогическое училище. После учебы и службы в армии пришел работать в редакцию областной газеты «Черкес пэж» (ныне «Черкес хэку»), где так и остался более чем на полстолетия. Заочно окончил Карачаево-Черкесский пединститут, очно – Ленинградскую высшую партийную школу. Более двадцати лет параллельно был внештатным корреспондентом центральной газеты «Сельская жизнь»… И за этими короткими биографическими данными – большая яркая жизнь. Неслучайно имя Джагафара Ахмедовича занесено во Всемирную Адыгскую (Черкесскую) энциклопедию.
Конечно, на форуме он выглядел круто! И еще эта папаха!
– А как же без нее! – улыбается Дауров. – Это же символ мужественности на Кавказе. Помню, когда учился в Ленинграде, как-то случилось у нас застолье, на котором присутствовал Махмуд Эсамбаев. Одна женщина попросила его из уважения к присутствующим снять папаху, на что он наотрез отказался, сказав, что даже перед английской королевой ее не снимал. Папаха – это символ чести, это гордость горцев. А я ведь горец! И разве она мне не к лицу?

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях