«Восхищайтесь талантливыми, иначе…»
В институте культуры и искусств КЧГУ имени У. Алиева прошла выставка живописи Руслана Маршанкулова и Фахрикамал Махмудовой.
Я посетила ее ближе к закрытию, потому как от людей, близко знающих художников и уже побывавших на выставке, доводилось слышать: «Их картины нужно не только видеть, а желательно долго и наедине рассматривать». «Долго» – вышло, «наедине» – не получилось. В коридоре, где обычно шумят, громко спорят студенты, беспрерывно звонят телефоны, было полно людей, но стояла странная тишина, как будто посетители боялись спугнуть то приподнятое состояние души, которое бывает у них только в присутствии прекрасного.
В институте культуры и искусств КЧГУ имени У. Алиева прошла выставка живописи Руслана Маршанкулова и Фахрикамал Махмудовой.
Я посетила ее ближе к закрытию, потому как от людей, близко знающих художников и уже побывавших на выставке, доводилось слышать: «Их картины нужно не только видеть, а желательно долго и наедине рассматривать». «Долго» – вышло, «наедине» – не получилось. В коридоре, где обычно шумят, громко спорят студенты, беспрерывно звонят телефоны, было полно людей, но стояла странная тишина, как будто посетители боялись спугнуть то приподнятое состояние души, которое бывает у них только в присутствии прекрасного. А прекрасное и было рядом. При взгляде на картины, развешанные по стенам, – порядка семидесяти работ – даже непосвященный мог бы понять: это работы уникальных, самобытных художников.
Название выставки – «Единство» явно, на мой взгляд, не соответствует содержанию, потому как художники пишут в совершенно разных манерах, но когда ты узнаешь, что Руслан и Фахрикамал – супруги, причем Фахрикамал – пленительная, тонкая астраханская ногайская, так и хочется сказать, княжна, что, кстати, недалеко от истины, то тебе не хочется разгадывать тайну рисунка судьбы этой семьи, тайну выбора названия экспозиции, а хочется просто принять ее. Так же, как мы принимаем тайну Куинджи, Поленова, Васнецова, Айвазовского…
В экспозиции были представлены пейзажи, натюрморты, жанровые и монументальные экспозиции, этюды, станковая живопись, портреты, написанные художниками как в России, так и в других странах мира.
Понятное дело, что живопись, как настоящая музыка, не знает чудес (за редким исключением), так как нельзя сочинить симфонию без музыкального образования, нельзя исполнить концерт Листа, не овладев тончайшими премудростями фортепианного исполнительства, точно так же невозможно создать картину, не пройдя профессиональной выучки.
Найти изобразительные средства, адекватные ощущению и осмыслению действительности, обрести творческое «я» – задача не для самоучки. Но мои герои не только не самоучки, не только по силе таланта им мало равных среди молодых художников, как говорят директор института культуры и искусств Виталий Огузов, председатель Союза художников КЧР Халис Атаев, известные художники республики Магомет Бостанов, Мусса Данашев, Магомедзариф Гаджиев, но и степень образования у них более чем достойная. Судите сами. Руслан состоит в Союзе художников России, в Международном художественном фонде, в Северо-Кавказской группе «Колесо», он – руководитель творческого объединения художников «Крокус»… Далее опускаю, ибо перечисление регалий займет немало места. Перехожу к наградам, которые также и по той же причине назову не все: памятная медаль Академии науки, культуры, образования и бизнеса Кавказа, серебряная медаль «Духовность, традиции, мастерство» Союза художников России, золотая медаль «За вклад в отечественную культуру» того же союза…
Его по праву можно назвать горцем по рождению и духу, но европейским интеллигентом по образованию, потому что за его плечами помимо академического образования учеба в знаменитой Международной школе искусств в Париже, также бесчисленные посещения галерей Лувра, Версаля, Сен-Жермена, где Руслан часами любовался желтым вангоговским цветом, оплаченным жизнью и рассудком, экзотическими видениями – картинами Анри Руссо, пытаясь проследить, понять эту связь, эту тонкую ниточку через века, протянутую от движения по холсту кисти великих художников, творивших несколько веков тому назад, к душе сегодняшнего человека…
В свою очередь Маршанкулов сам в современной жизни нашего века стремится услышать мотивы, в которых есть отблески былого, в частности жизнь и быт своего народа, за предметным миром которого угадывается мир духовный. Об этом его работы «Исход», «Возвращение», «Память», «Кормилица», «Джамагат», «Алан Карачай джуртум», «Косарь». Краски на некоторых полотнах настолько экспрессивны, что ты невольно отступаешь на несколько шагов как бы отжатый давлением цвета…
Многие полотна – как этнографические этюды, столько в них многочисленных и ярких подробностей.
Руслан либо размышляет об увиденном, либо предоставляет самому «высказаться», такая образная структура резко увеличивает значение моментов ассоциативного свойства. Если, разглядывая картину «Чертов замок», ты видишь скрывающегося в пелене облаков, синеве небес Врубелевского демона, то в картину «Лопатка», как и в некоторые другие изображения автора, вплетена мудрая притча.
– Это скорее сама мудрость, а не притча, – поправляет Руслан. – Однажды я был приглашен на курманлык по довольно значительному поводу в одну знакомую семью. Сами знаете, в системе застольного этикета у горцев особое место отводится гаданию на правой лопатке освежеванного и поданного к столу животного, потому что ей придается особая магическая сила. Гадающий сидел рядом со мной, и пока он очищал от мяса лопатку и предсказывал грядущие события в жизни страны, семьи, того или иного человека, я увидел это все на ней зрительно, графически…
Трудно поверить, но на этой «лопатке» уместились образы десятка людей… Как и в другой картине – «Водопад. Девичьи слезы». Вроде кругом величественные горы, скалы, про которые поэт сказал: «Ну что им, скалам, время это? Ну что им наша суета? Мы перед ними словно дети, хотя и дерзки иногда». Но вот вглядишься попристальней и увидишь вереницу образов – статного воина, лик святого старца, стан красивой стройной девушки…
Свой индивидуальный стилистический почерк Маршанкулов окончательно сформировал после поездки во Францию, где, как я уже сказала, он наблюдал, изучал культуру Франции, в результате чего появился цикл прекрасных работ, – это многофигурная композиция «Нотрдам де Пари», «Венеция»… Во многих картинах он выплеснул на холст яркое глубинно-самобытное видение Франции…
Фахрикамал также считается одним из самых лучших и перспективных художников России. Начну с того, что ей на роду было написано стать человеком творческим, так как она родилась в семье довольно востребованных в стране архитекторов. Окончив художественное училище имени Власова в Астрахани, Фахрикамал стала студенткой института имени Репина в Санкт-Петербурге, училась в станковой мастерской Пименова. По приглашению Союза художников России Фахрикамал работала на академической даче Репина под руководством Литвинова, где напишет одну из самых лучших своих работ «Ногайский танец. Сабантой». Кстати, национальные ногайские темы и тему тюркского национального эпоса она будет развивать постоянно, то и дело представляя на суд зрителя все новые и новые полотна, такие как: «Бабур», «Тулпар», «Скачки» и другие.
Потом будут пленэры в Турции, Крыму, Волгограде, победа в международной выставке-конкурсе «Жазира ЖАЙУК – 2011», посвященной 20-летию независимости Казахстана, стажировка в Варшавской академии изящных искусств. Под обаянием Польши и конкретно Варшавы будет написана серия чудных картин – «Улица в Варшаве», «Клавария Зебжидовска», «Ченстохово. Собор святого семейства», «Сумерки в Казимире Дольном», «Воскресное утро в Сухо-Бескидски»… И почти во всех полотнах из этой серии – а их немало, как и турецких мотивов – «Старая Анкара», «Натюрморт с турецкими стаканчиками», «Улочка в старом городе» и другие, – реальное изображение удивительным образом сочетается с фантазией художницы, личным видением, переосмыслением натуры.
Слава Махмудовой быстро крепнет, и вот уже она лауреат премии Кустодиева в области изобразительного искусства, лауреат премии губернатора Астраханской области, а ее картины, как, кстати, и картины ее супруга Руслана, находятся в частных коллекциях России, Украины, Турции, национального музея Фуджоу в Китае, Польше, Чехии, Крыму, Чечне, ну и, конечно же, в картинной галерее им. Догадина в родном городе детства – Астрахани.
Творчество Фахрикамал – это особый мир, затаенный, нежный, мечтательный. Достаточно взглянуть на картины «Зимнее утро», «Канал Грибоедова», чтобы узнать неповторимый в любое время года Санкт-Петербург, «Улочка в Стокгольме» – и ты перенесешься в восхищающую своей северной красотой Швецию…
В одном своем эссе знаменитый Василий Кандинский писал: «Откройте ваши глаза на живопись. И позволяет ли вам это произведение «прогуливаться» в прежде вам неизвестном мире? Если да, то чего вы хотите?». Поверьте, полотна Махмудовой и Маршанкулова помогут вам «прогуляться» и по златоглавой Чехии, и по берегам Босфора, помогут полюбоваться красотами «жемчужины Адриатического моря» – Венеции, наполненной звуками скрипок и гитар, песнями гондольеров и шелестом волн, и «ошалеть», в хорошем смысле этого слова, от красоты родного края…
Точно так же, как в картине Руслана «Осень в горах», осенний запах будоражит твою душу и заполняет ее ни с чем не сравнимой тоской, волнует картина Махмудовой «Снег», на которой с неба тихо, неспешно на стоящие на Дворцовой площади Санкт-Петербурга две кареты и сидящих на козлах извозчиков падают, совершая немыслимые пируэты, миллионы белых-белых акробатиков в пушистых одеяниях…
Потрясает картина Махмудовой «Письмо с фронта». Мне она отчего-то напомнила знаменитую картину Юрия Пименова «Ожидание», в которой все внимание приковано к отложенной в сторону трубке телефона, которая и олицетворяет собой ожидание. Вот и здесь не сводишь глаз с письма, которое прижала к груди девушка, пытаясь унять стук сердца. Какую весть оно принесло ей с фронта – горестную или радостную? От брата оно или от отца? Или от любимого?
Произведение «Ночная молитва» Махмудовой вызывает также массу вопросов. О чем просит Всевышнего ночью при свете керосиновой лампы этот почтенный старик? От кого ему хочется отвести беду молитвой в поздней ночи? И так хочется ему внимать, пожалеть, как это делаем при виде рембрандтовского отца, пытающегося слабыми своими руками отвести от повинной головы блудного сына все его беды и напасти…
Изумительным образом соединив самые разные черты своего неповторимого и самобытного таланта, верующие во Всевышнего и безгранично верящие в людей, Руслан и Фахрикамал достигли удивительной гармонии и просто покорили студентов и преподавателей университета, горожан, которые толпами шли на выставку. И стоит ли этому удивляться, ведь общение с искусством всегда радость, встреча с такой коллекцией – вдвойне, особенно на фоне мусора и грязи на улицах наших городов и сел, беспредела в человеческих отношениях, бесплодных диспутов и идиотской рекламы по телевизору. И как тут не вспомнить Ролана Быкова, который в свое время сказал: «Нынче истинный талант – наше единственное прибежище и спасение. Восхищайтесь талантливыми, оберегайте и любите их, иначе наша жизнь пройдет на скотном дворе в хлеву золотого тельца…»
Извините меня, если я окажусь не права, – эксперты еще выскажут свое мнение, поскольку на днях выставка «переезжает» в республиканскую столицу, – но, по моему убеждению, многие галереи страны и мира были бы счастливы выставить у себя экспозиции этих двух талантов со своеобразным почерком…
{{commentsCount}}
Комментариев нет