О Пушкине замолвим слово…
В пору студенчества, в конце 50-х годов прошлого века, мне довелось посещать кружок любителей поэзии при краевой газете «Молодой ленинец». Вёл его известный на Ставрополье поэт Владимир Гнеушев. На занятиях мы обсуждали различные аспекты «поэтического ремесла», рассматривали слабые и сильные стороны стихов именитых и неименитых поэтов, читали и разбирали «по косточкам» свои стихи, отмечая их достоинства и недостатки. А в общем, учились писать стихи.
В 1959 году в стране широко отмечался 160-летний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. Наш руководитель 6 июня (дата рождения поэта) дал нам задание сделать стихотворный вариант подстрочного перевода на русский язык стихотворения казахского поэта Бекхожева «Голос России». Оно «о женщине с именем Татьяна, о Пушкине, который в казахскую степь, словно к братьям, пришёл и русскую душу, как двери в свой дом, перед нами раскрыл».
В пору студенчества, в конце 50-х годов прошлого века, мне довелось посещать кружок любителей поэзии при краевой газете «Молодой ленинец». Вёл его известный на Ставрополье поэт Владимир Гнеушев. На занятиях мы обсуждали различные аспекты «поэтического ремесла», рассматривали слабые и сильные стороны стихов именитых и неименитых поэтов, читали и разбирали «по косточкам» свои стихи, отмечая их достоинства и недостатки. А в общем, учились писать стихи.
В 1959 году в стране широко отмечался 160-летний юбилей со дня рождения А.С. Пушкина. Наш руководитель 6 июня (дата рождения поэта) дал нам задание сделать стихотворный вариант подстрочного перевода на русский язык стихотворения казахского поэта Бекхожева «Голос России». Оно «о женщине с именем Татьяна, о Пушкине, который в казахскую степь, словно к братьям, пришёл и русскую душу, как двери в свой дом, перед нами раскрыл». На всё про всё Владимир Григорьевич дал два часа, чтобы мы, каждый по-своему, справились с заданием, не уклоняясь от смысла подстрочника. Стихотворение объёмное, в дюжину строф, и написать хорошие стихи за такой отрезок времени не сумел никто. Да и не ожидал этого от нас руководитель и наказал доработать написанное дома.
Позже каждый получил оценку. Я за своё, в целом, удостоился оценки средней, но за концовку – заработал «отлично». С тех пор прошло более полувека. Стихотворение где-то затерялось, но концовка эта сохранилась в памяти моей на всю жизнь:
Нет Пушкину равных в России поэтов,
Творенья его превозмочь чтоб смогли.
Как нет на планете прекраснее этой,
Нам Пушкина давшей, Российской земли.
И справедливо Пушкина называют «поэтом всех поэтов русских», и, безусловно, «Пушкин – солнце русской поэзии».
Но, скажу по себе, если солнце восходит и заходит, то Пушкин как запал в душу каждого из нас с детства, так и остался в ней навсегда. И искра его гения всю жизнь светит нам, греет нас и всегда будет в сердцах наших. Потому что он своими сказками, непревзойдённым слогом стихов и прозы, мудростью и красотой поэм, повестей, и «Евгением Онегиным» особенно, научил нас фантазировать, думать, мечтать, чувствовать, воображать, любить, потому что поэзия Пушкина воплотила в себе всечеловечность (по Ф. Достоевскому «всемирную отзывчивость»). И благодарный народ России, да и не только российский, в его честь назвал тысячи улиц и проспектов городов, деревень, библиотек, учреждений культуры, искусства, образования, воздвиг ему памятники. Лучший, на мой взгляд, из них стоит на Тверском бульваре Москвы, созданный в 1880 году выдающимся русским скульптором А. Опекушиным. Памятник, который как нельзя лучше формирует в сознании людей понимание сущности гения: мудрость, полёт мысли, достоинство и вдохновение. Это стоя перед ним, другой чародей русской поэзии, С. Есенин, признался: «Стою, как перед причастием… и умер бы теперь от счастья, сподобившись такой судьбе»…
Четыре-пять лет назад был поставлен памятник Пушкину и в Черкесске, в переулке Одесском. Но не вызывал таких признаний и чувств этот памятник, потому что в нём совершенно не присутствует Пушкин. Мало того, что нет ни вдохновения, ни порыва, ни полёта мысли! Это, простите за сравнение, какой-то индус или эфиоп. Нет никакого наружного сходства, кроме бакенбардов. И, видно, спохватившись, автор полностью подписал: Александр Сергеевич. Это если у кого сомнения возникнут.
Лично у меня они возникли сразу, как только я впервые увидел памятник. И сомневался, оказалось, не я один. Спустя некоторое время в газете «День республики» появилась статья и фото этого «творения». Автор, выражая коллективное мнение, писал о ненужности такого Пушкина горожанам.
Как мне стало известно, в пресс-службу мэрии Черкесска такие пожелания поступали от жителей города и в дальнейшем. И вот, на радость, в ушедшем году в Одесском переулке этого странного памятника не стало. Но он объявился в другом месте. В той же газете от 18 июля 2015 года в информации от пресс-службы мэрии сообщалось: «Памятник Пушкину получил новую прописку». Из той же заметки следовало, что начальник отдела ЖКХ мэрии Валерий Камурзаев поведал: «Вопрос о переносе памятника А.С. Пушкину из сквера, расположенного по соседству с остановкой «Тургеневской», поступил в мэрию Черкесска от местных жителей ещё осенью 2014 года – сразу после объявления о предстоящей реконструкции этой зоны отдыха». (Правильнее было бы сказать, поступил не вопрос о переносе, а пожелание убрать «такого Пушкина» подобру-поздорову, потому что насмотрелись «на него вволю».) «В качестве нового места расположения объекта – делился далее Валерий Русланович, – предлагался парк культуры и отдыха «Зелёный остров». С открытием там детской аллеи «Лукоморье» – с фигурами персонажей пушкинских сказок. Этот вариант показался инициаторам переноса более подходящим».
Уместно спросить: более подходящим, чем убрать с глаз подальше? «Предложение было озвучено СМИ, после чего желающие смогли высказать все «за» и «против» в письмах руководству мэрии города Черкесска, в том числе на сайте Cherkessk09.ru. Подавляющее большинство откликнувшихся (на мой взгляд, не мешало бы указать, какое большинство. – Прим. авт.) высказалось за перенос памятника Пушкину к «Лукоморью», но с условием, что на освободившемся месте должен появиться памятник И.С. Тургеневу – соседство с одноимённой остановкой обязывает. Власти к мнению граждан прислушались. В связи с этим памятник Пушкину был демонтирован и перевезён в парк «Зелёный остров». В парке памятник установили по правую сторону от входа в сказочную аллею «Лукоморье». «Памятник очень тяжёлый, – пояснил заместитель директора парка Науруз Байрамуков, – около 9 тонн, это осложнило его транспортировку. При демонтаже пришлось отделить его от постамента и доставить в наш парк по частям». Также он отметил, что многие посетители парка уже одобрительно восприняли появление Пушкина на аллее «Лукоморье», куда он гармонично вписался».
И газета приводит снимок – памятник Пушкину на фоне сказочных героев ворот «Лукоморья». Да не «вписался» он. На самом деле втиснули его за эти ворота, по соседству с хозпостройками. Его и не заметно вовсе. Возможно, и к лучшему даже! Нельзя не заметить, что при демонтаже и переносе памятника на остров он явно потерял в весе брутто (на треть) и ростом стал ниже, что приблизило «Пушкина» ко взорам и обнаружило изъяны, которые не замечались, когда постамент был на метр выше. Теперь заметнее в этом объекте отсутствие не только духовности и схожести с поэтом, но и гармонии и соответствия «частей тела» законам анатомии. Создается впечатление, будто части скульптуры делались по отдельности, а потом наспех соединили и поставили стоять какой-то колодой, которая совсем не убеждает и не отражает замысел памятника: туловище само по себе, голова – сама по себе, а книга воообще с боку припеку. А ноги?! Это же жерди величины непомерной. И скрещены они так, как ни один нормальный человек не сможет. При таком перехлёсте ног носок ноги сверху должен быть на четверть метра выше от пола, а он почти вровень. И не носило такой обуви сословие Пушкина (тем более летом), в какую обрядил его автор памятника: башмаки такие, какие и бомжи теперь не носят. В таких башмаках Пушкина бы ни в один порядочный дом не пустили.
Не понравился взрослым этот «Пушкин» на Одесском. Решили спровадить его на остров. Детям! И такого Пушкина мы навязываем им с малого возраста! И он будет формировать у ребятишек лжеобраз лучшего поэта России?!
Не хотелось бы, но в назидание конкурсной комиссии или экспертному совету, решающему, где и какому памятнику быть (если таковые есть при мэрии), придётся и в их адрес, и в адрес автора памятника привести откровение И. Тургенева (памятник которому, кстати, уже занял место памятника Пушкину на Одесском).
«Я – ученик Пушкина, – говорил Тургенев. – У меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина. Теперь мне 61 год. Много вещей уже написано; но я всякий раз говорил себе: нет, ещё рано, вот напишу что-нибудь получше… И так до сих пор не нашёл ничего достойного его памяти».
Какая великая скромность великого художника слова!
Мне не удалось узнать ни имени, ни фамилии автора «нашего Пушкина». Но, по-моему, он не созрел для такой чести, чтобы представлять образ великого поэта. И его «шедевр», мне думается, надо упрятать куда подальше от глаз ребятишек. Это, в конце концов, оскорбление русского Гения!
И еще. Ничего не имея против И. Тургенева, я все-таки хочу спросить: «Из каких это побуждений у нас было решено поставить памятник именно этому писателю? Чтобы оправдать название остановки в г. Черкесске?». Иван Сергеевич, бесспорно, признанный великий писатель России, но он никогда не был на Кавказе и ничего о нём не писал. Тогда как, например, М. Лермонтов, великий поэт, как никто другой, отразил в своем творчестве тему Кавказа: красоту его гор, рек, лесов; самобытность, достоинства, свободолюбие его народов. Есть величественный памятник Лермонтову, того же А. Опекушина, в Пятигорске; есть памятник скульптура Николая Санжарова мятежному вдохновенному поэту – поручику в сквере драмтеатра города Ставрополя, который, согласно аннотации, на всероссийском конкурсе был признан лучшим воплощением поэта за последнее время. А у нас – увы…
Странно как-то, не правда ли?
В. СЫРОМЯТНИКОВ,
г. Черкесск.
{{commentsCount}}
Комментариев нет