«Закон не стоит на месте»

3 июня в 08:11
 просмотров

С начала 2014 года госзакупки в Российской Федерации проводятся по новым правилам. На смену утратившему силу 94-фз пришел 44-й Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон очень сложный: об этом говорит хотя бы то, что до вступления в законную силу в него было внесено около 20 поправок.
О новеллах 44-го закона, о преференциях, предоставленных законом субъектам малого и среднего бизнеса, о результатах контроля за его исполнением шла речь на «круглом столе», который прошел в минувший понедельник в прокуратуре КЧР.

С начала 2014 года госзакупки в Российской Федерации проводятся по новым правилам. На смену утратившему силу 94-фз пришел 44-й Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон очень сложный: об этом говорит хотя бы то, что до вступления в законную силу в него было внесено около 20 поправок.
О новеллах 44-го закона, о преференциях, предоставленных законом субъектам малого и среднего бизнеса, о результатах контроля за его исполнением шла речь на «круглом столе», который прошел в минувший понедельник в прокуратуре КЧР.
– Ключевой задачей закона о госзакупках, – отметил, открывая мероприятие, помощник прокурора КЧР по надзору за исполнением антикоррупционного законодательства Радмир Боташев, – является обеспечение максимальной прозрачности заказов, минимизация коррупционных рисков. Кроме того, новый закон позволяет бороться с проявлениями недобросовестной конкуренции.
Он отметил, что только за пять месяцев текущего года выявлено более 300 нарушений закона. Боташев подчеркнул, что выявленные прокурорами нарушения допускаются в основном в стадии размещения и исполнения заказов. Также зачастую имеют место нарушения порядка информационного размещения заказов. По результатам проведенных проверок органами прокуратуры республики внесено 50 представлений, в то время как за аналогичный период прошлого года их было 20. К дисциплинарной ответственности привлечено 50 должностных лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности в виде штрафа привлечено 15 должностных лиц.
Так, в ходе проведенной проверки на поставку лекарственных средств в РГБ ЛПУ «Республиканский перинатальный центр» (далее – заказчик) установлено, что в проекте контракта на поставку лекарственных средств, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, отсутствует информация о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, отсутствует информация о размере неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту согласно Правилам, также отсутствует информация о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в 2015 году.
В данной закупке в нарушение требований законодательства не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками данного аукциона, были и другие нарушения.
В отношении должностных лиц РГБ ЛПУ «Республиканский перинатальный центр» было возбуждено 2 административных производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, которые УФАС России по КЧР рассмотрены, должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.
Аналогичные нарушения выявлены в действиях должностных лиц МБЛПУ «Малокарачаевская ЦРБ», должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.
По итогам проверки, проведенной прокуратурой Зеленчукского района по исполнению бюджетными учреждениями Зеленчукского муниципального района КЧР законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выявлены нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в частности принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, выразившиеся в несвоевременном и неполном размещении в единой информационной системе извещений о размещении заказов, невнесении информации по контракту в реестр контрактов.
Прокурором района в адрес директоров образовательных учреждений внесено 16 представлений с требованием об устранении нарушений закона и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Представления рассмотрены и удовлетворены, должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Заместитель начальника УФАС по КЧР Галина Аврахова рассказала о наиболее актуальных нововведениях закона. Так, Федеральным законом № 469-ФЗ от 30.12.2015 г. было введено новое основание для заключения контракта с единственным поставщиком (т.е. без применения конкурсной процедуры) – в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность. При проведении таких закупок заказчик не обязан требовать от контрагента обеспечения исполнения контракта, размещать в единой информационной системе отчёт об исполнении контракта.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 «О порядке функционирования Единой информационной системы в сфере закупок» утверждены правила функционирования этой системы (ЕИС). Вся необходимая информация о закупках должна быть размещена в данной системе. ЕИС будет обеспечивать формирование и ведение каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
10 сентября 2015 г. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок».
1 июля 2016 года вступает в силу статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная норма закрепляет обязательность применения работодателями профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» в организациях, осуществляющих закупки по нормам Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» устанавливает, в том числе, требования к образованию и опыту работников, выполняющих трудовые функции по осуществлению, контролю и управлению закупками для государственных и муниципальных нужд.
Неприменение требований профессионального стандарта влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложение штрафа на должностное лицо в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридическое лицо – от 30000 до 50000 рублей.
– Если в организации штатным расписанием не предусмотрены должности юриста, экономиста, как им быть в этом случае? – поинтересовались журналисты.
– В республике есть уполномоченный орган в сфере закупок, который может оказать консультативную помощь, – отметила Галина Павловна, – кроме того, есть спецорганизации, которые могут подготовить пакет документов и т.д., но при этом не стоит забывать, что подписывать контракт будет в любом случае ответственное лицо вашей организации, как и нести ответственность за несоблюдение данного закона.
Г. Аврахова добавила, что закон не стоит на месте и нужно постоянно держать руку на пульсе. Не за горами то время, когда в закон будут внесены поправки, предусматривающие уголовную ответственность за серьезные нарушения.
Очень подробно представитель УФАС России по КЧР рассказала о преференциях, которые предусматривает этот закон субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, статьёй 30 закона установлена обязанность заказчика осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в объёме не менее 15 % совокупного годового объёма закупок.
Галина Павловна отметила, что данная цифра может быть в дальнейшем и увеличена. Кроме того, заказчик обязан при заключении контракта с субъектом малого бизнеса включать в контракт обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара в течение не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Размер обеспечения заявок на участие в торгах для малых предприятий не может быть более 2%. Также заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, если участниками торгов являются только субъекты среднего и малого предпринимательства.
– Ранее, а также в мае нынешнего года, – говорила Аврахова, – мы получили задание от ФАС России провести проверку, как эта цифра – 15 процентов – соблюдается заказчиками. Кроме того, в ближайшее время мы намерены провести проверку предоставления отчетов в Единой информационной системе.
В завершение «круглого стола» Р. Боташев отметил, что вопросы соблюдения закона о закупках находятся в центре постоянного внимания органов прокуратуры республики.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях