Кем я хочу стать?

1 марта в 07:00
7 просмотров

Все профессии важны, все профессии нужны, но как из десятков сотен путей выбрать тот самый, самый верный и правильный, ведь выбор профессии во многом определяет всю нашу жизнь. Как подходят к выбору специальности современные абитуриенты? Какие критерии берут за основу своего судьбоносного решения? И главное, какие профессии выбирают нынешние школьники и ждать ли нам очередного наплыва юристов и экономистов? Мы провели «круглый стол» с ребятами выпускного 11 «б» класса гимназии № 17 г. Черкесска на тему профориентации и выслушали мнение самих подростков.

Все профессии важны, все профессии нужны, но как из десятков сотен путей выбрать тот самый, самый верный и правильный, ведь выбор профессии во многом определяет всю нашу жизнь. Как подходят к выбору специальности современные абитуриенты? Какие критерии берут за основу своего судьбоносного решения? И главное, какие профессии выбирают нынешние школьники и ждать ли нам очередного наплыва юристов и экономистов? Мы провели «круглый стол» с ребятами выпускного 11 «б» класса гимназии № 17 г. Черкесска на тему профориентации и выслушали мнение самих подростков.
Интересно, что двое из учащихся, как они сами признались, до сих пор не решили, кем хотят стать, хотя до окончания школы осталось всего каких-то несколько месяцев. А предпочтения остальных оказались на редкость разнообразными и иногда даже – неожиданными.
«Моя мечта с раннего детства – стать актрисой, известным артистом с большой буквы», – откровенно призналась Аминат Джатдоева. Ее одноклассница Марина Алиева отнеслась к выбору профессии куда более прагматично: девушка планирует получить медицинское образование и стать дерматологом, а в будущем – открыть свой косметологический центр. Анастасия Лукина и Дарья Салпагарова хотят стать лингвистами, чтобы с помощью языковых знаний расширить свой мир и узнать ближе людей из других стран и т. д. Будущих врачей в классе тоже двое. Но если Алина Алтадукова спит и видит себя высококлассным хирургом, спасающим жизни людей, то Лиза Биджиева признается, что идет в профессию по настоянию родителей, хотя сама мечтает стать учителем начальных классов и работать с малышами.
Выбор Романа Пожидаева и Дарьи Витковой определили их таланты: Роман, который с компьютерами не только на «ты», но даже больше, ожидаемо собирается поступать на программиста, а творческая натура и талант к рисованию подвели Дарью к выбору профессии дизайнера среды. «Я понимаю, что профессия дизайнера сейчас не очень востребована в таких маленьких городах, как Черкесск, но это действительно то, чем я хочу заниматься и где себя вижу в будущем», – пояснила она.
Будущих юристов и экономистов оказалось в классе, на удивление, всего по одному человеку. И хотя все дружно согласились с пословицей: «Не место красит человека, а человек – место», рабочую специальность не назвал никто. «Почему так? Чем вас не устраивает, к примеру, профессия повара или сварщика, ведь они очень часто неплохо зарабатывают?» – поинтересовалась у ребят.
– Потому что те, кто собирается идти на рабочие специальности, поступили в колледж после 9 класса, а остались только те, кто планирует получить высшее образование, – объяснила Жанна Иванова.
Одноклассники дружно поддержали ее слова и отметили, что Единый государственный экзамен стал некоторым фильтром в этом плане, потому что до 11 класса остаются учиться те, кто уверен в своих знаниях, уверен, что сможет пройти это испытание. «Чтобы сдать ЕГЭ, нужны либо хорошие мозги, либо деньги», – отметила одна из девочек. «Да нет, деньги уже не играют роли, теперь нужно полагаться только на знания и на удачу», – возразили ей с задней парты.
На вопрос, чем необходимо руководствоваться при выборе будущей профессии, ребята снова отвечали хором, правда, мнения разделились. Половина класса утверждала, что важнее всего ориентироваться на собственные желания и способности, другая половина горячо оспаривала этот факт, уверяя, что куда важнее востребованность будущей профессии на рынке труда, ведь мало ли кем ты хочешь стать, а что, если специалистов с такими дипломами, как у тебя, – пруд пруди. К примеру, Исмаил Каппушев (будущий строитель) признался, что вообще экономические и юридические специальности не рассматривал, потому что отучиться – полдела, а нужно ведь еще работу найти. На третье место в этом рейтинге школьники поставили такой немаловажный критерий, как размер заработной платы. А вот общественную полезность своей будущей профессии посчитали незначительным фактором и поместили в конец списка.
Ребята много говорили о востребованности профессии, но, как оказалось, совсем не знакомы со статистикой региональной службы занятости. Однако школьники составили свой список профессий, по которым больше всего вакансий, и высказали уверенность, что медики, инженеры, программисты, учителя всегда смогут найти работу. Что интересно, при этом профессия учителя была названа самой нежелательной. Ребят страшили маленькая заработная плата, сложность работы с детьми («никакого здоровья и нервов не останется»).
«Идти в педагогику – крайняя мера, если никуда больше не сможешь поступить», – отметила Аминат, и ее одноклассники с ней согласились (за исключением одной девочки, которая, как мы знаем, мечтает о профессии учителя начальных классов). И такое единодушие в этом мнении, если честно, показалось пугающей тенденцией.
Одна из важных проблем, на которую жалуются современные работодатели, – завышенные требования молодых специалистов, они хотят все и сразу: и высокую заработную плату, и «хлебное» место. Но одиннадцатиклассники возразили, что понимают, что нужно начинать с низов, никто руководящую должность сразу не предложит, и на высокую зарплату они тоже не надеются. Однако когда я поинтересовалась, на какую заработную плату они согласны как начинающие специалисты, то были названы цифры – 15, а чаще – 20 тысяч рублей, хотя, как известно, средняя зарплата по республике составляет 19 тысяч рублей, а зарплата начинающих специалистов – почти в два раза меньше.
«А если вас не устроит заработная плата, а она, судя по вашим завышенным ожиданиям, вас точно не устроит, то будете сидеть дома и ждать, пока не подвернется более выгодное место, или пойдете работать «за копейки»?» – уточнила у ребят.
Мальчики сказали, что уедут в другие регионы, столицу, где зарплаты больше. Часть девочек согласились с мнением Лукиной, что можно подрабатывать пока в других сферах (в те же официанты и продавцы пойти), продолжая учебу и повышая свою квалификацию с тем, чтобы потом найти более высокооплачиваемое место по специальности. Часть ребят вообще не нашлись с ответом и были сильно озадачены, потому что никогда об этом не задумывались. Единственное, Алина заметила, что размер заработной платы ее интересует мало: «Главное, стать хорошим специалистом в своем деле, тогда и заработная плата будет, и уважение, и все остальное…»
А в завершение беседы ребята единогласно отметили, что работа прежде всего должна быть любимой, чтобы хотелось утром идти на работу, хотелось совершенствоваться и расти в своем деле…
А мне вспомнилась прекрасная традиция: на последний звонок готовить плакаты с детскими фотографиями выпускников и стишками о том, кем они планируют стать в будущем. Очень часто эти мечты остаются только на бумаге. Но не суть важно, кем ты станешь, найдешь ли ты свое место в жизни, профессию по душе. Ведь, как говорится, нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим. Нужно помнить об этом.

Фатима ГАДЖАЕВА.

Фатима ГАДЖАЕВА
Поделиться
в соцсетях