В глубине певучих клавиш…
Республиканский фестиваль-конкурс игры на национальной гармонике и доуле «Сердце моего народа в глубине певучих клавиш», проведенный на днях республиканским Центром народной культуры (РЦНК) в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Мой горный край благословенный», собрал 18 гармонистов-солистов и два ансамбля из разных уголков Карачаево-Черкесии. Не было, увы, участников только из Черкесска, Зеленчукского и Урупского районов.
Как только не покоряли сердца членов жюри участники конкурса, играя на гармониках диатонических, хроматических, народных маленьких, в сопровождении доулов, трещоток… И зал государственной филармонии, где проходил конкурс, полнился звуками мелодий народов не только Карачаево-Черкесии, но и всего Северного Кавказа…
Республиканский фестиваль-конкурс игры на национальной гармонике и доуле «Сердце моего народа в глубине певучих клавиш», проведенный на днях республиканским Центром народной культуры (РЦНК) в рамках республиканского фестиваля народного творчества «Мой горный край благословенный», собрал 18 гармонистов-солистов и два ансамбля из разных уголков Карачаево-Черкесии. Не было, увы, участников только из Черкесска, Зеленчукского и Урупского районов.
Как только не покоряли сердца членов жюри участники конкурса, играя на гармониках диатонических, хроматических, народных маленьких, в сопровождении доулов, трещоток… И зал государственной филармонии, где проходил конкурс, полнился звуками мелодий народов не только Карачаево-Черкесии, но и всего Северного Кавказа…
Самую большую активность проявил Абазинский муниципальный район – его на конкурсе представили четыре солиста-гармониста из сельских поселений и один ансамбль гармонистов «Апхьарца» районного Центра культуры и досуга. Но приятно удивил район не только количеством, но и качеством.
Великолепно исполнил попурри на тему старинных абазинских мелодий ансамбль «Апхьарца». Как рассказала главный специалист управления образования и культуры администрации Абазинского района Сусанна Шаева, этот коллектив сравнительно молодой – был организован лет шесть назад, но уже очень сыгранный, активно участвует в культурных мероприятиях как на уровне района, так и республики. И в этом большая заслуга его художественного руководителя Аминат Айсановой. Аминат Исмаиловна – профессиональная гармонистка, которая играет практически всю свою жизнь, что не удивительно – ее мама тоже была известной гармонисткой. К слову, Айсанова еще и замечательно поет и руководит в районе женской вокальной группой «Абазашта». Так что это человек, влюбленный в свое дело и искренне преданный культуре. А потому и коллективы под руководством Айсановой всегда на высоте. Вот и на этот раз ансамбль «Апхьарца» играл так, что был безоговорочно признан лучшим среди ансамблей.
Еще два исполнителя из Абазинского района стали призерами конкурса. Гармонистка СДК а. Псыжа Оксана Чикатуева завоевала второе место, а молодой гармонист из того же СДК Умар Хавцев замкнул тройку сильнейших.
Первое же место среди гармонистов-солистов жюри присудило Исламу Салпагарову из г. Карачаевска. Ислам – концертмейстер народного ансамбля «Шохлук-Дружба», и высокий уровень его исполнительского мастерства, конечно же, несомненен.
Еще четыре гармонистки: Марина Лепшокова (Усть-Джегутинский район), Назифат Чотчаева (Карачаевский район), Загират Патова (Хабезский район) и Альбина Ходжева (Абазинский район) – были отмечены дипломами «За сохранение и возрождение национальной культуры».
Впрочем, никто из участников конкурса не остался незамеченным, тем более что добротных выступлений на конкурсе было немало (к примеру, достаточно хорошо показал себя оркестр народных инструментов «Макъамэ» из Хабезского района, зрителям понравилась игра Зуриды Соновой из Хабезского района, Эльдара Байрамукова из Прикубанского района и т. д.) – всем вручены почетные грамоты за активное участие. И тут, наверное, можно было бы поставить точку.
Но… После конкурса остались некоторые вопросы, и главный из них – почему на мероприятии, которое, по утверждению самих же организаторов, призвано содействовать развитию народного музыкального исполнительства, пропаганде искусства игры на национальной гармонике и доуле в традиционных формах народного музицирования, выявлению талантливых музыкантов – любителей и повышению их мастерства, победителями оказались не эти самые любители, а… профессионалы?
Как поделился председатель жюри – заведующий отделением народных инструментов республиканского колледжа культуры и искусств им. А. А. Даурова Владимир Нагайцев, общий уровень исполнителей был хороший, но при этом разница между участниками была очень большая. И стоит ли этому удивляться, если в спор за победу вступили профессионалы и те, кто играет на гармонике на досуге (среди них самоучки и люди, когда-то учившиеся в музыкальной школе)? Совершенно очевидно, кто в таком споре окажется «на коне».
– Нам очень хотелось бы отметить некоторых любителей, которые действительно выступали очень неплохо, – отметил Владимир Федорович. – Но как, если четко обозначено: должно быть три места, и точка? Понятно, что финансирование конкурса довольно ограниченное. Но справедливее было бы вести творческое состязание, разделив конкурсантов по двум категориям: «профессионалы» и «любители»…
Что и говорить, тогда бы у музыкантов-любителей появился шанс быть поощренными, появился бы стимул развиваться дальше и вновь участвовать в подобных конкурсах. А пока… Не обрезаем ли мы крылья талантливым самородкам из народа, подходя к их творчеству с теми же мерками, что и к тем, кто занимается музыкой профессионально? И будет ли развиваться в такой ситуации народное творчество?
И еще стоило бы, думается, обратить внимание вот на какой момент. Как отметил В. Нагайцев, к сожалению, конкурсанты исполняли в основном произведения уже играные-переигранные. И это не их вина, это наша беда, потому что новые музыкальные произведения, которыми можно освежить репертуар гармонистов, сегодня рождаются в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и т. д., а у нас – тишина. Кстати, в той же, к примеру, Кабардино-Балкарии конкурсы гармонистов куда массовее, чем у нас… А так хочется, чтобы эта «тишь» отступила…
{{commentsCount}}
Комментариев нет