Таланта свет – навеки след…
Очень горько и скорбно, когда уходят знакомые люди, вдвойне тяжело, когда уходят друзья, коллеги и единомышленники. Огромное горе для родных и близких… 21 июня этого года на 66-м году жизни скоропостижно скончалась ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почёта» института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, известный театровед, член Союза театральных деятелей России, кандидат искусствоведения, доцент Зинхара Боташева-Хабичева.
Зинхара Биляловна родилась 6 января 1951 года в совхозе Джанги-Пахта Фрунзенской области Киргизской ССР. По окончании в 1969 году средней школы № 1 г. Карачаевска обучалась на театроведческом факультете Грузинского государственного театрального института им. Шота Руставели, который окончила в 1974 году.
Очень горько и скорбно, когда уходят знакомые люди, вдвойне тяжело, когда уходят друзья, коллеги и единомышленники. Огромное горе для родных и близких… 21 июня этого года на 66-м году жизни скоропостижно скончалась ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почёта» института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР, известный театровед, член Союза театральных деятелей России, кандидат искусствоведения, доцент Зинхара Боташева-Хабичева.
Зинхара Биляловна родилась 6 января 1951 года в совхозе Джанги-Пахта Фрунзенской области Киргизской ССР. По окончании в 1969 году средней школы № 1 г. Карачаевска обучалась на театроведческом факультете Грузинского государственного театрального института им. Шота Руставели, который окончила в 1974 году.
Профессиональную деятельность начинала в качестве театрального критика, сценариста, преподавателя. Работала методистом в Республиканском доме народного творчества в г. Нальчике, писала сценарии для постановок в театрально-экспериментальной молодежной студии под руководством режиссера В. Теплякова, созданного на базе Кабардино-Балкарского государственного университета.
По возвращении в Карачаево-Черкесию в 1975 году являлась референтом Бюро международного молодежного туризма «Спутник» и заведующей отделом комсомольской работы обкома ВЛКСМ, затем продолжила работу в должности зав. литературной частью в экспериментальном театре областного центра творческой молодежи (ОЦТМ) при обкоме ВЛКСМ, где входила в состав лекторской группы, регулярно выступая перед молодежью с лекциями о состоянии и перспективах развития искусства Карачаево-Черкесии. В 1980-е годы преподавала режиссуру на отделении КПР (культпросветработа) в Черкесском музыкальном училище.
Заметным явлением в творческой биографии Зинхары Биляловны стало появление в 1985 году её романа «Озарение души». Книга повествует о выдающемся сыне карачаевского народа Исламе Крымшамхалове (1864-1910 гг.), одном из просвещённейших людей своего времени, владевшем несколькими языками, глубоко разбиравшемся в вопросах изобразительного и музыкального искусства, литературы, а также активно проявлявшем себя как один из прогрессивных общественных деятелей и просветителей Северного Кавказа.
С августа 1993 года и до последних дней (более 20 лет) Зинхара Биляловны работала в Карачаево-Черкесском институте гуманитарных исследований сначала в должности научного сотрудника, затем старшего научного сотрудника, зав. отделом, ведущего научного сотрудника, а также в течение одиннадцати лет являлась членом учёного совета КЧИГИ. Надо отметить, что с началом работы в институте начался и новый этап в творческой биографии Зинхары Боташевой. Накопленные знания и практический опыт работы с людьми творческих профессий привели её к пониманию необходимости научного осмысления проблем искусства народов Карачаево-Черкесии.
Этому способствовало и творческое окружение из числа родных и близких семье людей. К ним следует отнести и доктора филологических наук Магомета Хабичева, и известного учёного-филолога, писательницу и профессионального литературного исследователя Назифат Кагиеву, и известного учёного, доктора культурологии Фатиму Урусбиеву, и доктора исторических наук, профессора Тамару Красовицкую. Самоотверженное служение науке и искусству этих и многих других известных людей, встречавшихся на жизненном пути Зинхары Боташевой, их понимание и поддержка придавали ей уверенности в правильности сделанного выбора.
Сначала она работала в отделе литературы и фольклора КЧИГИ, исследуя этнографические и фольклорные истоки театрального искусства карачаевцев. В 2001 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Истоки карачаевского и балкарского театров» в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС, ныне Российский университет театрального искусства – РУТИ, г. Москва). В этом же году была приглашена в отдел искусств народов КЧР, где продолжила тему истории карачаевского национального театра, а также истории развития театрального искусства народов КЧР в целом.
Оглядываясь на пройденный за эти годы путь, сейчас можно без преувеличения сказать, что Зинхара Биляловна, в числе других исследователей, выполнила огромную работу по созданию первых фундаментальных трудов, послуживших основой в развитии искусствоведческого направления в науке КЧР.
Основные научные интересы З. Боташевой были сосредоточены главным образом на истории театра народов Северного Кавказа, начиная от их истоков до современного состояния. Тема особенностей формирования и становления театральной идиомы у народов Северного Кавказа стала определяющей в её научных исследованиях. Кроме того, объектами её профессионального внимания являлись также образы первых горских просветителей, наиболее ярких представителей творческой интеллигенции прошлого и современности. Ею изданы несколько десятков научных статей (около 40), рецензий на спектакли, фильмы и литературные произведения как местных, так и российских авторов, творческих портретов, научно-популярных статей (более 20). Глубокое знание предмета исследования, единство и целостность научного мировоззрения, объективность и деликатность оценок состояния театральной жизни и творчества представителей карачаевской художественной культуры позволили ей стать авторитетным исследователем театрального искусства народов Карачаево-Черкесии.
В 2012 году вышла её монография «Карачаевский театр: Истоки. Самодеятельность. Профессиональное искусство». Книга является первым целостным и систематизированным исследованием театрального искусства карачаевцев через осмысление их богатых и разнообразных зрелищных традиций. В ней даётся подробный анализ самодеятельного драматического опыта, сохранившего в сознании народа особенности национальной художественной идиомы, обобщён почти полувековой опыт развития профессионального карачаевского театра, показан вклад театральных деятелей разного периода в развитие карачаевского национального театра.
Появление монографии такого уровня – большое явление в культурной жизни народа, которое, естественно, не могло не вызвать широкий общественный резонанс. В 2013 году на ежегодном форуме «Крымшамхаловские чтения по проблемам карачаево-балкарской культуры», проводимом в г. Теберде, Зинхара Боташева-Хабичева была награждена медалью Исламбия Крымшамхалова в номинации «Искусство» за монографию «Карачаевский театр», являющую собой фундаментальный труд в истории карачаево-балкарского искусства. Символично, что Зинхара Биляловна спустя почти 30 лет после выхода своей первой книги «Озарение души» о жизни и творчестве И. Крымшамхалова, в которой она одна из первых в крупном литературном жанре обратилась к образу одного из первых горских просветителей карачаевского народа, была удостоена медали его имени. В этом же году как автор книги «Карачаевский театр» З. Боташева стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую книгу по кавказской тематике (диплом выдан Российской государственной академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Северо-Кавказский институт, г. Пятигорск).
В 2015 году вышла в свет монография «Очерки истории Русского театра драмы и комедии КЧР (1918-2010 гг.)», написанная Зинхарой Боташевой в соавторстве с ведущим научным сотрудником отдела искусств народов КЧР, культурологом Земфирой Алемединовой. В книге собраны, обобщены и проанализированы архивные, печатные, полевые и публицистические материалы по истории возникновения и становления Русского театра в Карачаево-Черкесии, соблюдена хронологическая последовательность изложения, в котором отразились перипетии сложного революционного, советского и постсоветского периодов, раскрыты непростые взаимоотношения между театром, цензурой тех лет и зрителями.
В марте 2016 года вышла книга З. Боташевой «Карачаевский театр. Персоналии». Она написана в свободном научно-художественном стиле и может быть дополнением к научному исследованию «Карачаевский театр. Истоки. Становление. Профессиональное искусство». В ней даны около 180 небольших по объёму статей о деятелях драматической сцены. Цель издания – сохранить в памяти, уберечь от забвения имена тех, кто мечтал о создании национального театра, воплощал эту мечту в реальность, развивал и развивает театральное искусство карачаевского народа. Этот справочник, оживляемый познавательными историческими и биографическими фактами, станет полезным изданием для всех, кто интересуется искусством народа, живущего у подножия Эльбруса.
З. Боташева входила в состав редколлегий «Сборников конференций» и «Вестников» КЧИГИ, являлась членом редколлегий других региональных научных журналов, таких, например, как Северо-Кавказский художественно-публицистический журнал «Мегалог» издательства Северо-Кавказского НИИ филологии при Пятигорском государственном лингвистическом университете (ПГЛУ), и др. В 2015 году она стала стипендиатом Союза театральных деятелей (СТД) России.
Хотелось бы отметить, что отличительной чертой исследования Зинхары Биляловны было постоянное обращение к архивным материалам. Она много и упорно работала в центральных архивах и библиотеках Москвы, Ленинграда, Краснодара, Ростова, Ставрополя, Черкесска, ссылками на которые изобилуют страницы её научных статей и книг.
Зинхара Биляловна восполняла и популяризировала искусствоведческие и культурологические знания посредством участия в международных, российских и региональных конференциях, изданиях научных статей в специализированных журналах, в том числе рецензируемых Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК), информациях в СМИ. Её публикации и выступления способствовали пониманию особенностей сценического мышления народов республики, осознанию собственной идентичности. Привлечение внимания учёных и общественности к истории театрального искусства народов КЧР и введение квалифицированных исследований в научный оборот являлось главной целью её профессиональной и организаторской деятельности.
Зинхара Биляловна была не только пытливым и талантливым учёным, но и любящей, заботливой матерью, чуткой сестрой, внимательной и беспокойной бабушкой, скромным, отзывчивым человеком. За душевность, искренность эту незаурядную личность любили и уважали близкие, друзья и коллеги.
Её смерть – большая утрата не только для родных и близких, но и для всех, кто её знал, общался и работал. При упоминании о человеке, которого нет уже среди нас, в воспоминаниях встаёт наиболее яркий образ, связанный с ним. Когда вспоминаю Зинхару Биляловну, то сразу живо представляю её за рабочим столом, что-то увлечённо печатающей на своём любимом ноутбуке, с которым, мне кажется, она никогда не расставалась. Она умела и любила работать.
Сегодня мне вспоминаются слова Зинхары Биляловны из её последнего публичного выступления на «VIII Крымшамхаловских чтениях» в г. Теберде, где она призывала всех писать побольше новых книг с тем, чтобы оставить потомкам знания о своих корнях, народе, его истории, культуре и искусстве. Это она и делала. И её имя, бесспорно, войдёт в историю как имя крупного исследователя культуры и искусства народов Карачаево-Черкесии, а книги и статьи станут настольными в научных изысканиях её последователей…
Л. ХАЛКЕЧЕВА,
заведующая отделом искусств народов
КЧР КЧИГИ, кандидат исторических наук.
{{commentsCount}}
Комментариев нет