«Ему покорились музы…»
В Государственной Национальной библиотеке имени Х. Б. Байрамуковой в рамках клуба любителей искусств «Лира» состоялся вечер памяти известного певца, композитора, заслуженного артиста Российской Федерации Марата Кочкарова.
В мероприятии приняли участие представители творческой интеллигенции и общественности республики, журналисты СМИ, студенты педагогического колледжа имени Умара Хабекова. Открыла встречу главный библиотекарь отдела литературы по искусству, заслуженный работник культуры КЧР Т. Джазаева, которая, используя электронную презентацию с фото- и видеодокументами из архива семьи Кочкаровых, познакомила собравшихся с основными этапами жизни и творческой деятельности Марата Хусеевича – одного из ярких представителей музыкальной культуры КЧР.
В Государственной Национальной библиотеке имени Х. Б. Байрамуковой в рамках клуба любителей искусств «Лира» состоялся вечер памяти известного певца, композитора, заслуженного артиста Российской Федерации Марата Кочкарова.
В мероприятии приняли участие представители творческой интеллигенции и общественности республики, журналисты СМИ, студенты педагогического колледжа имени Умара Хабекова. Открыла встречу главный библиотекарь отдела литературы по искусству, заслуженный работник культуры КЧР Т. Джазаева, которая, используя электронную презентацию с фото- и видеодокументами из архива семьи Кочкаровых, познакомила собравшихся с основными этапами жизни и творческой деятельности Марата Хусеевича – одного из ярких представителей музыкальной культуры КЧР.
Марат Кочкаров родился 1 мая 1935 года в г. Микоян-Шахаре (ныне Карачаевск). Природа щедро одарила его – красивый, сильный голос, яркая музыкальность проявились ещё в детстве. Марат не учился музыке, но он рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта. Жизнь народа, его празднества и обряды, звучание карачаевской музыки – всё это жадно впитывалось им. Ребёнком он разделил тяготы, выпавшие на долю его народа: в 1943 году семья была выслана в Киргизию. Именно там он начал свой путь в искусстве. Пение стало для него естественной жизненной потребностью, он участвовал в школьной художественной самодеятельности, в концертах любительских коллективов. С годами дарование юного певца оттачивалось, росло и крепло желание посвятить себя музыке. По возвращении в 1957 году на родину он начал работать в ДК аула Верхняя Теберда.
Решающую роль в творческой судьбе Марата Кочкарова сыграла встреча с известным советским композитором Вано Мурадели во время поездки в Москву в составе делегации Карачаево-Черкесии на декаду литературы и искусства нашей области. На заключительном концерте декады, посвященной 400-летию вхождения горного края в состав России, должна была впервые исполняться карачаевская народная песня об Эльбрусе в обработке для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра. Автор обработки В. Мурадели, высоко оценив талант молодого горца, предложил ему солировать. Эта песня приобрела известность и стала популярной на территории всего СССР во многом благодаря её блестящему исполнению Маратом Кочкаровым, который за участие в декаде был награжден грамотой Верховного Совета РСФСР.
После этого выступления начался путь певца на профессиональной сцене. Сразу же после декады Кочкарова приглашают на работу в Государственный ансамбль песни и танца Карачаево-Черкесии, где обладатель лирико-драматического баритона широкого диапазона не только поет, но и танцует. Начались годы напряженного труда и концертных выступлений. Вскоре Марат Кочкаров заявил о себе и как композитор. В 1958 году впервые по радио прозвучали его песни «Карачаевская студенческая» и «Любимой девушке», написанные на стихи Халимат Байрамуковой. По признанию композитора, его первая песня родилась неожиданно: «Я по каким-то делам зашел в редакцию газеты «Ленинни байрагъы», встретил там Халимат. Она предложила мне прочитать стихотворение, посвященное молодёжи. Я взял текст, вышел в скверик, посидел там немногим более часа, напел мелодию и вернулся. Песня в редакции всем понравилась…»
Уже в первое десятилетие творческого пути композитора ярко проявляется тесная связь музыкального языка его сочинений с народно-песенными истоками.
Творчество М. Кочкарова многообразно по содержанию и жанровому диапазону. Им написаны баллады, кантаты, оратории, сюита. Однако наиболее широко в его творчестве представлен песенный жанр – в его активе более 200 песен, в которых он развивал народные традиции. Одаренный певец-самоучка стал достойным преемником прославленного карачаевского певца и поэта Касбота Кочкарова.
Его песни глубоко лиричны, отличаются удивительной гармонией мелодии и текста. Многие из них написаны в сотрудничестве с известными карачаевскими поэтами: О. Хубиевым, Б. Аппаевым, Х. Байрамуковой, Х. Айбазовым. Мелодию к стихотворению Х. Айбазова «Моя последняя песня» М. Кочкаров написал уже после смерти своего друга-поэта.
Особое место в творчестве композитора занимает тема Великой Отечественной войны. Ей посвящена кантата «Победа», в которой стихи Османа Хубиева объединены в стройный цикл, а музыка усиливает художественное воздействие поэзии. Большинство его песен военной тематики посвящено воинам-героям: «Песня о подвиге Аскера Бархозова», «Сосны», «Последнее письмо солдата», «Баллада о погибшем брате». Реквием, написанный Кочкаровым, звучит на мемориальном комплексе «Защитникам перевалов Кавказа» (пос. Орджоникидзевский). В нем слышны и пафос героической борьбы с фашизмом, и дань уважения тем, кто не пришел с поля битвы.
Значительным вкладом в вокальную музыку является кантата «Моя Родина». Многие сочинения Кочкарова написаны на тематическом народном материале. В «Свадебной сюите» на слова О. Хубиева и сочинении для солиста и смешанного хора «Сказ о Кавказе» отчетливо слышны национальные интонации. Но подлинно выдающимся творческим достижением М. Кочкарова явился первый карачаевский балет «Айтуган – дочь Карчи», в основу которого положено воспоминание о Карче, родоначальнике карачаевского народа, который привел своих соплеменников из Турции в Россию. «Моей целью было создание исторического балета. Я лет пятнадцать над ним работал. Когда я закончил сочинять музыку, я пришел к Медихе Шамановой и сказал, что я написал музыку, а за нею – либретто…». Так родился двухактный балет лирико-эпического характера, где в аллегорической форме был воплощен образ народа. Следует отметить, что композитор обнаружил глубокое знание законов сценического произведения. Успеху балета способствовал и многолетний опыт выступлений композитора в танцевальных коллективах. Постановка балета в 1993 г. Краснодарским творческим объединением «Премьера» стала большим событием в музыкальной жизни республики.
…Все музыкальные произведения, звучавшие в зале, сопровождались комментариями ведущей вечера памяти. В ходе вечера некоторые произведения Кочкарова прозвучали в исполнении мастеров эстрады Карачаево-Черкесии. Воссоздать образ и творческий портрет композитора Кочкарова помогли приглашенные на вечер друзья, коллеги, родные и близкие Марата Хусеевича: Л. Болурова – легенда радиоэфира, в прошлом диктор областного радио, Б. Аппаев, народный поэт КЧР, заслуженный деятель культуры РФ, заведующий отделом газеты «Къарачай», Б. Тохчуков, главный режиссер республиканского Карачаевского драматического театра, заслуженный деятель искусств РФ и Республики Абхазия, Б. Уртенов – артист республиканского Карачаевского драматического театра, заслуженный артист РФ, М. Шаманова – журналист, писатель, общественный деятель, С. Нартоков – редактор газеты «Вестник Карачаево-Черкесии», супруга Марата Хусеевича З. Аталикова-Кочкарова и сын композитора Х. Кочкаров.
В ходе памятного вечера прозвучали отдельные музыкальные произведения Марата Кочкарова в исполнении: Х. Хубиева – народного артиста КЧР, заслуженного деятеля искусств Чеченской Республики, Л. Каракетовой – заслуженной артистки КЧР, солистки республиканской государственной филармонии, У. Бостанова – народного артиста КЧР, артиста республиканского Карачаевского драматического театра, У. Акбаевой, заслуженной артистки КЧР, артистки республиканского Карачаевского театра, Т. Ортабаева – заслуженного работника культуры РФ, заслуженного артиста КЧР, и др.
Популяризации музыкальных произведений композитора, безусловно, способствовала и книжно-иллюстративная выставка «Ему покорились музы», на которой были представлены нотные сборники и граммофонные пластинки с записями авторских песен композитора.
Здесь же читатели могли увидеть очерки о его творческой деятельности журналистов М. Шамановой, Б. Аппаева, С. Зайцевой, композитора М. Ногайлиева, библиотекаря ГНБ КЧР Н. Айриевой, опубликованные в периодических изданиях республики, фотографии из семейного архива Кочкаровых. Гости вечера могли увидеть ряд видеоматериалов из архивов телерадиокомпании «Карачаево-Черкесия», запечатлевших образ этого благородного человека, талантливого певца, композитора, великолепного танцора, а также посмотреть видеозапись фрагментов из балета «Айтуган – дочь Карчи».
Материал подготовлен Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет