Школе для одаренных детей быть!

10 марта в 06:59
 просмотров

«Приехали…» – так называлась статья в нашей газете («ДР» №21 за 16.02. 2016), которая рассказывала об удручающих результатах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, прошедшего в Карачаево-Черкесии с 13 января по 6 февраля этого года. Эта же проблема стала самой обсуждаемой на заседании коллегии Министерства образования и науки КЧР, состоявшемся в минувший понедельник, 29 февраля, в малом зале Дома Правительства. В нем приняли участие председатель комитета Народного Собрания (Парламента) по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму Исмель Биджев, начальники отделов (управлений) образования муниципальных образований, руководители подведомственных организаций и др.
Выступавший с информацией о результатах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки КЧР Владимир Воловик рассказал, что в этом году у нас проводилась олимпиада по 19 общеобразовательным предметам.

«Приехали…» – так называлась статья в нашей газете («ДР» №21 за 16.02. 2016), которая рассказывала об удручающих результатах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, прошедшего в Карачаево-Черкесии с 13 января по 6 февраля этого года. Эта же проблема стала самой обсуждаемой на заседании коллегии Министерства образования и науки КЧР, состоявшемся в минувший понедельник, 29 февраля, в малом зале Дома Правительства. В нем приняли участие председатель комитета Народного Собрания (Парламента) по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму Исмель Биджев, начальники отделов (управлений) образования муниципальных образований, руководители подведомственных организаций и др.
Выступавший с информацией о результатах регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки КЧР Владимир Воловик рассказал, что в этом году у нас проводилась олимпиада по 19 общеобразовательным предметам. В школьном этапе приняли участие 22733 учащихся, в муниципальном – 4787 школьников, а в республиканском – 347 учащихся, которые стали победителями либо призерами муниципального этапа. И это 79,4% от заявленного количества участников республиканской олимпиады. Больше всего в республиканской олимпиаде участвовало школьников из Черкесска, а меньше всего – из Урупского района и Карачаевска. Как объяснили на коллегии начальники отделов образования этих муниципальных образований, время проведения олимпиады совпало с объявленным в школах карантином по гриппу и многие дети болели. Что ж, может, так оно и было, хотя почему-то детям из других районов карантин не стал препятствием. Но если грипп мог сказаться на количестве участников, то на качество знаний детей он никак повлиять не мог. А оно оказалось, как выразился ректор СКГГТА Руслан Кочкаров, на уровне плинтуса.
В итоге лишь 10% участников республиканской олимпиады справились с заданиями на 50% и более! Званий «победитель» и «призер» удостоились 76 человек. Причем из 18 победителей 15 – из г. Черкесска и по одному – из Зеленчукского, Усть-Джегутинского и Хабезского районов. Из 58 призеров 29 – также из республиканского центра.
Тут стоит отметить, что в республиканской олимпиаде участвовало 88 юных жителей Черкесска, и 44 из них (то есть каждый второй) добились успеха. Поэтому нелишне обратить внимание на «олимпиадный» опыт республиканской столицы. Как рассказал на коллегии начальник управления образования мэрии г. Черкесска Николай Рыжов, для честного проведения творческих соревнований по каждому общеобразовательному предмету на них в качестве наблюдателей присутствовали депутаты гордумы. Кроме того, в этом году впервые к проведению муниципального этапа олимпиады в Черкесске были привлечены силы СКГГТА. Преподаватели вуза участвовали в разработке олимпиадных заданий по 7 дисциплинам, не считая русский язык и математику, смогли проконтролировать ход самих олимпиад. И результаты – налицо.
Чего нельзя сказать о других муниципальных образованиях. Так, всего один школьник добился призового места из Адыге-Хабльского района, ни одного призера – из Хабезского района. По два призера – из Малокарачаевского, Абазинского, Ногайского районов. Сказать, что это мало, – ничего не сказать!
И как же дети со столь низким уровнем знаний оказались победителями и призерами муниципального этапа?! С болью Владимир Воловик говорил о тех детях, которые, прибыв на республиканский этап олимпиады, впервые видели… лабораторное оборудование, на котором надо было еще и работать! А почему? Почему практическая часть не проводилась на муниципальных олимпиадах? Почему в большинстве муниципальных образований позволили себе массу нарушений порядка проведения олимпиады?!
По результатам регионального этапа олимпиады, говорил Владимир Григорьевич, очень слабые знания показали наши дети по таким предметам, как физика (из 80 возможных баллов лучший результат в 9 классе –  11,5; в 10-м – 9; в 11-м – 18), химия (из 130 возможных баллов в 10 классе лучший результат -15,5 балла), искусство (из 600 возможных баллов в 9 классе лучший результат – 15 баллов, в 10-м – 45)… И эти цифры красноречиво говорят и об уровне подготовки самих педагогов этих учеников…
О том, что в школах республики сегодня, к сожалению, очень слабые знания даются детям по физике, химии, информатике и т. д., говорил на коллегии ректор СКГГТА Руслан Кочкаров. Он отметил, что с прошлого года в академии вынуждены были пойти на то, чтобы на первом курсе в первом семестре доучивать студентов по школьным программам, дабы они в дальнейшем смогли усваивать знания, которые дает высшая школа, и предложил использовать площадку и ресурсы академии для повышения квалификации учителей по названным дисциплинам.
Об уровне подготовки наших школьных учителей говорил, отчитываясь об итогах работы Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования в прошлом году, и его ректор Александр Гурин. В рамках программы «Я сдам ЕГЭ» РИПКРО проводил в этом учебном году курсы для учителей математики, русского языка и обществознания. И при проведении тестирования по ЕГЭ среди учителей обществознания из 13 педагогов только двое правильно ответили на три последних вопроса! Но если таковы знания у учителей, чего же ждать от учеников! А уж кто в таком случае будет заниматься с одаренными детьми?!
А заниматься с ними нужно! Об этом говорили все выступающие на коллегии по данному вопросу. Директор республиканского центра дополнительного образования детей Земфира Джанкезова, рассказав, какую большую работу проводит центр для развития способностей детворы, подчеркнула, что прекрасных, умных детей в Карачаево-Черкесии много. Это в очередной раз доказала и телевизионная гуманитарная олимпиада «Умники и умницы». Но с этими детьми, как показывает практика, необходимо заниматься дополнительно, нужно, чтобы этих ребят вели хорошие педагоги – филологи, историки… Тогда будут и результаты.
И естественно, вновь на коллегии прозвучала идея о необходимости создания в республике центра по работе с одаренными детьми. В своем выступлении начальник управления образования мэрии г. Черкесска Николай Рыжов отметил, что о функционировании подобных центров на базе вузов в крупных городах он услышал еще лет пять назад на конференции по образованию в Сочи. Причем выступающие на конференции уже делились пятилетним (!) опытом работы таких центров. И результаты этой работы впечатляли.
Да что говорить об очень крупных городах! Сегодня подобные центры, делилась Земфира Хамидовна, есть в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии…
И в итоге… Здесь же, на коллегии, состоялось очень значимое для Карачаево-Черкесии событие: министр образования и науки КЧР Инна Кравченко и ректор СКГГТА Руслан Кочкаров подписали соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки КЧР и Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академией по созданию школы для одаренных детей. По словам Инны Владимировны, соглашение послужит началом формирования единой региональной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, обеспечения условий для их личностного развития, профессионального самоопределения и самореализации на территории республики.
Руслан Махарович, в свою очередь, отметил, что не скрывает своего «корыстного» интереса в создании такой школы – ведь в рамках этой работы академия надеется получить одаренных студентов!
А заместитель председателя Общественной палаты КЧР Виктор Китаов подчеркнул, что подписание данного соглашения очень соответствует духу времени. Только 25 февраля он принимал участие в форуме, проводимом комиссией Общественной палаты РФ по развитию науки и образования, на тему: «Формирование системы общественной экспертизы инновационных проектов в регионах». И на столь высоком уровне говорилось о том, что одним из направлений повышения качества образования является поиск и поддержка одаренной молодежи!
Помимо этого, в проект решения коллегии по обозначенному вопросу вошли и другие пункты, в том числе о необходимости детального разбора итогов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в отделах (управлениях) образования муниципальных районов и городских округов, повышения квалификации педагогов, чьи ученики показали на республиканской олимпиаде плохие результаты, и т. д.
На коллегии также были рассмотрены и другие вопросы: отчеты о деятельности Государственного республиканского детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за 2015 год; о деятельности Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования за 2015 год, и другие.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях