Сон наяву, или сказка о сострадании

10 марта в 06:59
 просмотров

В республиканском государственном Русском театре драмы и комедии состоялся спектакль «Очень простая история».
Наши театралы ждали его с нетерпением – было интересно ознакомиться с новой интерпретацией знаменитой пьесы Марии Ладо.
Предысторию премьеры озвучил вкратце директор театра Хасан Биджиев:
– В Карачаево-Черкесии утвердился ежегодный конкурс на грант Главы республики в области театрального искусства, на участие в котором подают заявки все пять театров КЧР. В нынешнем году у него маленький юбилей – пятилетие со дня учреждения. На кону конкурса внушительная награда – полмиллиона рублей. Мы заслужили их во второй раз, серьёзно подойдя к выбору пьесы. «Очень простая история» – интересная, убедительная и, главное, «вписывающаяся» в ментальность Карачаево-Черкесии.

В республиканском государственном Русском театре драмы и комедии состоялся спектакль «Очень простая история».
Наши театралы ждали его с нетерпением – было интересно ознакомиться с новой интерпретацией знаменитой пьесы Марии Ладо.
Предысторию премьеры озвучил вкратце директор театра Хасан Биджиев:
– В Карачаево-Черкесии утвердился ежегодный конкурс на грант Главы республики в области театрального искусства, на участие в котором подают заявки все пять театров КЧР. В нынешнем году у него маленький юбилей – пятилетие со дня учреждения. На кону конкурса внушительная награда – полмиллиона рублей. Мы заслужили их во второй раз, серьёзно подойдя к выбору пьесы. «Очень простая история» – интересная, убедительная и, главное, «вписывающаяся» в ментальность Карачаево-Черкесии. Рад отметить, спектакль поставлен общими заслугами – и автора произведения, которому удалось ввергнуть нас в водоворот одного события, и руководства республики, оценившего наш вклад в культуру КЧР, и режиссера Санкт-Петербургского театра Сатиры на Васильевском Ахмата Байрамкулова, на чьём счету немало побед нашего коллектива в региональных театральных фестивалях, и художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Леонида Черного, придавшего неожиданную романтичность обычному хлеву и скотному двору, и артистов, сумевших воплотиться в животных без яркого грима и соответствующего антуража.
Банальная проблема избавления от внебрачного ребенка, возникшая в начале первого акта, могла бы разрешиться вполне ординарно, если бы Лошадь, Свинья, Корова, Пес и Петух вместе с Соседом-пьяницей не подняли её до уровня общечеловеческих ценностей. Самое главное в жизни – любовь в разных ипостасях. Распоряжаться ею нужно по-человечески и с добром. В ней нуждаются и люди, и беззащитные домашние животные, готовые пожертвовать собой ради их счастья. В спектакле, который действует на зрителя исключительно эмоциями, это утверждается не прямо – монологами героев, а подчёркивается «оттеночно», через известный романс «В лунном сиянии».
Пьесу Ладо называют то притчей, то трагикомедией. На мой взгляд, правильнее считать её сказкой. Тогда сами собой исчезнут сомнения в правомерности превращения алкоголика и Свиньи в ангелов, в трактовке других вопросов теологии, некоторых нравственных коллизий и логических нестыковок, ведь, известно, сказка – ложь… Известно, правда, и другое – в ней намёк… который мы и увидели на сцене.
Жизнь человека глазами животных – не новый прием в литературе, тем не менее он прекрасно сработал, позволив режиссёру Байрамкулову «препарировать» человеческие взаимоотношения. Сердца многих зрителей то и дело вздрагивали от щемящей боли, ведь толика проблем героев, хотя и по-разному, затрагивала каждого сидящего в зале.
Сюжет спектакля незатейлив и стар, как мир: Даша и Алеша, не задумываясь о последствиях, легкомысленно переступили в своих отношениях черту дозволенного. Дилемму создало неожиданное сообщение девушки о том, что она ждёт ребёнка. Алёше это на руку, создавшаяся ситуация поможет ему «пролезть» в богатую семью. Приказ родителей Даши освободиться от ребёнка, последующие затем её беспринципность и безволие Алёши побуждают весь скотный двор к противодействию – в его среде такое немыслимо. «Шуры-муры» происходили на их глазах, в хлеву, и они успели проникнуться жалостью к неродившемуся ещё человечку.
Зрители отреагировали на ситуацию неоднозначно. Одни обвинили в антракте родителей Даши в чёрствости и греховном намерении – они пошли против природы… Другие возмутились чрезмерной вольностью Даши – и в поведении, и в словах.
Скажу, что думаю, и я. Эта очень простая история не так проста, как кажется. В обстановке, когда старые традиции обрушились, а новые ещё не осознались (пьеса написана в 90-х годах), известие о внебрачных отношениях дочери свалилось на Отца-селянина, которого играл артист Ибрагим Байчоров, как камень с неба. Ответственный, авторитарный человек, он всю жизнь трудился во благо своей семьи, вынужденный жить рядом, но порознь с любимой женщиной, выбравшей когда-то в мужья не его, а Соседа. По иронии Судьбы именно он, нерадивый, хронический алкоголик, погрязший в нищете и пустопорожней риторике, может стать теперь свёкром дочери, а его сын, двадцатитрёхлетний мужчина, не знающий, к чему приложить руки на своём подворье, – мужем. Нытик, оправдывающий свою бедность пьянством отца, отнюдь не предел мечтаний Хозяина о семейном счастье дочери. Вот откуда истоки его непримиримой ярости и нежелание видеть общего с Соседом внука. Как стерпеть такую несправедливость?
В спектакле животные сыграли роль психотерапевтов по исцелению бесчеловечности – одну на всех. И это, как сказал классик, было бы смешно, если бы не было так грустно, хотя у них всё хорошо получилось.
Заслуженная артистка КЧР Ольга Ивашова, не раз исполнявшая серьёзные главные роли, призналась, что её новая героиня Лошадь потребовала сверхотдачи сил.
Впрочем, все актёры, играющие животных, были на профессиональной высоте – режиссёр Байрамкулов, жёсткий в требованиях, «спрессовал» их таланты в слаженный ансамбль, показавший довольных и сытых животных процветающего хозяйства, живущих дружным мирком.
Известия о событиях внешнего мира на скотный двор доставляет радиоман Петух (заслуженный артист Карачаево-Черкесии Виталий Вартанов). В каламбурах этого эталона ущербного всезнайства было столько юмора, что зрители, вероятно, разобрали их по цитатам. Наивность Свиньи в исполнении Нины Захаровой умиляла. А её крик за сценой, разорвавший тонкую грань между жизнью и смертью, – взметнувшаяся ввысь боль вперемешку с ужасом, удивлением и разочарованием в любимом хозяине – заставил зал содрогнуться и застыть в шоке. Вот так деликатно была обыграна обычная и жуткая в своей сути реальность – забой животного. Артист Шамиль Алиев «врос» в пластику преданного, дружелюбного Пса. «Животная» натура искусно проявилась и в движениях Коровы.
«Я был как под гипнозом, – удивлялся после спектакля один из моих собеседников Степан Севостьянов. – Актёры без соответствующих костюмов диссонировали с ролями всего пару минут, потом я уже не сомневался, что это животные. Хотелось остановить время, чтобы посмеяться над фразами Петуха и растянуть удовольствие от милушки-Свиньи».
Художник возвысил любовь в хлеву интеллигентным, если можно так выразиться, сценическим воплощением декораций. Многие российские режиссёры использовали в постановках этого спектакля зонги – содержащие сатиру и критику общества баллады, основанные на резких контрастах и преувеличениях. Ахмат Байрамкулов, однако, пошёл иным путём, «обернув» спектакль в вариации одного-единственного романса Евгения Юрьева «В лунном сиянии». И добился чуда: мелодия в попеременном звучании отдельных инструментов, оркестра или голоса будоражила чувства зрителей то лёгком мазком – высокой ноткой, то оркестровкой, то хором, то потрясшим зрителей детским пением… Очищая героев от пошлости, романс «подталкивал» их к взаимопониманию и «спрессовывал» печаль. Зрители не выдерживали и плакали.
Несмотря на то, что в спектакле есть убийство и самоубийство, он получился добрым. О гармонии позаботилась сама автор пьесы Мария Ладо, введя персонажи ангелов, в которых превратились Сосед и Свинья. Мысль о том, что жизнь продолжается, мы не умираем насовсем, торжествующая на сцене, умиротворила зал.
И ещё. То, что в роли Соседа занят заслуженный артист Карачаево-Черкесии Виктор Михеев, мне кажется большой находкой режиссёра. Актёр сумел наделить своего героя интуицией, тягой ко всему, требующему заботы и защиты.
Самоубийство, бесспорно, противоречит концепции христианства: в душах этих несчастных, считается, правил бал Сатана, поэтому странными кажутся многолетние усилия критиков, приписывающих спектаклю библейское содержание. Лишь с учётом того, что он – сказка, сон наяву, в котором допускаются разные измерения, содеянное Соседом воспринимается как самопожертвование во имя спасения ребёнка.
Девочка родилась. Хозяин и его жена стали счастливыми дедушкой и бабушкой. Но отчего-то сжималось и щемило сердце. Быть может, потому, что на крыше хлева молча стоял Ангел-Сосед и покорно-горестно выслушивал нелицеприятные слова сына и невестки о себе, бывшем человеке.
Создатели спектакля совершили невероятное, посеяв в умах зрителей зёрна размышлений. Свершившийся эмоциональный «перекрой» спектакля – выше всяких похвал.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях