Вновь педагоги вышли на сцену
Республиканский конкурс исполнительского мастерства преподавателей детских школ искусств КЧР, проходивший в этом году в четвертый раз, проводится республиканским учебно-методическим центром по художественному образованию (РУМЦ) один раз в четыре года. И каждый раз он превращается в настоящий праздник искусства, который наглядно демонстрирует, как талантливы люди, которые учат наших детей музыке, пению, хореографии, изобразительному искусству. Но в этом году конкурс превзошел все ожидания! Многие преподаватели продемонстрировали такой уровень мастерства, такой уровень подготовки, что им стоило бы аплодировать стоя.
В последний день зимы «себя показать и на других посмотреть» в республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова прибыли из разных уголков Карачаево-Черкесии порядка 160 исполнителей. И нужно было слышать, как играли музыканты: ансамблями, соло!
Республиканский конкурс исполнительского мастерства преподавателей детских школ искусств КЧР, проходивший в этом году в четвертый раз, проводится республиканским учебно-методическим центром по художественному образованию (РУМЦ) один раз в четыре года. И каждый раз он превращается в настоящий праздник искусства, который наглядно демонстрирует, как талантливы люди, которые учат наших детей музыке, пению, хореографии, изобразительному искусству. Но в этом году конкурс превзошел все ожидания! Многие преподаватели продемонстрировали такой уровень мастерства, такой уровень подготовки, что им стоило бы аплодировать стоя.
В последний день зимы «себя показать и на других посмотреть» в республиканский колледж культуры и искусств им. А. Даурова прибыли из разных уголков Карачаево-Черкесии порядка 160 исполнителей. И нужно было слышать, как играли музыканты: ансамблями, соло! При этом, как рассказала член жюри директор республиканского колледжа культуры и искусств Фатима Куджева, по сравнению с прошлыми конкурсами выбранный преподавателями репертуар был гораздо сложнее. Музыканты исполняли произведения, которые не выучишь за два-три дня, которые требуют серьезной многодневной работы. Было много классики: И. С. Бах, В. Моцарт, А. Вивальди, Ф. Шопен, Х. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский, С. Рахманинов… Было много удачно подобранных произведений, которые не только красивы сами по себе, но и помогли исполнителям показать богатство своих творческих возможностей.
Очень порадовало не только увеличившееся количество участников конкурса, но и разнообразие инструментов, на которых они играют. Особенно в этом плане удивили ансамбли народных инструментов. Некоторые инструменты иные зрители видели первый раз в жизни.
На сцене колледжа один за другим сменялись яркие творческие коллективы: инструментальный ансамбль КЧГККиИ им. А. Даурова, ансамбль народных инструментов «Акварель» ДМШ им. Н. Боташева (г. Усть-Джегута), фольклорно-инструментальный ансамбль «Созэреш» ДШИ а. Хабеза, фортепианный ансамбль ДШИ г. Черкесска, оркестр русских народных инструментов «Русские узоры» ДШИ г. Черкесска, оркестр народных инструментов «Сувенир» ДШИ г. Усть-Джегуты… И каждому было чем удивить и зрителей, и жюри.
Как отметила директор РУМЦ Елена Шатрова, впервые жюри этого конкурса возглавил музыкант, приглашенный из-за пределов Карачаево-Черкесии. Имя Валерия Шарибова, профессора кафедры народных инструментов Северо-Кавказского государственного института искусств (г. Нальчик), лауреата международных конкурсов, заслуженного работника культуры КБР, который, к слову, разработал свою оригинальную методику обучения игре на баяне, аккордеоне и национальной гармонике, хорошо известно в музыкальных кругах. И этот авторитетный музыкант был в полном восторге от наших музыкантов. «Если преподаватели ваших школ так играют, – сказал Валерий Хабалович, – то можно быть спокойными за ваши школы!».
А уж когда стали выступать солисты инструменталисты, то тут эмоции просто зашкаливали. Некоторые зрители пришли на конкурс специально, чтобы послушать того или иного полюбившегося музыканта. Когда на сцену выходят такие педагоги, к примеру, как балалаечник Евгений Кубеков (ДШИ г. Черкесска), баянист Иван Харибов (ДШИ ст. Зеленчукской), скрипач Олег Борисов (ДШИ г. Усть-Джегуты), жди музыкального чуда. И они действительно показали его, сыграли! Неслучайно Олегу Борисову даже присудили гран-при конкурса.
В этот раз было действительно много ярких солистов инструменталистов. Не обошлось и без приятных сюрпризов. По единодушному мнению специалистов, открытием конкурса стала пианистка Маргарита Богатырева. Молодой преподаватель ДМШ г. Карачаевска исполнила «Прелюдию и фугу h-moil» Д. Шостаковича и «Думку» П. Чайковского, как выразилась Фатима Куджева, очень достойно!
Честно говоря, теплых слов достоин каждый музыкант, выступавший в этот день в колледже культуры и искусств (да простят меня те, чьи имена здесь не упомянуты). Неслучайно в номинации «Инструментальные ансамбли» звания лауреатов разных степеней удостоились 13 коллективов, а в номинации «Солисты инструменталисты» – 10 человек плюс, как уже говорилось ранее, гран-при конкурса.
Среди вокалистов лауреатов куда меньше. И дело не в том, что голоса у наших педагогов плохие. Просто, как сказали члены жюри, хочется, чтобы песню не просто пели, а чтобы ее прочувствовали, «проживали» на сцене. В этом плане, по мнению жюри, в номинации «Солисты вокалисты» были более убедительны Лейла Гагуа (ДМШ г. Карачаевска) и Дина Даурова (ДШИ г. Черкесска), которые названы лауреатами 1 степени. В номинации «Вокальные ансамбли» звание лауреатов разных степеней получили шесть творческих коллективов. Причем лидировали вокальный ансамбль ДШИ г. Усть-Джегуты, состоящий из 8 человек, и дуэт ( Д. Даурова и О. Гамиева) ДШИ г. Черкесска.
Разнообразили программу конкурса выступления преподавателей в номинациях «Хореография» и «Художественное слово». Но, к сожалению, этих номеров было очень мало. И если танцоры удостоились только звания дипломанта, то чтецы: Анатолий Бармянцев и Марина Благодаренко (оба из ДШИ г. Черкесска) – выступали на таком уровне, что стали лауреатами 1 степени.
Пока на сцене кипели конкурсные страсти (выступления продолжались восемь с половиной часов!), в фойе колледжа любой желающий мог полюбоваться работами преподавателей-художников. В этом году свои произведения представили порядка пятидесяти человек. И это, как рассказала методист РУМЦ Прасковья Маркова, тоже рекорд по сравнению с прошлыми конкурсами. Картины разных жанров, выполненные в разных техниках, поделки декоративно-прикладного искусства – здесь было на что посмотреть. Например, подолгу зрители задерживались возле философской картины Игоря Кияницы (ДХШ г. Черкесска) «Муза и модель среди кривых зеркал». Умиротворением, спокойствием веяло от картины Магомедзерифа Гаджиева (ДШИ г. Усть-Джегуты) «Тишина ранней осени», хотя произведение написано характерными для Магомедзерифа Гаджиевича смелыми мазками. Удивительно тонко смогла передать Лариса Колесникова (ДХШ г. Черкесска) в «Портрете Славика», написанном сепией, одухотворенность юного пианиста. Очень лиричный, теплый пейзаж, видимо, навеянный воспоминаниями детства, «Окрестности аула Кара-Кала» получился у Юрия Карасова (ДХШ г. Черкесска). Очаровательно смотрелись небольшие лиричные работы Елены Грищенко (ДШИ ст. Зеленчукской) – пейзажи «Зима», «Фиалки». Невозможно было оторвать взгляд от золотого шитья Беллы Гукемуховой (КЧГККиИ им. А. Даурова), завораживали интересно подобранные по цвету флористичекие композиции Елены Братковой (КЧГККиИ им. А. Даурова), удивляла поразительной материальностью деталей из бумаги в своих аппликациях Марина Сухина (ДШИ г. Карачаевска)…
Семь преподавателей стали лауреатами в номинации «Станковое искусство», и еще трое – в номинации «Декоративно-прикладное искусство» – таков итог творческого состязания художников.
Впрочем, в этот день никто из конкурсантов не остался неотмеченным. Все исполнители стали либо лауреатами, либо дипломантами, а те из художников, что не названы лауреатами, получили грамоты за активное участие. Потому что, как сказала Елена Шатрова, все преподаватели честно потрудились и показали высокий уровень мастерства.
– Но смысл конкурса даже не в наградах, – говорит Фатима Куджева. – Главное – наши педагоги выходят на сцену. И это не только важно для них самих в плане творческой самореализации, но и показательно для их учеников, настоящих и будущих, для их родителей. Это привлекает в музыкальные школы новых детей. Кроме того, выступления на подобных конкурсах – это своеобразные мастер-классы, на которых педагоги могут многому научиться друг у друга.
Но, пожалуй, самую высокую оценку дал Валерий Шарибов. Он отметил:
– Хороший конкурс, и подобного ему нет в Нальчике. Думаю, вас можно поставить в пример.
{{commentsCount}}
Комментариев нет