«Приехали…»
«Результаты более чем удручающие» – именно такой вывод напрашивается при анализе республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, завершившегося на днях в Карачаево-Черкесии.
В нем участвовали 346 учащихся. И победителями и призерами названы 75 человек. Даже по сравнению с прошлым годом это очень мало. В 2015-м таковых было порядка 120. Но если мы внимательнее вглядимся в итоговые протоколы по каждому предмету, размещенные на сайте Министерства образования и науки КЧР в разделе «Олимпиада», то поймем, что картина, увы, еще печальнее.
Начнем с того, что в соответствии с порядком проведения Всероссийской олимпиады победителей и призёров регионального этапа олимпиады должно быть не более 25 процентов от общего числа участников этого этапа по каждому общеобразовательному предмету.
«Результаты более чем удручающие» – именно такой вывод напрашивается при анализе республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, завершившегося на днях в Карачаево-Черкесии.
В нем участвовали 346 учащихся. И победителями и призерами названы 75 человек. Даже по сравнению с прошлым годом это очень мало. В 2015-м таковых было порядка 120. Но если мы внимательнее вглядимся в итоговые протоколы по каждому предмету, размещенные на сайте Министерства образования и науки КЧР в разделе «Олимпиада», то поймем, что картина, увы, еще печальнее.
Начнем с того, что в соответствии с порядком проведения Всероссийской олимпиады победителей и призёров регионального этапа олимпиады должно быть не более 25 процентов от общего числа участников этого этапа по каждому общеобразовательному предмету. То есть если, скажем, в олимпиаде по русскому языку участвуют двадцать человек, то, как бы замечательно ни выступили ребята, победителей и призеров будет не более пяти человек, набравших наибольшее количество баллов. При этом в положении оговаривается, что победителем, призёром регионального этапа олимпиады признается участник, набравший не менее 50 процентов от максимально возможного количества баллов по итогам оценивания выполненных олимпиадных заданий (для каждого предмета определен свой максимум). То есть если, например, по литературе определен максимальный балл 130, то школьник, набравший менее 65 баллов, даже если его соперники проявили себя еще хуже, не может рассчитывать ни на победу, ни на призовое место.
Казалось бы, все просто. И в соответствии с этим положением жюри так и действовало. В итоге картина получилась… чудовищная: ни победителей, ни призеров не оказалось по таким предметам, как французский язык (9-11 классы), география (9-11 классы), русский язык (9-11 классы), химия (9-11 классы), право (11 класс), экономика (9-11 классы), физика (9-11 классы), история (9 класс), биология (9 класс), обществознание (9-11 классы), информатика (9-11 классы), искусство (9-11 классы), экология (9 класс), математика (10-11 классы). Победителей и призеров по остальным предметам набралось всего 31 человек. Из них 12 — по физической культуре. Ничего не имею против спорта, но, согласитесь, это вам не математика или физика.
«В этом году мы постарались обеспечить максимально объективное судейство», – сказал начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки КЧР Владимир Воловик. И эта объективность, сорвав с нас «розовые очки», продемонстрировала нам такую реальность, что… В нашем министерстве обратили свой взор на другие регионы страны.
– Я серьезно изучил ситуацию с олимпиадой в других регионах, – поделился Владимир Григорьевич, – и, как оказалось, там тоже результаты не из лучших. Многие для определения призеров пошли на снижение пятидесятипроцентной планки.
На такой же шаг решились и в Карачаево-Черкесии. В итоге 11 февраля на заседании республиканского оргкомитета олимпиады были утверждены списки победителей и призеров, в которых уже значились… 75 человек, и протоколы жюри по всем общеобразовательным предметам на сайте Министерства образования и науки КЧР без всякого волшебства чудесным образом изменились – в них в графе «результаты» появилось гораздо больше отметок «победитель» и «призер».
При этом я так и не поняла, на сколько решили в минобре снизить пятидесятипроцентную планку. Как сказал В. Воловик, «не на много». Но это понятие весьма растяжимое. Например, по русскому языку среди одиннадцатиклассников призером стала девочка, набравшая из 117 максимально возможных 40,5 балла (это около 35%), а среди десятиклассников по тому же предмету призером стала ученица, набравшая из 108 максимально возможных всего 26 баллов (примерно 24%), среди девятиклассников сразу появилось два призера, набравшие из максимальных 100 баллов 31,5 и 30 баллов (а это, как вы понимаете, около 30%).
Появились даже 3 призера по информатике, которые из 800 максимально возможных набрали 149, 147 и 126 баллов (это примерно 18% и ниже).
К сожалению, даже при таком послаблении по некоторым предметам так и не появились призеры. Грустное «запустение» сохранилось в протоколах по физике (9-11 классы), математике (11 класс), химии (10 класс), экономике (9-11 классы), экологии (9 класс), искусству (9-11 классы). Как тут не вспомнить знаменитую басню Ивана Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»?
Кто-то может мне, наверное, возразить: «Вам легко рассуждать, а знаете, какие сложные были на олимпиаде задания!» Что тут ответить? Конечно сложные, на то она и олимпиада. Но ведь и участвовали в ней не кто-нибудь, а лучшие ученики – победители и призеры муниципального этапа олимпиады. Вот только каким же образом они лидировали в своих городах и районах, если на республиканском этапе иные набрали по своим предметам 0 баллов?
А еще в связи со всеми описанными обстоятельствами у меня возник вопрос касательно справедливости. Статус призера, пусть и с приспущенной планкой (уж не знаю, кого он греет в подобной ситуации), получили дети, которые «поместились» в рамки 25% от присутствующих на олимпиаде. А теперь представьте обиду детей, которые набрали больше пятидесяти процентов от максимально возможных баллов, но не отмечены по простой причине: на олимпиаду по этому предмету явилось мало народу. Например, на олимпиаде по технологии среди мальчиков лидировал школьник, набравший из 125 максимально возможных 87,65 балла, а следующий за ним ученик заработал 79,7 балла (это почти 64%), но не стал даже призером, потому что участвовало в олимпиаде всего 6 человек. Но чем виноват мальчик? Разве честно заработанные им баллы от этого обесценились?
Вообще, поводов для грустных размышлений нынешняя олимпиада преподнесла множество. Например, в спор за победу на уровне республики не вступили юные астрономы. А все потому, что победители и призеры по астрономии не были выявлены на муниципальном этапе олимпиады. Это значит, что данная наука у нас позабыта-позаброшена. И это в Карачаево-Черкесии, которую по праву называют астрономической республикой, ведь на ее территории располагаются САО РАН, обсерватория Солнца, обсерватория МГУ…
Кроме того, напрочь исчез из «сетки» республиканской олимпиады немецкий язык. А по французскому в этом году соревновался… всего один человек, причем из 11 класса. Неужели и язык великого Гюго мы скоро вычеркнем из школьного расписания уроков?
На этом фоне очень можно порадоваться за английский язык. Его наши дети знают даже лучше русского. Из 32 участников олимпиады по языку Шекспира еще до понижения планки были выявлены один победитель и 5 призеров, а уж когда «отпустили вожжи», победителей стало два, а призеров – 6. Вот такой бы результат по всем предметам!
Но не будет такого результата по одной простой причине. Английским языком наши дети занимаются у репетиторов, потому что знают: школьного уровня для поступления в «иняз» недостаточно. А вот по другим предметам мы все больше надеемся на школу. А там, к сожалению, по крайней мере в большинстве, давно работа с одаренными детьми ведется, мягко говоря, не на должном уровне. И какими бы ни были наши дети способными и талантливыми, без серьезной системной подготовки они так и будут показывать на олимпиадах вот такие грустные результаты.
Не может не беспокоить и география участников нынешней олимпиады. Наибольшее количество школьников было из г. Черкесска (97), Карачаевского и Прикубанского муниципальных районов (по 34 учащихся), наименьшее – из Адыге-Хабльского муниципального района (13 учащихся). А почему?.. Причем из тех самых 31 человека, которые стали победителями и призерами еще до снижения пятидесятипроцентной планки, 21 – из Черкесска. Разве это вам ни о чем не говорит? По-моему, комментарии излишни.
Итак, республиканский этап олимпиады завершен. Официально у нас теперь 18 победителей и 57 призеров. А что дальше?
Как рассказал В. Воловик, дальше будет серьезное совещание с начальниками городских и районных управлений и отделов образования по итогам этой олимпиады, скорее всего, пройдет и коллегия министерства по данному вопросу. Всерьез изучается вопрос о создании в республике центра по работе с одаренными детьми.
Кстати, о центре. Насколько мне известно, этот вопрос в Карачаево-Черкесии муссируется уже многие годы. Помнится, еще лет десять назад создать такой центр предлагала на базе гимназии № 5 г. Черкесска тогдашний ее директор Татьяна Сергеевна Жарова. Но дело, как видим, до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Может, теперь наконец созреем? Ведь дальше съезжать уже некуда. Как говорится, приехали…
{{commentsCount}}
Комментариев нет