«Вокал – это титанический труд»
Петь Людмила Трофименко, педагог по сольфеджио, хору и сольному пению Зеленчукской детской школы искусств «Лира», начала еще в детском саду. И этому в ее семье никто не удивился, потому как были для этого все предпосылки.
– Мой прадед по бабушке, – рассказывает Людмила Викторовна, – служил в Санкт-Петербурге, в Царскосельском казачьем полку, и пел в казачьем хоре. Отслужив 25 лет, приехал в Зеленчукскую, женился и стал петь в храме на клиросе (клирос – место в православном храме, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. – Прим. ред.). С тех пор все мои предки, следуя по его стопам, пели на клиросе. Другой мой дед был из рода Субботиных – декабристов, сосланных на Кавказ. И они все тоже пели на клиросе…
Петь Людмила Трофименко, педагог по сольфеджио, хору и сольному пению Зеленчукской детской школы искусств «Лира», начала еще в детском саду. И этому в ее семье никто не удивился, потому как были для этого все предпосылки.
– Мой прадед по бабушке, – рассказывает Людмила Викторовна, – служил в Санкт-Петербурге, в Царскосельском казачьем полку, и пел в казачьем хоре. Отслужив 25 лет, приехал в Зеленчукскую, женился и стал петь в храме на клиросе (клирос – место в православном храме, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы. – Прим. ред.). С тех пор все мои предки, следуя по его стопам, пели на клиросе. Другой мой дед был из рода Субботиных – декабристов, сосланных на Кавказ. И они все тоже пели на клиросе…
Замечу, что в плане церковного пения Людмила «не отстала» от предков – на общественных началах ведет музыкальные занятия и старший хор в Зеленчукской воскресной школе «Лествица». Но прежде…
– Я пошла в музыкальную школу одновременно с общеобразовательной, – вспоминает Людмила Викторовна, – училась там по классу фортепиано все десять лет. У нас дома не было пианино, мамина зарплата (а работала мама учителем начальных классов, сорок четыре года отдала школе) не позволяла купить инструмент. Поэтому, отсидев на уроках в школе, я шла на занятия в музыкальную, затем домой ужинать и после этого до 9 вечера опять в музыкальную – играть на пианино.
Еще школьницей Люда создала вокально-инструментальный ансамбль (кстати, на баяне в нём играл ее будущий муж). Раскладывала композиции по партиям, учила на голоса и т. д. – в общем, была полноценным музыкальным руководителем коллектива. Параллельно она занималась в танцевальном кружке и потому готовила для музыкальных номеров ещё и танцевальные постановки.
По окончании десятилетки в 1970 г. поступила в Черкесское музыкальное училище на теоретическое отделение. Его заведующий Салим Манусович Крымский, прекрасный педагог, приехавший из Новосибирской консерватории, говорил: «Теоретик должен спать три часа в сутки, а остальное время работать!» Эти его слова, можно сказать, стали жизненным кредо Людмилы. Получив блестящую подготовку в училище, она собиралась учиться дальше.
Но… вернулся из армии жених, свадьба, рождение сыновей… Семейные обстоятельства так и не позволили ей получить высшее музыкальное образование, но не помешали стать настоящим профи в своем деле. За более чем сорок лет работы в Зеленчукской детской музыкальной школе Л. Трофименко подготовила множество дипломантов и лауреатов республиканских, российских, международных конкурсов.
– По-настоящему погрузиться в работу, – признается Людмила Викторовна, – я смогла только во второй половине 90-х годов, когда подрос мой младший, третий, сын. С тех пор у меня было несколько «ярких» воспитанников, о которых нельзя не сказать.
Первым из них был Александр Миминошвили. Сейчас он является солистом Большого театра, театра «Геликон-Опера», театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это признанный мастер, объехавший с гастролями множество стран, которому рукоплещет даже мировая оперная столица – Милан. Также он является постоянным ведущим программы «Романтика романса» на телеканале «Культура».
Следующим стал Вадим Силенок. Закончив обучение у меня, он поступил в Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова. Конкурс был пять человек на место. И Вадим стал единственным «не ленинградцем», принятым тогда. Учась в колледже, прошёл срочную службу в армии. Был солистом ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, постоянным участником концертных программ, транслировавшихся по центральным каналам ТВ, где его коллегами по сцене были отечественные «звёзды» первой величины – Эдита Пьеха, ВИА «Самоцветы», Илья Резник, Дмитрий Харатьян и многие другие. Сейчас Вадим является солистом Капеллы им. М.И. Глинки, постоянно гастролирует за рубежом.
Его преемником стал Константин Осипов. Именно преемником, потому что когда В. Силенок приезжал в Зеленчукскую, он, как старший и опытный, занимался с Костей. А когда Вадим сам ещё учился у меня, с ним работал приезжавший домой погостить А. Миминошвили. Теперь Константин Осипов, солист студенческого оперного театра колледжа музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской (г. Москва), бывая здесь, уже сам занимается с «подрастающим талантом» Данилом Хахилевым, учащимся 8-го класса, который в декабре на республиканском конкурсе стал лауреатом I степени и сейчас готовится к всероссийскому конкурсу, который состоится в Москве, вот только бы найти для поездки деньги! К слову, на декабрьском конкурсе отличился и наш хор «Консонанс», заняв 2-е место в республике. И так всегда, так заведено у нас: старшие помогают младшим. Мы всегда на связи, всегда встречаемся, обмениваемся опытом, поддерживаем друг друга…
Не могу не вспомнить Даниила Чукарина, окончившего Санкт-Петербургскую духовную академию и преподающего сейчас в Ставропольской духовной семинарии. Хоры, которыми он руководит, являются неизменными лауреатами международных фестивалей и конкурсов.
Есть среди моих «звёзд» и прекрасные девочки, в том числе Мария Сергеева, лауреат множества республиканских и всероссийских конкурсов (добрая половина дипломов в моём учебном классе – её). В 2015 г. Маша поступила в Ставропольский колледж искусств на дирижёрско-хоровое отделение.
Вместе со своими воспитанниками талантливый педагог-музыкант Людмила Трофименко ездила в Москву, Санкт-Петербург, Смоленск, Ростов-на-Дону, Тананрог, Краснодар, Приморско-Ахтарск, Ставрополь… И везде ее ребята показывали «класс». При этом не стоит забывать, что, выезжая на конкурс или гастроли, все организационные вопросы: от сценических костюмов и декораций до проезда, проживания и т. д. – Людмиле Викторовне приходится брать на себя.
– И я очень благодарна родителям ребят за их всестороннюю помощь, – говорит педагог. – Но не всегда семьям под силу потянуть ту или иную поездку на конкурс, и тогда приходится заниматься поиском спонсоров. Всё это, можно сказать, работа импресарио или, как сейчас говорят, продюсера. Но что делать?
– Людмила Викторовна, вы занимаетесь вокалом не только с детьми, но и со взрослыми. С кем работать легче? И с кем – интереснее?
– С детьми проще в том смысле, что их обычно не надо «переучивать». То есть у них нет каких-то укоренившихся неправильных привычек, навыков и т. д. Они, как мягкий пластилин, из которого легко лепить. Это касается и физиологии. В частности, если период, когда у мальчиков «ломается» голос, проходит под правильным руководством – это не сравнить с тем, когда нужно разрабатывать перестроившийся «сам по себе» голосовой аппарат взрослого. Таким образом, при работе с ребёнком в распоряжении педагога находится весь его «нерастраченный» потенциал, и в этом отношении с детьми интереснее.
Со взрослыми легче потому, что они лучше контролируют себя, у них больше возможностей работать над собой. Им проще объяснить какие-то вещи, порой довольно абстрактные, которые ребёнок понять просто не в состоянии. Именно поэтому на взрослых учениках я «отрабатываю» приёмы и методы, которые затем в доступной форме даю детям. И в смысле возможностей для эксперимента – интереснее со взрослыми.
– А каково, по-вашему, соотношение таланта и труда в конечном успехе музыканта, и вокалиста в частности?
– Конечно, тот факт, что люди в разной степени предрасположены к музыке, отрицать нельзя. У кого-то данные более выражены, у кого-то – менее. Но так называемая «одарённость» на самом деле имеет очень небольшое значение. Потенциал есть у каждого человека, но результат всегда достигается только трудом! Потому что не бывает тех, кто от рождения умеет всё и кому работать совершенно не над чем. И также нет физически полноценного человека, которому нельзя было бы развить музыкальный слух, поставить голос, которого нельзя было бы научить играть на инструменте… Вопрос только в готовности работать над этим и правильном руководстве. Потому что музыка, и особенно вокал, – это тяжёлая работа, титанический труд! Даже в части физических нагрузок. Оперные певцы за спектакль теряют по пять килограммов веса… (больше, чем профессиональные футболисты за матч. – Прим. ред.).
– Откуда же тогда это «нет голоса», «медведь на ухо наступил» и прочее? Как к этому относиться?
– Как к предрассудкам. Или как к констатации текущего (но только текущего!) положения дел. Например, когда я только собрала двадцать малышей в ансамбль «Весёлые капельки» и девять ребят среднего возраста в «Мадригал», это был просто страшный вой – кто «вверху», кто «внизу», кто где… Теперь, после четырёх лет работы, все поражаются тому, как они буквально «слились» в один голос. И тому, насколько они универсальные вокалисты – прекрасно поют народные песни, эстраду, джаз, классику, церковные песнопения… Всё достижимо трудом!
– А чего бы вы хотели достичь еще как музыкант, педагог? Что попробовать, реализовать?
– По счастью, я всю жизнь занималась и продолжаю заниматься тем, чем мне хочется заниматься, что доставляет радость мне самой и тем, для кого я это делаю!
Вообще, на мой взгляд, педагог заканчивается тогда, когда он думает, что всё знает. Поэтому даже когда мои собственные ученики, уже состоявшиеся вокалисты, привозят какой-то новый опыт, материал, книги – я с неизменным интересом изучаю их и, отталкиваясь от этого, начинаю движение в ещё неизведанных для себя направлениях. Когда едем с детьми на конкурс – посещаем там все, какие возможно, мастер-классы, школы и пр. Дома для меня не существует «дня» и «ночи» – я могу до трёх утра сидеть в Интернете в поисках необходимой информации, схем, упражнений, комплексов…
Вот этот вкус к совершенствованию своих знаний, творческому поиску, непрерывному развитию – и есть то, что хотела бы сохранить и приумножить в себе. Это же стараюсь привить своим ученикам…
И это ей прекрасно удается. Неслучайно многие ее ученики пошли по стопам Людмилы Викторовны. Шесть ее учениц и три ученика сейчас работают в ст. Зеленчукской – преподают в музыкальной школе, поют во Дворце культуры. Три другие ученицы преподают музыку в Кардоникской детской школе искусств. Ещё одна – в ст. Сторожевой…
Вся ее жизнь неразрывно связана со школой, с учениками, с музыкой. Могла ли быть ее судьба иной?
– В юности я прекрасно шила, – говорит Людмила Викторовна. – Видимо, это тоже передалось от мамы. Весь свой гардероб шила сама, да так, что девчонки завидовали. Наверное, если бы не музыка, стала бы модельером.
Но музыка… Без нее Трофименко не мыслит ни дня и говорит о пении с такой любовью, что она невольно передается окружающим:
– Знаете, был у меня ученик, который очень сильно заикался. «Посадив» его на волну творчества, за годы работы удалось добиться того, что он без малейшего заикания прекрасно декламирует поэтические произведения! Но не только душа, даже тело человека лечится пением! Вокал – это в первую очередь правильное дыхание. Когда мы начинаем по-настоящему дышать, наше тело начинает жить в полную силу, используя весь свой потенциал. Правильно тренируя голосовой аппарат, мы забываем о том, что такое простуды, ангины, ларингиты. Учёные доказали, что у поющих людей даже процессы старения замедляются. Пение – не только искусство, но и превосходная физическая культура!
Ну как с таким человеком не запоешь?
С. МАКСИМОВ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет