ОСАГО. Рады соблюдать закон, да не дают

22 апреля в 07:57
 просмотров

Только недавно эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта совместно с Ассоциацией легальных такси провели в КЧР мониторинг работы страховых компаний по оформлению полисов ОСАГО для таксистов. Проверка подтвердила обоснованность жалоб представителей служб извоза – страховые компании отказывают им в выдаче полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, тем самым нарушая закон и вынуждая самих таксистов его нарушать. Обязательное (и это ключевое слово!) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводилось без всяких проволочек лишь тогда, когда страховщики понимали, что перед ними представители ОНФ.

Только недавно эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта совместно с Ассоциацией легальных такси провели в КЧР мониторинг работы страховых компаний по оформлению полисов ОСАГО для таксистов. Проверка подтвердила обоснованность жалоб представителей служб извоза – страховые компании отказывают им в выдаче полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, тем самым нарушая закон и вынуждая самих таксистов его нарушать. Обязательное (и это ключевое слово!) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводилось без всяких проволочек лишь тогда, когда страховщики понимали, что перед ними представители Общероссийского народного фронта. Завершив рейд, члены ОНФ пообещали вернуться к вопросу в ближайшее время и уже спустя несколько недель инициировали обсуждение проблемы за «круглым столом» с участием всех сторон: представителей страховых компаний, ведомств, ответственных за исполнение законов и защиту прав граждан, и непосредственно самих автовладельцев.
Сопредседатель регионального штаба Геннадий Жданов, открывая заседание, согласился с тем, что проблему сложно отнести к категории легко решаемых.
– В 2014 году по результатам мониторинга региональное отделение обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы и Национальный банк КЧР.  Было выявлено, что на территории республики отсутствует филиал Центробанка РФ, что в большинстве случаев затрудняет разрешение спорных вопросов оформления полисов ОСАГО. Ближайшее отделение находится в Ростовской области. Управление УФАС по нашему обращению вынесло предупреждение в адрес ООО «Росгосстрах», которое было исполнено страховой компанией, – сообщил он. Также отметил, что в 2015 году, изучая положение дел, на конкретных примерах убедились в том, что подавляющее большинство граждан вынуждены покупать ОСАГО вместе с пакетом дополнительных услуг.
– В процессе этой работы выявили, что ни один из контролирующих органов не может оказать помощь в разрешении вопроса получения полиса без дополнительных услуг. Ссылаются на отсутствие полномочий. В итоге запрос в Центробанк также не дал положительного результата.  Процесс переписки с контролирующими органами занял более 4 месяцев. Кроме того, силами активистов проведен мониторинг рынка услуг, по выявленным нарушениям обратились в прокуратуру. Была проведена прокурорская проверка, но мер прокурорского реагирования не принято.
О работе, проведенной уже в 2016 году, рассказал координатор по организационным вопросам Денис Струговцов.
– Мониторинг, организованный в связи с жалобами граждан, Союза профессиональных перевозчиков КЧР, ЧГМУП «Троллейбусное управление», показал, что ситуация не только не улучшилась, но и приобрела оттенок безвыходности для простых граждан и официальных перевозчиков. То есть законодательство нарушается на самом начальном этапе обращения в страховые компании. Отсутствие бланков, отказ в страховании физических и юридических лиц, неисправность компьютерной техники… В некоторых компаниях закрыты двери, хотя внутри помещения находятся сотрудники. У некоторых страховых компаний применяется избирательный «корпоративный» подход. По результатам мониторинга мы сделали однозначный вывод: рынок услуг ОСАГО на территории КЧР недоступен, так же как накануне на профильной конференции в Центробанке заявили, что полисы ОСАГО в России стали недоступны для потребителей, – констатировал он.
В числе тех, кто, обивая пороги различных страховых фирм, убедился в том, что на рынке услуг ОСАГО царит произвол, Руслан Джамбаев – владелец таксопарка, председатель Союза профессиональных перевозчиков КЧР.
– Я три года работаю с одной страховой компанией, но в этот раз был вынужден обратиться в другие, так как в прежней на тот момент не было полисов. Обращался почти во все страховые компании, и устно, и письменно. И могу констатировать одно: абсолютно все, кроме страховой компании «Инвестиции и финансы», отказались нас страховать. На примере своей компании могу сказать, что мы понесли колоссальные финансовые убытки, потому что на протяжении месяца мы не могли застраховаться нигде. Официальных отказов не было, но везде мы получали один ответ: такси, большегрузы, старые машины, ГАЗели и пассажирские автобусы не страхуем! То есть очевидно, что все получили указание из головных офисов в Москве не страховать тех, кто относится к группе повышенного риска, – делился Руслан Джамбаев. По его словам, нередко те, кто был четвертым в списке на оформление ОСАГО, не дожидался своей очереди в течение дня. Ситуация более чем подозрительная, нарушение прав автовладельцев налицо.
С такими же проблемами сталкиваются и государственные предприятия. Это подтвердил начальник службы эксплуатации ЧГМУП «Троллейбусное управление» Виктор Савельев.  Представители фирм-перевозчиков отмечали:
– Ради справедливости надо сказать, что ситуация такова не только в Черкесске. В Ставрополе, Пятигорске, Армавире, Краснодаре, Ростове, Москве те же проблемы. В личной доверительной беседе представители компаний признаются, что страховать автомобилистов им вообще невыгодно и даже убыточно. Но как в такой ситуации быть нам? Мы обязаны соблюдать требования закона, а не можем это делать из-за подобных проволочек.
Дали слово и самим «страховщикам». Директор Черкесского филиала ЗАО СК «Инвестиции и финансы» Абу Эсиев согласился, что часть претензий обоснована, часть же – нет. Он сетовал на то, что полисов ОСАГО, выданных его компании Российским союзом автостраховщиков (в марте их было всего около 70), не хватает на то, чтобы обслужить всех обращающихся в эту небольшую фирму. Во-вторых, признавал Абу Эсиев , компания не может себе позволить страховать «всех подряд», так как это дело убыточное. Спикер говорил о необходимости распределять нагрузку по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств равномерно между всеми участниками рынка. В ответ на еще одно обвинение – в завышении стоимости полисов Абу Эсиев отвечал, что расчет производят не специалисты, а компьютерная программа, и все погрешности объясняются сбоями в ее работе.
Не все участники «круглого стола» согласились принять подобные объяснения, а заместитель руководителя УФАС по КЧР Каир Бабаев, во-первых, выразил сомнение в том, что этот вид услуг является убыточным, а во-вторых посоветовал страховщикам быть более активными в борьбе за свои права и интересы с РСА.
– Кто-нибудь обращался к нам в УФАС с жалобой на то, что Российский союз автостраховщиков вам ограничивает количество полисов? Нет. А куда деваться в этом случае потребителю, если вас загоняют в такие рамки, а вы молчите. РСА – это такой же субъект, действующий на рынке, который тоже подпадает под антимонопольные требования и на который можно воздействовать. Эта ситуация вовсе не безвыходная, – убеждал К.Бабаев, призывая стороны конфликта быть грамотнее в знании своих прав и активнее обращаться в службу за помощью.
Несколько иная позиция у сотрудников Роспотребнадзора, которые настаивают на том, что в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрение вопросов страхования автогражданской ответственности входит лишь в ряде случаев. «Роспотребнадзор» будет рассматривать жалобу страховщика по ОСАГО только в том случае, если ему навязаны дополнительные виды услуг и он может это доказать в письменном виде, звучало на заседании.
Руководитель регионального исполкома РО ОНФ в КЧР Л. Каппушева говорила о том, что в интересах автовладельцев надо разработать верную методику поведения и сбора доказательств отказа в выдаче ОСАГО, которая поможет гражданам доказать в различных инстанциях нарушение их прав.
По итогам встречи, сообщили в РО ОНФ, представители прокуратуры республики и Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесии разработали алгоритм действий гражданина при обращении за страхованием ОСАГО. Эта памятка будет распространена через СМИ и социальные сети.
Кроме того, в скором времени в территориальное отделение Центробанка и Российский союз автостраховщиков будет направлено обращение о необходимости проведения проверки доступности рынка услуг в республике, правильности расчетов страховых премий и т.д.
Еще одно направление, на которое будет обращено особое внимание, – совершенствование работы системы получения электронного полиса ОСАГО, которая ныне также не выдерживает никакой критики.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях