Бокал вина из одуванчиков

29 апреля в 06:34
 просмотров

Более 150 авторских снимков вошло в экспозицию выставки под названием «Отражение души», посвященной памяти замечательного фотохудожника, нашего земляка Павла Манташьяна. «Благодаря этой выставке у всех нас есть возможность взглянуть на мир его глазами, вспомнить его и понять, какой он был», – сказал на открытии Евгений Кратов, министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР, один из друзей Павла Николаевича.
«Ласточка, привет, как твои дела? Что нового? Заходите в гости!» – тот последний, вечерний звонок от Павла Николаевича прозвучал за неделю до того, как его не стало. Увидеться так и не успели: так вышло, что до своего дня рождения он не дожил лишь несколько дней.

Более 150 авторских снимков вошло в экспозицию выставки под названием «Отражение души», посвященной памяти замечательного фотохудожника, нашего земляка Павла Манташьяна. «Благодаря этой выставке у всех нас есть возможность взглянуть на мир его глазами, вспомнить его и понять, какой он был», – сказал на открытии Евгений Кратов, министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР, один из друзей Павла Николаевича.
«Ласточка, привет, как твои дела? Что нового? Заходите в гости!» – тот последний, вечерний звонок от Павла Николаевича прозвучал за неделю до того, как его не стало. Увидеться так и не успели: так вышло, что до своего дня рождения он не дожил лишь несколько дней. И увидела я его уже только на экране монитора, когда пришла на выставку памяти фотохудожника Павла Манташьяна, которая изначально задумывалась как очередная, юбилейная, к его 65-летию.
В феврале мы были у него в гостях. Вечер, как и всегда, прошел душевно, в занимательной беседе, с бокалами чудесного легкого вина, изготовленного гостеприимным хозяином. Листали в «компе» его старые и новые фотографии, говорили о судьбе одного из его изобретений, попавшего на американскую научную конференцию, смотрели видео об испытаниях другого изобретения – водного самоката. В багаже Манташьяна – изобретателя более полусотни интересных запатентованных изобретений, касаемо самых разных сфер человеческой деятельности. Знания, полученные в двух оконченных им московских институтах – авиационном и патентоведения, придавали научную направленность всем оригинальным идеям Павла Николаевича, необходимую для того, чтобы творческая задумка становилась реальностью. «У его изобретений есть будущее, они просто опередили свое время», – скажут потом на открытии выставки.
В последние годы он увлекся патентоведческой деятельностью, помогал другим изобретателям правильно оформлять свои работы. Об этом мы тоже поговорили тогда, в тот зимний вечер. Последний, когда мы видели его живым.
Как отмечают все, кто знал Манташьяна, круг его интересов всегда был весьма широк – от любви к точным наукам до изучения сложных языков. Он успевал, не торопясь, сделать все задуманное: изобретал, писал статьи и книги, обрабатывал фотографии, учил школьников и студентов тонкостям фотоискусства. Никогда не скрывал профессиональных тайн, с радостью делился всем, что знал и умел.
Конечно, фотоискусство занимало в его жизни особое место. Будучи еще 12-летним школьником он сделал свой первый снимок. И с тех пор с фотоаппаратом уже не расставался. В начале 70-х прошлого столетия его работы стали появляться в прессе, а профессиональной журналистикой он всецело увлекся уже в середине 90-х. Но всегда это были не просто работы, а непременно с наличием в каждой «главного героя», как говорил сам Манташьян. Таким героем мог быть человек, животное, птица, осенний лист или просто фонарный столб, но его наличие в кадре делало фотоснимок абсолютно законченным, полновесным произведением искусства.
О каждой из своих фоторабот Павел Николевич мог рассказать интересную историю ее появления, у каждой было свое собственное, тоже всегда оригинальное, меткое имя («Рабыня спорта», «Философия движения»). Будучи человеком, одаренным острым умом и прекрасной памятью, он обладал неиссякаемым чувством доброго и тонкого юмора. Каждому из  знавших его людей знакомы крылатые фразочки с «перчинкой», в стиле Манташьяна, которые он периодически вставлял в разговор.
Безумная позитивная энергетика исходила от этого человека, который всегда говорил о людях только добрые слова. «Ни о ком не говорил плохо. Никогда. Очень светлый был человек. И я не знаю никого, кто сказал бы плохо о нем…», – отметил на выставке его давний друг Иналь Гашоков.
На выставку в теплый и солнечный субботний день пришли те, кто хорошо и долго его знал, кто дорожил этим знакомством и для кого столь ранний уход Павла Манташьяна стал болезненной утратой, безутешным горем.
«Никогда не гнался за деньгами и богатством и был более счастлив чем мы, потому что знал, чего хотел».
«Глубоко порядочный, любящий жизнь, с огромным чувством юмора…»
«Он серьезно отличался от всех нас, был положительным во всем».
«Талант был многогранен…пытливый ум…».
«Необходимо сохранить тот интеллектуальный багаж, который он оставил».
«Память о нем будет долгой…».
«Было и есть много достойных людей, но другого Паши больше не будет…»
Все это – лишь небольшая часть высказываний о Павле Манташьяне, прозвучавших на открытии памятной выставки. Да, о нем трудно сказать «был», тем более, видя его работы, помня его слова, его самого. О нем невероятно трудно сказать «был», потому что невероятно трудно представить без него этот мир, к которому он всегда относился, как к самой большой ценности, который он обожал и всем своим творчеством старался сделать лучше, краше, добрее. У Александра Солженицына есть известное высказывание: «Нужно каждый день поступком впечатываться в жизненный путь». И Павел Николаевич Манташьян делал это постоянно. Он умел радоваться каждому дню и никогда ни на что не жаловался.
Теперь его талантливое творчество – весомая часть истории нашей республики, и сам он – тоже ее история. Сколько бы ни прошло лет, он всегда будет, он с нами – в нашей памяти, в своих работах. Он смотрит с каждой сделанной им фотографии глазами своих главных героев. Своими глазами – добрыми, ироничными и лучистыми. И он сам – главный герой своего творчества.
Особо хочется отметить организаторов выставки, в числе которых Олеся Мхце, Андрей Полуянов, другие люди, которые не только разместили фотоснимки на стенах выставочного зала картинной галереи, но и позаботились об изготовлении памятных магнитов с изображением авторских работ фотохудожника и его самого, DVD-дисков с документальными фильмами о нем и слайд-шоу, которое было продемонстрировано в день открытия памятной экспозиции, а также сделали подборку наград и личных вещей фотохудожника.
В память о замечательных винодельческих способностях Павла Манташьяна, а приготовить отличное вино он мог из самых неожиданных растений – бузины, одуванчиков, рябины, друзья и знакомые смогли помянуть фотохудожника вином его собственного изготовления, знаменитой «манташьяновкой».
Послесловие: Может быть о выставке памяти моего доброго друга Павла Манташьяна нужно было написать как-то иначе… Не знаю. Пока смогла только так, потому что не верится, что его нет, и говорить в прошедшем времени о нем мне очень трудно. Но позже я обязательно еще напишу об этом человеке, не столь уж долгое знакомство с которым оставило такой глубокий след в моем сердце.

Л. НИКОЛАЕВА.
Фото Таулана ХАЧИРОВА.

Поделиться
в соцсетях