«Таулу»: путь к успеху

30 сентября в 08:51
13 просмотров

Когда сбываются мечты…
Когда 4 года назад в Карачаевске мало кому известный балетмейстер по национальным танцам Шамиль Голаев впервые объявил о том, что открывает детскую хореографическую студию, мало кто обратил на это внимание. В итоге к нему записалось чуть больше десяти подростков, желавших освоить основные элементы лезгинки да парного танца «Тюз тепсеу», так сказать, для общего развития и дабы не ударить в грязь лицом на молодежных тусовках. Заметим, именно тогда наблюдался пик своеобразного флешмоба, когда горская молодежь где-нибудь на площади губернского города, а то и столицы, сбившись в стаю, демонстративно танцевала лезгинку. И это был скорее вызов обществу: «Вы не хотите нас знать? На центральных телеканалах не увидишь в натуре кавказских танцев? Так получите лезгинку на Лобном месте!»

Когда сбываются мечты…
Когда 4 года назад в Карачаевске мало кому известный балетмейстер по национальным танцам Шамиль Голаев впервые объявил о том, что открывает детскую хореографическую студию, мало кто обратил на это внимание. В итоге к нему записалось чуть больше десяти подростков, желавших освоить основные элементы лезгинки да парного танца «Тюз тепсеу», так сказать, для общего развития и дабы не ударить в грязь лицом на молодежных тусовках. Заметим, именно тогда наблюдался пик своеобразного флешмоба, когда горская молодежь где-нибудь на площади губернского города, а то и столицы, сбившись в стаю, демонстративно танцевала лезгинку. И это был скорее вызов обществу: «Вы не хотите нас знать? На центральных телеканалах не увидишь в натуре кавказских танцев? Так получите лезгинку на Лобном месте!» Безусловно, эта молодежь не видела культового фильма СССР 50-х о любви кавказского пастуха и свинарки Глаши, где кроме высоких чувств этой пары в параллели продемонстрированы этнические особенности дагестанского аула и сибирской деревни. А старшее поколение уже и забыло, когда видело на ЦТ Дни культуры Коми, Тувы, Осетии, Адыгеи и иже с ними. Увы, однообразие лиц каналов заставляет иной раз вспомнить скупой ассортимент захолустного сельпо. Почему же в нашем ковчеге культуры коренные народы, имея свою уникальную древнюю культуру, варятся в собственном соку?
Именно эти мысли давно не давали покоя Ш. Голаеву, заслуженному артисту Ингушетии, артисту балета госансамбля «Эльбрус», когда он открывал свою хореографическую студию. А планы он поставил амбициозные: организовать школу танцев на профессиональной основе с детьми разных возрастов, добиться у градоначальников достойного здания с просторным танцполом, создать дизайнерскую костюмерную, ну а венцом кропотливой работы должно стать признание мастерства его воспитанников на престижных концертных площадках страны и зарубежья. Только так!
Кто-то из юмористов изрек истину: мечтатель сильнее всего ощущает реальность – слишком часто он падает с неба на землю. В данном случае, это происходило в прямом смысле – первые воспитанники балетмейстера постигали азы танцевального искусства на полусгнивших полах старого городского ДК, почти ровесника Карачаевска. И даже уже досконально изучив «опасные зоны» полов и обходя их во время прыжков и разворотов, падений избежать не могли. Ведь в кавказском танце, войдя в раж, хочется парить, забыв о том, где приземлишься…
Потом танцевальная студия, постепенно прираставшая юными танцорами, перешла в другое помещение, поскольку в ДК началась долгосрочная реконструкция по федеральной программе, связанной с сохранением исторических зданий и памятников. В Доме детского творчества с полами было все в порядке, но желаемого простора все равно не ощущалось.
А заслуженный артист Ингушетии, блиставший в госансамблях Северного Кавказа, впоследствии семь лет работавший артистом балета в Стамбуле, Шамиль Голаев тем не менее шел к своей цели, пестуя и шлифуя, как Пигмалеон свою Галатею, образцовую студию национального танца «Таулу» – «Горец». По оценкам специалистов, сам Шамиль отличается редкой чистотой исполнения танцев и всегда в поисках новых средств выражения. Он от природы владеет стремительным, выразительным шагом, редкой гибкостью. В Турции, в ансамбле «Sultans of the Dance» («Султаны танца»), Голаев значительно развил прыжок, техническую виртуозность, элегантность исполнения.
Зная, что сценический век артиста балета не долог, он уже подспудно готовил себя к работе балетмейстера, взяв за основу изучение индивидуальных способностей своих подопечных. Первоначально два года упорных занятий со студийцами «Таулу» были рассчитаны на то, чтобы вызвать у ребят страстное желание работать. Уважая в каждом из них личность, он давал возможность внести в исполняемый танец собственные краски. Немаловажную роль играли и домашние задания перед зеркалом. И совсем скоро горожане поняли, что происходит нечто экстраординарное, и они становятся свидетелями зарождения творческого коллектива, который удивит и восхитит зрителя. Как и сам художественный руководитель, который в течение первых двух лет создания «Таулу» не выводил ребят на сцену, считая, что еще рано и не пробил их час. И в этом заключался еще один бесспорно ценный урок студийцам – не торопить время, не делать скоропалительных шагов, если мечтаешь об истинном успехе.
И результат превзошел ожидания – уже первое выступление «Таулу» на празднике День города у зрителей вызвал легкий шок, когда сразу тридцать пар в танце «Абезек» в прекрасных костюмах заполнили всю сцену. Такой массовости прежде не видывал самый искушенный зритель! И сегодня не счесть всех дипломов и почетных грамот, которыми был награжден этот уникальный коллектив, подающий большие надежды.
А в марте нынешнего года «Таулу» стал победителем кубка СКФО по народным танцам на чемпионате в Нальчике. На кубок СКФО «Таулу» представил танцы «Дети гор» и «Карадениз» («Черное море»). Жюри оценивало и танцевальное, и артистическое мастерство конкурсантов. И помимо основного приза дипломом за лучший костюм была награждена Фатима Аджиева, дизайнер студии «Таулу».
Следует заметить, что членами жюри конкурса являлись артисты с большим опытом. К примеру, его председателем был заслуженный артист РФ Нодар Плиев, который высоко отозвался о танцевальной студии «Таулу» из Карачаевска.

Дом, где счастливы сердца
…О том, что образцовая студия танца «Таулу» уже с прошлого года обосновалась в отреставрированном городском ДК и занимает все двухэтажное здание – такой царский подарок сделала юным служителям Терпсихоры мэрия, я знала, но визит все откладывала на потом. Надо заметить, что здание ДК снаружи теперь не просто привлекает взор – от него веет чем-то аристократично-архаичным, и даже новые евроокна не вносят диссонанс в это ощущение. Вхожу в знакомый с детства Дом культуры, где в мои школьные годы проводились смотры художественной самодеятельности. Очаг культуры уже тогда был несколько обшарпан, а сцена в зрительном зале ходила ходуном, когда на ней танцевали.
Увиденное сейчас поразило, изумило, оглушило от наплыва эмоций. Впору было воскликнуть, как один старый одессит из полузабытого фильма: «Ой, держите меня четверо!» В обновленном ДК, где произошла перепланировка, отчего казалось, что попадаешь в совсем незнакомое здание, все сияет стерильной чистотой, элегантным колером стен и керамикой полов (это в холле), а в танцклассах – первоклассная древесина, как тому и положено быть, повсюду паласы, ковровая дорожка на лестнице ведет на второй этаж.
В холле увидела девочек 5-8 лет в балетных трико и юбочках, которые уже собирались домой после занятий. Горящие глаза, уже уловимая грация осанки, горделивый поворот головы… Это воспитанницы самой младшей группы, которых пришли встречать родители. Как, например, Самира и Мариям, за которыми пришла их мама Фатима Хубиева:
– Слов нет, мы, родители, очень довольны, что у нас в городе появилась студия танцев. Я живу в другом конце города, но, не считаясь со временем, встречаю и провожаю своих дочек. Они стали собраннее, дисциплинированнее, отрабатывают хореографические движения и дома у зеркала. И я очень уважаю их стремление научиться красиво танцевать.
С этой милой молодой женщиной были солидарны и другие родители, но я уже спешила в мастерскую студии «Таулу», где работают искусные дизайнеры по костюму, две Фатимы – Аджиева и Букулова. Они-то и обшивают юных танцоров. Мало того, Фатима Аджиева была отмечена сертификатом для участия в ежегодном фестивале искусства Пьера Кардена в замке Маркиза де Сада от фирмы «Лакост» во Франции. Сказка, да и только! Хотя все вполне прозаично и реально. Фатима принимала участие в недавней Неделе моды в Черкесске, где представила свои сценические костюмы. Работы оценивали вице-президент Дома моды Кардена, представитель в России и странах СНГ Галина де Буар и другие высокопоставленные дизайнеры. Мало того, не осталась в стороне и студия танца «Таулу», восхитив гостей форума своими искрометными танцами.
– Безусловно, для нашей танцевальной студии это большая честь, – говорит Фатима Аджиева. – И свой успех на Неделе моды я делю поровну и с танцорами и их наставниками. Мы ведь единое целое. И скажу без преувеличения: «Таулу» – это не только образцовая студия национального танца, а дом, где счастливы сердца – детей, их родителей, руководителей танцевальных подгрупп, костюмеров.
О том, что этот дом берегут, содержат в чистоте, убеждаюсь тут же, когда один из балетмейстеров Азрет Маршанкулов, сопровождая меня на второй этаж, просит снять обувь: «Извините, у нас это закон. На танцполе не должно быть ни соринки с улицы».
Азрета знаю давно. Он был одним из ярких солистов народного ансамбля «Шохлукъ-Дружба», совмещая работу с юными танцорами в Карачаевске. Он с гордостью распахивает мне двери танцевальных классов. В одном из них занятия вел молодой балетмейстер Рамазан Эртуев и вместе с детьми увлеченно отрабатывал вращения кистей рук. И дети, вытянувшись в струнку, плавно ходили по кругу, повторяя движения своего наставника.
– Разве мы могли мечтать о таких площадях несколько лет назад? – рассуждает мой «экскурсовод» А. Маршанкулов. – Правда, еще многого недостает: в первую очередь, зеркал, они нам необходимы как воздух! Нет еще в штатном расписании ставок музыкантов: гармонистов и доулиста, и приходится танцевать под фонограмму. Но я уверен, найдутся добрые души в лице патриотично настроенных спонсоров. Мы ведь не только несем в народ танцевальное искусство, но и продолжаем традиции, заложенные лучшими танцорами нашего города.
Мы подходим к следующему танцевальному залу, на дверях которой табличка: «Зал им. Николая Феофановича Шульги». Не могу скрыть волнение: какие же они молодцы, эти ребята! Вот она, связь поколений. Николай Шульга – легенда танцевального творчества Карачаевска, художественный руководитель ансамбля «Домбай», был поистине универсалом, как Махмуд Эсембаев: танцуя сам, он обучал горских ребятишек не только «Абезеку», но и мексиканским, американским, французским танцам, расширяя их творческий диапазон. Одновременно он поспевал повсюду – чисто на собственном энтузиазме организовывая хореографические коллективы и ставя танцы на заводах, предприятиях, школах, было это в 70-80-е годы.
– А еще мы собираемся на стенах фойе разместить портреты всех знаменитых мастеров танца нашего города, имена которых должны знать потомки, – убежденно говорит Азрет Маршанкулов. – Это Джанду Чомаев, Мустафа Мамчуев, Билял Акбаев, Николай Шульга, Борис Карданов и другие.

О времени и о себе
Сегодня в образцовой детской студии национального танца «Таулу» в нескольких подгруппах занимаются свыше ста человек. В составе выступающего на сцене одноименного коллектива – 60 человек. На сегодняшний день это самый многочисленный в Карачаево-Черкессии детский танцевальный коллектив. В основе репертуара студии «Таулу» – карачаево-балкарские танцы, но представлены и другие культуры и этносы. Как, например, турецкий «Карадениз» – это поистине алмаз в «короне» самоцветов студии. Здесь элементы и болгарского «Хоро», и греческого «Сиртаки», и хороводов мистической древней Трансильвании.
Мы беседуем с художественным руководителем «Таулу» Ш. Голаевым.
– Шамиль Борадинович, откуда истоки вашей танцевальной биографии?
– Родился я в 1971г. в а. Нижняя Теберда. Мою малую родину издревле отличала тяга к искусству, танцам. Наш народный театр, возникший в конце 20-х годов прошлого века, не потерял себя и в годы депортации карачаевского народа. Танцевал мой отец на свадьбах, танцевали дяди. В годы учебы в КЧГПИ (сейчас КЧГУ) я солировал в народном ансабле «Шохлукъ-Дружба», потом был госансамбль «Эльбрус». В турецком ансамбле «Sultans of the dance» я танцевал с нашим земляком Азаматом Танией, нынче он художественный руководитель ансамбля «Ридада» из Адыге-Хабля. Нас с ним связывает большая дружба и объединяет общее видение воплощения национального танца на сцене.
– Время вносит свои коррективы и в национальные танцы. И то, что называется стилизацией, в основном сейчас и превалирует на сцене…
– Я высоко ценю танцевальные коллективы, которые вносят свежие концепции в рисунок исполнения народных танцев, чтобы сделать их более зрелищными и наполнить новым содержанием. На сцене ведь играет кроме тела и душа, заставляя откликаться на ее зов зрителей. Поэтому стилизованный классический танец и сам оригинал в том виде, который нам оставили в наследство наши деды и бабушки, надо исполнять так, чтобы он всегда был понятен и интересен современной молодежи.
– Каковы планы на будущее?
– Покорять столичную сцену. В декабре «Таулу» примет участие в чемпионате России по народным танцам. Но, думаю, впереди откроются новые горизонты и возможности, если не сбиваться с намеченного курса…

НА СНИМКАХ: Художественный руководитель студии «Таулу» Шамиль

ГОЛАЕВ со своими воспитанниками; На занятиях у Рамазана ЭРТУЕВА;

Дизайнеры национального костюма Фатима АДЖИЕВА и Фатима БУКУЛОВА.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях