Педколледжу — 100 лет!
За плечами старейшего учебного учреждения республики – век славной истории, добрых традиций, современных преобразований и заслуженного авторитета. Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова долгие годы дает путевку в жизнь учителям начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений. Каждая эпоха выдвигает свои задачи, меняя приоритеты и содержание педагогического образования. С течением времени меняются и требования к учителю, но неизменным в педагогическом колледже остается одно: коллектив преподавателей старается готовить специалиста, не только знающего свой предмет, владеющего методикой преподавания, но и любящего детей.
«Не останавливаться на достигнутом» – с таким лозунгом Карачаево-Черкесский педагогический колледж прошагал уже столетие. В настоящее время, как и на протяжении всех 100 лет, колледж играет важную роль в системе подготовки кадров для Карачаево-Черкесии.
За плечами старейшего учебного учреждения республики – век славной истории, добрых традиций, современных преобразований и заслуженного авторитета. Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова долгие годы дает путевку в жизнь учителям начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений. Каждая эпоха выдвигает свои задачи, меняя приоритеты и содержание педагогического образования. С течением времени меняются и требования к учителю, но неизменным в педагогическом колледже остается одно: коллектив преподавателей старается готовить специалиста, не только знающего свой предмет, владеющего методикой преподавания, но и любящего детей.
«Не останавливаться на достигнутом» – с таким лозунгом Карачаево-Черкесский педагогический колледж прошагал уже столетие. В настоящее время, как и на протяжении всех 100 лет, колледж играет важную роль в системе подготовки кадров для Карачаево-Черкесской Республики. К 100-летию существования колледж может гордиться свыше 20 тыс. выпускниками, которые продолжили обучение и получили высшее образование, практикуя множество профессий, на всей территории страны и за рубежом. Их отличие – наивысший профессионализм. Смею предположить, что нет в республике такого образовательного учреждения, в котором бы ни работали выпускники кузницы педагогических кадров республики. Это при том, что само это учебное заведение весьма невелико и на сегодняшний день в педколледже обучают только по двум специальностям. Обучаются здесь в основном жители Карачаево-Черкесской Республики и близлежащих населенных пунктов Ставропольского края.
Трудно только первые… 100 лет
РГБОУ СПО «Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова» этот рубеж успешно преодолело. История педагогического колледжа уходит в далёкое дореволюционное прошлое. К сожалению, время не сохранило документов об образовательных учреждениях станицы Баталпашинской начала прошлого века, но, по данным Госархива, Карачаево-Черкесии именно 1916 год является началом государственной подготовки учителей начальной школы в нашем регионе. По сохранившемуся свидетельству от 25 апреля 1917 г. имеется возможность предположить, что при тогда еще Баталпашинском высшем начальном училище были утверждены двухгодичные педагогические курсы, на которых обучались выпускники училища. Среди дисциплин курса упоминаются педагогика и училищеведение, математика, история, география, физика, гигиена, пение и гимнастика, вместе с тем практические занятия и закон Божий с церковно-славянским языком. Окончившие курсы получали право на звание «начального учителя». Основание для этого давало Положение о высших начальных училищах, утвержденное Высочайшим указом от 25 июня 1912 года.
Следующее упоминание о педагогическом колледже есть в докладе заведующего областным отделом профессионально-технического образования Карачаево-Черкесской автономной области, адресованном в Главное управление профессионально-технического образования Наркомпроса РСФСР от 21 апреля 1922 г., где говорится: «… В области имеется два средних учебных заведения: профессионально-техническая школа с сельскохозяйственным направлением… и педагогический техникум.
Оба учебных заведения находятся в г. Баталпашинске. Педагогический техникум имеет учащихся 51 человек, из них во втором классе – 12 человек, в третьем – 19 человек, в четвёртом – 20 человек, оканчивающих курс. С осени текущего года при педагогическом техникуме открывается отделение для подготовки учителей горцев…». В этом же году педтехникум был взят на государственное снабжение, которое составило 40 платежных единиц на содержание личного состава и 40 пайков на учащихся. Стоит отметить, что количество преподавателей в 1923 году составило 17 человек, а абитуриентов – 45.
В протоколе № 1 Северо-Кавказского краевого съезда по просвещению национальностей нерусского языка от 12 ноября 1924 г. сказано: «…Из профобразования имеется: педтехникум, в котором старшие группы, исключительно, русские, на подготовительном отделении имеется 40 человек горцев, из которых учителя выйдут только через пять лет…».
Первый набор учащихся состоял из 86 учащихся. Учились по 8 часов днем и по два вечером. Долгие годы педтехникум был единственным средним специальным учебным заведением на территории Карачая и Черкесии. Подвижническим можно назвать труд первых преподавателей техникума М. Корастелева, А. Жарихина, А. Тмараховского и первого директора А. Лебедева.
В 1925 году на год раньше запланированного, в связи с острой потребностью в в педагогических кадрах состоялся первый выпуск учителей в количестве 13 человек. Среди выпускников Ф. Гахов, Е. Шевцов, У. Алиев, П. Фисенко и другие. Днем они преподавали в школе, а вечерами проводили занятия для взрослых в пункте ликбеза. В январе 1937 года по решению Наркомпроса РСФСР Сулимский педагогический техникум был переименован в Сулимское педагогическое училище. Это было время нового возрождения училища. Приобретался опыт, росло мастерство преподавателей П. Агринского, А. Казакова, Т. Прокопенко, Т. Табулова, Л. Жарихина, П. Фисенко и других, которые в 30-е годы сумели подготовить прекрасные кадры для школ Черкесии.
В 1939 году было построено новое здание педучилища, в котором и в настоящее время находится педколледж. В 40-е годы на втором этаже находился учительский институт, а на первом — педучилище. В педучилище обучалось 300 человек, но в июне 1941 года выпускной бал в педучилище не состоялся. Выпускники вместе с народом страны встали на защиту Родины. Воспитанники педучилища показали себя храбрыми воинами, не всем из них посчастливилось вернуться с войны и продолжить учительскую деятельность. Смертью храбрых погибли Х. Дагужиев, М. Айтакаев, С. Котов, В. Катилевский, Герой Советского союза пулеметчик Охид Карданов, летчик Дмитрий Стариков, командир батальона Умар Хабеков и еще многие бойцы и командиры Красной армии, которые учились в Черкесском педагогическом училище. Выпускнику педучилища Умару Хабекову в 1991 году было посмертно присвоено звание Героя СССР, и с тех пор педучилище носит его имя.
С 5 сентября 1941 по 9 июля 1942 года в здании педучилища располагался эвакогоспиталь № 3189. Лишь на несколько месяцев, во время оккупации г. Черкесска, педучилище было закрыто. Но уже в феврале 1943 года, вскоре после изгнания фашистских захватчиков, студенты вернулись в учебные аудитории, в сентябре был очередной набор учителей. Здание училища было разрушено, в классах не было ни столов, ни стульев, ни тетрадей. Студенты занимались стоя, стараясь держаться дальше от разбитых оконных стекол, писали на газетной бумаге карандашами, а жили в холодном общежитии.
Педагогических кадров вновь не хватало, поэтому для ускорения подготовки учителей начальных классов при педучилище были организованы десятимесячные курсы. Восстановило свою работу и заочное отделение. В 1945 году в нем обучалось 200 человек.
В 1966 году при педучилище было открыто дошкольное отделение, которое функционировало до 1999 года. В этот период педучилище кроме учителей начальных классов готовило также воспитателей детских садов. Только за 20 последующих лет народное образование получило около 700 воспитателей детских садов.
В 70-80-е годы в педучилище работало 17 секций университета общественных профессий. В эти годы организовывали экскурсии по городам страны, кроме того, в педучилище работал выездной парашютный клуб.
В социалистическом соревновании, посвященном 50-летию СССР, училище вошло в десятку лучших училищ страны и было награждено Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и ЦК профсоюза работников просвещения. Президиум Верховного Совета РСФСР, наградил училище Почетной грамотой «За достигнутые успехи в подготовке кадров».
В 1997 году Черкесское педучилище было преобразовано в «Республиканский учебный комплекс — педучилище» и до 2002 года готовило учителей начальных классов и вожатых. В 2002 году в соответствии с решением коллегии Министерства образования и науки КЧР и на основании письма Министерства образования РФ учебное заведение было преобразовано в педагогический колледж. Колледж начал готовить учителей начальных классов с дополнительной подготовкой: вожатый; учитель изобразительного искусства; учитель музыки; воспитатель дошкольных учреждений; учителя родных языков (абазинского, карачаевского, черкесского, ногайского); дополнительная подготовка в области математики, русского и иностранного языков (учителя 5-9 классов); преподаватель информатики; коррекционная педагогика. За годы своей деятельности педагогическое училище (ныне носящее название педагогического колледжа) подготовило более 20 тысяч учителей начальных классов, старших пионерских вожатых и воспитателей детских садов. Многие из них потом получили высшее образование, стали заслуженными учителями школы РСФСР. Среди них А. Астежев, Б. Байчоров, Р. Калаев, Х. Аджиева, С. Боташев и многие другие.
Среди выпускников колледжа немало ученых, писателей, журналистов, деятелей искусства, руководителей предприятий, хозяйств и организаций, работающих на благо Карачаево-Черкесской Республики и прославивших свою малую родину и родную альма-матер.
С чувством нежности и благодарности выпускники педагогического колледжа вспоминают многих преподавателей: С. Остапенко, Р. Шкарлет, Т. Черноусова, С. Коваленко, В. Скрага, В. Проноза, Л. Грачеву, С. Симонову, А. Венкову, И. Герасименко, В. Котлярову, З. Феневу, А. Юбко, Е. Шевцову, А. Костюкова, Х. Аджиеву, Д. Дженбидаеву, бывших директоров В. Дорошенко, А. Остренко, Л. Симуш, а. Онищенко и других.
В приоритете – нравственность и патриотизм
За годы существования педагогическим колледжем руководили многие интересные и талантливые люди. С 2009 года директором колледжа стал кандидат педагогических наук Игорь Владимирович Михайлов. До этого выпускник естественно-географического факультета Ставропольского госуниверситета 27 лет руководил республиканским центральным клубом детско-юношеского туризма, написал немало книг и публикаций об истории и географии Карачаево-Черкесской Республики. Заслуженный работник народного образования КЧР, почетный работник общего образования РФ Игорь Михайлов использует в своей работе современные методики и педагогические технологии, а в приоритете ставит нравственное и патриотическое направления в воспитании подрастающего поколения, большое внимание уделяя детям из социально незащищенных слоев населения.
Являясь депутатом городской Думы, заместителем председателя комиссии по местному самоуправлению, законности и правопорядку, Игорь Владимирович и своих студентов учит быть активными участниками социально-политической жизни города и республики, особо подчеркивая тот факт, что будущие учителя неразрывно связаны с будущим республики и страны.
И. Михайлов является членом Союза журналистов России, он написал несколько популярных книг, среди которых «Территория проживания: Карачаево-Черкесская Республика», «Пещеры КЧР», «Населенные пункты Карачаево-Черкесии» и другие. Недавно вышла еще одна книга Михайлова – «Оккупация, или 160 дней по германскому времени». Игорь Владимирович трепетно относится к истории родной Карачаево-Черкесской Республики, с большим энтузиазмом он изучил и историю подшефного учебного учреждения.
Директор о директоре
– История сохранила имена практически всех руководителей нашего колледжа, – рассказал о своих предшественниках Игорь Владимирович, – с 1922 года учреждением руководил А. Лебедев. С 1986 года колледжем 12 лет руководил В. Макухин. Пользуясь случаем, желаю ему сегодня здоровья и многих лет жизни. Хорошо знал Алексея Тимофеевича Онищенко, этого обаятельного, доброго и мудрого человека, которого знал и любил практически весь город, он прошёл путь от учителя школы до министра образования Карачаево-Черкесии, четыре года он возглавлял и наше учреждение, но, к сожалению, очень рано ушёл из жизни. Ну а дольше всех – 13 лет – колледжем с 1962 года руководил Василий Васильевич Дорошенко. Вот о нём, пожалуй, могу немного рассказать.
Василий Васильевич Дорошенко родился в ст. Баталпашинской в 1915 году, в 1940 году окончил Краснодарский педагогический институт, в котором получил диплом филолога, был призван на службу в Красную армию. В предрассветный час 22 июня 1941 г. для командира пулемётного взвода Дорошенко в окрестностях Бреста началась война. Только на третий день ему и ещё нескольким бойцам удалось пробиться в Брестскую крепость. Стояла небывалая жара. В крепости не было воды. Немногие храбрецы отважились под перекрёстным огнём немецких пулемётов подползти с котелком к берегу Буга. Оттуда редко удавалось вернуться. Во время одной из вылазок за водой лейтенанта Дорошенко контузило. Когда очнулся, услышал гортанный говор немцев и лай овчарок. На следующий день, при переходе из одного лагеря для военнопленных в другой, совершил побег. Через неделю был пойман, избит немцами и возвращён в лагерь. Через месяц Дорошенко опять бежал из лагеря. Скитался по лесам с четырьмя солдатами до тех пор, пока немцы опять их не поймали.
Почему не расстреляли, непонятно, возможно, спасло знание немецкого языка, который Дорошенко знал в совершенстве. Его оставили в живых и отправили в Польшу. Из этого лагеря с семью военнопленными он сбежал через четыре месяца. На этот раз удачно. Они долго скрывались в лесах Польши, затем перешли в белорусские леса, где прибились к группе, из которой позже был создан партизанский отряд, вошедший в партизанское соединение имени Сабурова.
Имевший образование и боевой навык, В. Дорошенко был назначен начштаба этого отряда, где и воевал до слияния отряда с регулярными частями Красной армии.
По долгу службы он, как начальник штаба, должен был сдать всю документацию отряда в штаб партизанского движения, расположенный в Киеве. Вот тут-то и произошла загвоздка. В. Дорошенко не имел никаких документов, удостоверяющих его личность. Он был задержан и в конце 1944 года отправлен уже в советский лагерь, находящийся в Краснодаре.
Фортуна вновь вскоре улыбнулась Василию. Просматривая газету «Правда», он увидел в ней указ о награждении партизан. Среди тех, кто был награждён орденом Отечественной войны, он нашёл свою фамилию. С газетой пошёл к начальнику лагеря. Вскоре был освобождён, а после вручения награды – отправлен на фронт, добивать гитлеровцев в составе 2-го Белорусского фронта, брал Берлин. После войны был переводчиком в лагере немецких военнопленных в Донбассе. Из Донбасса Дорошенко приехал на родину – в Черкесск. После непродолжительной работы в Черкесском городском отделе народного образования В. Дорошенко назначили директором СШ № 6. В 1962 году Василий Васильевич был назначен директором городского педагогического училища. Красивый, спортивный, всегда приветливый и интересный, он был любимцем студентов и коллег, всю свою жизнь посвятил воспитанию детей. Умер В. Дорошенко в 1995 году, в год своего восьмидесятилетия.
Обучать — значит вдвойне обучаться
Сегодня РГБОУ СПО «Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова» – это государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования, в котором обучаются более 600 студентов по очной и заочной формам. Большинство студентов — девушки, парней в образовательном учреждении всего 12 человек. Преимущественно ребята приезжают учиться из сельской местности и в большинстве случаев возвращаются работать в родные школы. Особой гордостью является коллектив преподавателей (40 человек), сохраняющий и приумножающий лучшие традиции учебного заведения. Это высококвалифицированные преподаватели, объединенные убеждением о первостепенной роли образования в жизни человека. Из сорока преподавателей тридцать семь имеют высшую квалификационную категорию, четверо являются кандидатами педагогических наук, многие имеют профессиональные награды.
Сформирована и система управления колледжем. Непосредственное руководство деятельностью колледжа осуществляет директор. Главным органом студенческого самоуправления является студенческий совет «3D» (Думать! Делать! Дерзать!). В состав студенческого совета входят по одному представителю от каждой учебной группы, избираются председатель и секретарь. Заседания совета проводятся ежемесячно, а также по мере необходимости. Успешно функционируют педагогический, научно-методический советы, методобъединение классных руководителей, совет самоуправления студентов и совет общежития. С развитием государственно-общественного управления в колледже увеличился удельный вес решений, принимаемых студентами.
Ежегодный мониторинг, проводимый в колледже, показывает, что заказчики в лице городских и районных управлений образования Карачаево-Черкесии, директоров школ и заведующих детскими садами высоко оценивают потенциал молодых специалистов. Практически все выпускники колледжа продолжают обучение в высших учебных заведениях. Ждут молодых специалистов и в учебных заведениях республики. По отзывам заказчиков, выпускники Карачаево-Черкесского педагогического колледжа отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки, хорошим развитием проектировочных, аналитических, организаторских и других навыков и умений. Этот показатель – результат работы профессионалов своего дела.
На данный момент в педагогическом коллективе Карачаево-Черкесского педагогического колледжа им. У. Хабекова работает немало его выпускников, например С. Подсвирова, А. Карасова, М. Проценко, М. Соколова и другие. Аминат Ануаровна Карасова – выпускница 1979 года, работает в колледже с 1998 года преподавателем русского языка с методикой преподавания и детской литературы с практикумом по выразительному чтению, а с 2003 года является методистом очного отделения РГБОУ СПО «КЧПК им. У. Хабекова».
– Любой здравомыслящий человек понимает, что образование – основополагающая сфера жизни общества. В нашем педагогическом колледже обеспечивают равные возможности жизненного успеха для каждого студента через образование. Работа со студентами увлекательная и интересная. Каждый год после зачисления выявляем талантливых студентов. Всю работу и жизнь студента в нашем колледже определяет главное правило: студент – взрослый человек, отвечающий за свое будущее. Все обращено к личности студента, его мотивации к учебе, заинтересованности в качестве образования. В связи с этим каждый месяц выпускаются информационные листки, где студентам даются рекомендации для успешного обучения, знакомят их с образовательными достижениями других стран, даются мудрые советы, правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию, напутствия студентам о соблюдении законов коллектива. «Молодость больше любит быть поощряемой, нежели обучаемой» – эти слова И. Гете мы используем в своей работе. Поощряются лучшие студенты именной стипендией, благодарственными письмами родителям, их фото размещают на стенде «Лучшие студенты». Основная задача работников колледжа – помощь студентам, особенно этим обеспокоен куратор группы. Мы надеемся, что когда-нибудь, покидая стены колледжа, наши выпускники будут иметь не только профессию, о которой мечтали, но и добрые воспоминания о времени, проведенном здесь, – отмечает А. Карасова.
Мой дом — мой колледж
Не зря говорят, что главней всего — погода в доме. И не важно, каких размеров этот дом. От того, какая атмосфера царит внутри, зависит многое, особенно если речь идет об учебном заведении. Педагог-психолог Светлана Сергеевна Подсвирова не только умело контролирует психологический климат внутри педагогического колледжа, но и передает свои умения будущим педагогам. В этом году исполняется ровно 35 лет, как Светлана Сергеевна преподает дошкольные дисциплины в родном колледже.
– Мое знакомство с педучилищем началось в 1961 году, когда в педучилище пришла преподавать биологию и основы сельского хозяйства моя мама, Евгения Филипповна Жерлюкова. На все мероприятия она брала меня с собой: демонстрации, дежурства, праздники, субботники, сельхозработы. Я помню, как она вместе со студентами педучилища сажала деревья – березы, туи на территории училища, розы на Зеленом острове. Евгения Филипповна учила преподавателей колледжа А. Карасову, М. Проценко. Она была классным руководителем, сделала несколько выпусков групп, пользуясь случаем, хочу сообщить ее выпускникам – она жива, в этом году ей исполнилось 90 лет, но, к сожалению, она тяжело больна.
В 1-й класс я пошла в базовую школу при педучилище. С первых дней учебы познакомилась со студентами, которые пришли на педагогическую практику и все 4 года давали уроки, проводили внеклассные занятия. Поэтому после 8-го класса, в 1974 году, я, не раздумывая, поступила в педагогическое училище, чтобы осуществить свою мечту – стать воспитателем детского сада, – рассказывает С. Подсвирова.
О годах учебы Светлана Сергеевна вспоминает с ностальгией. Ведь студенческие годы в педагогическом колледже, что раньше, что сейчас, это масса мероприятий, конкурсов, конференций, деловых игр, спортивных соревнований, субботников, открытых, пробных, зачетных уроков…
– А еще каждый год у нас начинался с трудового десанта в колхозах и совхозах области. Мы её любили – сахарную свёклу: собирали, чистили, сбрасывали в бурты, грузили на машины, каждый корешок. Зато всем училищем спали в клубах, готовили еду, а вечером – танцы… Незабываемое время. В эти годы директором был В. Дорошенко, завучем А. Остренко, а преподавали такие корифеи образования, как В. Сотникова, В. Бушуева, Л. Тернова, И. Герасименко, наш классный руководитель З. Колесникова, преподаватели дошкольных дисциплин: С. Долгова, Т. Козлова,Т. Симонова, Т. Федорова, А. Чабанная и многие другие, – вспоминает педагог-психолог РГБОУ СПО «КЧПК им. У. Хабекова» С. Подсвирова.
После училища Светлана Сергеевна окончила Ростовский пединститут и вернулась в альма-матер – родной педколледж, но уже в качестве преподавателя. И снова уроки, мероприятия, субботники, классные часы, но теперь уже в качестве преподавателя.
– Годы пролетели незаметно. Я горжусь, что училась здесь. Я привела сюда своих детей – сына Станислава и дочь Инессу. Колледж закончили и мои племянники: Сергей Жерлюков и Марина Муравьева. Все они работали в системе образования. Все они с благодарностью вспоминают студенческие годы. Профессия педагога особенная: он должен не только передать знания, но и уметь чувствовать, понимать, уважать своих воспитанников. И я думаю, наш колледж, впитывая опыт поколений, готовит достойных специалистов, – считает Светлана Сергеевна.
Нет на Земле ответственней призванья…
Кандидат педагогических наук, почетный работник СПО, преподаватель высшей категории, выпускница Черкесского педагогического училища Марина Проценко о годах учебы в колледже вспоминает с теплотой и улыбкой.
– Учащиеся и преподаватели всегда были в центре общественно-политической жизни города и области, а теперь – республики. Ни одно знаменательное событие не проходило без них, т. к. руководители всех времен, всех уровней были уверены в том, что будущие и настоящие педагоги никогда и ни в чем не подведут: будь то маевки, праздники, фестивали или другие ответственные мероприятия. Будущие учителя и воспитатели учились у своих педагогов не только профессии, но и культуре во всех её проявлениях. Директор педагогического училища конца 70-х – начала 80-х годов Лариса Иосифовна Симуш вспоминается строгим, но справедливым руководителем, вызывающим желание подражать, быть такой, как она! Сколько событий прошло с тех пор! Что-то забылось, но многое осталось в нашей памяти и стало историей, – рассказывает М. Проценко.
Годы учебы Марине и ее сестре-близняшке Ольге запомнились крепкой девчоночьей дружбой, уважением друг к другу, коллективизмом. Пример педагогов педучилища побудил продолжить их дело. И в 1983 году по окончании педагогического училища с красными дипломами сестры Проценко получили направление на очное обучение в Ставропольский педагогический институт.
– Вот уже 28 лет преподавательской работы в педагогическом училище – теперь педагогическом колледже. Я – счастливый человек, потому что люблю свою работу, люблю студентов и коллег, люблю колледж. В тяжелые 90-е годы педагогическое училище выстояло благодаря силе духа преподавателей, их вере в необходимость своего дела, сохранению и продолжению традиций, которыми гордится каждое поколение выпускников нашего колледжа (училища). Шли годы, менялись программы, стандарты, технологии, повышались требования к преподавателям и студентам, но всегда в коллективе находились силы, чтобы справиться с поставленными задачами: готовить кадры для образовательной среды Карачаево-Черкесии, – считает Марина Проценко.
По словам Марины Владимировны, колледж – это не казенное и унылое учреждение, это теплый и добрый дом, культура быта и взаимоотношений, уважение к своему и чужому труду. Гордостью колледжа являются его выпускники, которые востребованы на рынке труда. Они с теплотой и благодарностью вспоминают своих преподавателей. Многие выпускники приходят в педагогический колледж, встречаются с преподавателями, делятся своими радостями и проблемами.
– Мы дорожим такими доверительными отношениями. Все выпускники благодарны колледжу не только за знания и хорошие оценки в дипломе, но и за ту веру в себя, в собственные силы, способность развиваться, стремиться и покорять новые вершины, чему их научили в стенах учебного заведения. Именно творческое начало педагогического коллектива помогает каждому молодому преподавателю расти до профессионала высокого уровня, – рассказывает кандидат педагогических наук М. Проценко.
Как это – быть учителем учителей?
Заместитель директора по учебной работе РГБОУ СПО «Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова» Тамара Хаджибековна Хапчаева, как и подобает филологу и человеку, отдавшему жизнь любимой профессии, отмечает, что в привычных словах «учитель» и «труд учителя» содержится много ноток гордости, уважения и понимания.
– Наверное, только с возрастом начинаешь понимать и ценить, какое великое счастье для человека встретить в жизни настоящего учителя, Учителя с большой буквы. Только тот, кто стал учителем, понимает, какое это счастье быть полезным людям! Мне нравится общаться со студентами, нравится удивлять их все новыми открытиями, смотреть, как они растут, взрослеют. Нравится отвечать на их бесконечные вопросы. Самая большая награда для меня за мой труд – это горящие, понимающие глаза студентов на уроке! Для меня очень важно, чтобы студенты ушли с занятия, не только получив определенный объем знаний, но и став чуточку добрее, справедливее, лучше, – рассказывает Тамара Хапчаева.
«Начиная путь, не теряй времени» – под таким девизом работает Т. Хапчаева. Эти слова удивительно точно характеризуют стиль работы Тамары Хаджибековны, чьи уроки и практические занятия максимально информативны и понятны каждому студенту. В свое время, будучи студенткой педколледжа, мне посчастливилось учиться у этого талантливого педагога, и надо сказать, что мне еще не встречался человек, умеющий так лаконично и точно объяснять новый материал, излагать свои мысли и давать меткие определения обыденным вещам. Во многом это связано с тем, что Т. Хапчаева феерически владеет русским языком и превосходно оперирует живым словом. Добавьте к этому природную харизму и острый ум, и тогда вы поймете, почему студенты колледжа даже спустя годы помнят и цитируют слова Тамары Хаджибековны.
– Это очень ответственно и интересно – быть учителем учителей, обучать поэзии учительского труда. Ибо, как писал А. Довженко: «Чтобы потрясать других, надо самому быть потрясенным». А наши студенты выбрали особую профессию – первого учителя маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой мир и начинает путь в страну знаний. Удивительно осознавать, как на твоих глазах совершается волшебство превращения ребенка в ученика. И педагог относится к этому чуду с полной ответственностью. Учитель сегодня – это сплав любви к своим ученикам и любви к делу, которым он занимается. Конечно, современный учитель – это мастер своего дела, настоящий профессионал, – отмечает заместитель директора по учебной работе Тамара Хапчаева.
Говоря о профессии учителя, Тамара Хаджибековна напоминает, что быть современным учителем нелегко, зато интересно. Если вы любите свою профессию, всегда стремитесь в ней к новым горизонтам и, главное, получайте от своей деятельности удовольствие. Именно таковым учителем считает себя Тамара Хаджибековна, потому что у нее есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими студентами:
– Я счастлива, когда вижу, что им нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. Каждый день мы спешим в свой колледж, шагаем по знакомой дорожке в любимую аудиторию… к нашим студентам… И пусть слова «Учителями славится Россия!» будут актуальны всегда. Славные учителя – залог славных поколений.
Не может учитель без школы прожить, а без учителя — школа
Неотъемлемой частью студенческой жизни является педагогическая практика студентов. Для будущего педагога это своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. Подготовку к основным видам профессиональной деятельности в педколледже курирует методист учебно-производственной практики Марина Соколова, выпускница 2003 года.
– Работу учителя я знаю с малых лет. У меня мама – учитель начальных классов МКОУ «СОШ №2 г. Усть-Джегуты», тоже выпускница нашего колледжа. Профессию эту я выбрала осознанно, мечтала с детства стать учителем. Мне посчастливилось сразу после окончания колледжа остаться здесь работать. Вначале я постигала азы преподавания, затем стала преподавать информатику. Работа методистом учебно-производственной практики меня очень увлекла, так как приходится сотрудничать не только со студентами, но и с районными и городскими отделами образования, со школами, детскими садами, учреждениями дополнительного образования, детскими оздоровительными лагерями. Студенты колледжа имеют возможность качественно проходить разные виды практики, что обеспечивает достаточно хороший фундамент для закладки основ педагогических умений и первоначального практического опыта, способствует комплексному освоению всех видов профессиональной деятельности, – рассказывает Марина Юрьевна.
В педколледже руководят практикой опытные, творческие преподаватели. Значимую помощь в подготовке учителей, воспитателей оказывают педагогические работники базовых учреждений г. Черкесска, большинство которых также выпускники педагогического колледжа разных лет. Основными базами практического обучения студентов и их преддипломной практики являются гимназия № 9, гимназия № 5, СОШ № 3. Учителя школ с пониманием относятся к молодым практикантам и щедро делятся своим опытом. Педагогическая практика будущих воспитателей проходит на базе детского сада № 29 «Родничок». А каждое лето студенты 3-х курсов с удовольствием пробуют свои силы в роли вожатых в детских оздоровительных лагерях республики.
Особенно большую помощь оказывают руководители и педагогические коллективы многих школ как г. Черкесска, так и районов Карачаево-Черкесии в организации преддипломной практики студентов, когда они находятся в отрыве от колледжа и работают под руководством опытных педагогов школ. Организация и проведение всех видов практики в базовых педагогических учреждениях осуществляются на договорной основе. При поддержке Министерства образования и науки КЧР колледж имеет возможность своевременно оплачивать педагогам-практикам работу по методическому руководству всеми видами практики, что является определенной финансовой поддержкой и стимулом к их серьезному отношению к практической подготовке будущих коллег.
Значительная часть руководителей городских и особенно сельских базовых образовательных учреждений являются непосредственными работодателями при трудоустройстве выпускников колледжа.
Наша задача — развить талант
Развить талант в ученике — первостепенная задача каждого учителя. Вдвойне важно раскрыть талант в будущем учителе. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер говорил, что талантливый человек — талантлив во всем. Именно поэтому развитию будущих педагогов в различных областях в Карачаево-Черкесском педагогическом колледже уделяется пристальное внимание. Здесь студента ведут к осознанию необходимости иметь универсальные знания в пределах выбранной профессии. А целью воспитательной системы колледжа является личность, способная строить жизнь, достойную человека.
По словам заместителя директора по социальной и воспитательной работе Эдуарда Карабашева, формирование базовой культуры студентов – один из важнейших аспектов воспитательной деятельности в колледже.
– Работа в этом направлении связана с обогащением духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности, наиболее полным развитием ее способностей и талантов, социальной активностью, формированием внутренней культуры, приобщением к культурным ценностям. В колледже созданы благоприятные условия для развития личности обучающегося, его социализации и адаптации в профессиональной среде, – сообщил Э. Карабашев.
Для реализации творческого потенциала студентов в колледже действуют различные кружки и спортивные секции. Например, Н. Миленко обучает игре на гитаре, И. Унгер ведет хореографический кружок «Ритмы гор» и театрализованный «В гостях у сказки», у Л. Александрова, Э. Костромитиной, О. Маховой студенты обучаются вокалу и хоровому пению, О. Баева ведет секции волейбола, баскетбола, плавания. На этих занятиях студенты не только получают дополнительные знания и навыки, но и развиваются эмоционально и физически, что крайне необходимо для будущего педагога.
В спортивную работу в колледже вовлечены все студенты и преподаватели. Студенты занимаются в спортивных секциях; участвуют в городских и республиканских спортивных соревнованиях; являются неоднократными победителями различных спортивных соревнований. Студентка Валерия Комышева – член сборной команды России и КЧР, победитель международного турнира по тхэквондо. Спортом занимается 10 лет, является кандидатом в мастера спорта. Гордится колледж и своим выпускником-спортсменом Магомедом Байчоровым, завоевавшим «золото» на чемпионате Европы по грепплингу в Болгарии. На чемпионате по грепплингу в СКФО он также был абсолютным победителем, участвует и в чемпионатах России, где занимает призовые места. Магомед увлечен вольной и греко-римской борьбой, борьбой на поясах. Он считает, что борьба – один из уникальнейших видов спорта. Именно она развивает ловкость и быстроту, тренирует силу и гибкость, выносливость и волю к победе. Традиционно студенты педколледжа являются активными участниками практически всех мероприятий города и республики. Кроме того, под чутким руководством педагогов ребята сами организуют в стенах родного колледжа различные конференции, эстафеты, викторины, брифинги, мероприятия к памятным датам, концерты, театральные постановки и спектакли и многое другое.
Менялись времена, менялись люди, но неизменным в Карачаево-Черкесском педагогическом колледже была и остается творческая атмосфера, в которой выросло не одно поколение преподавателей и в которой не стареют душой гуру педагогики и наставники будущих учителей.
– Школа ждет молодежь. Больше всего в нашей республике сейчас образовательных учреждений. Стараниями Главы Карачаево-Черкесии у нас реконструируются и открываются новые, современные образовательные учреждения. Изменились и стандарты образования. Задача нашего педагогического колледжа — четко следить за качеством педагогических кадров и обеспечивать потребность рынка труда. Наш колледж и наши выпускники неразрывно связаны с будущим республики и страны, – считает директор РГБОУ СПО «Карачаево-Черкесский педагогический колледж им. У. Хабекова» Игорь Михайлов.
100-летие учебного учреждения коллектив колледжа встречает полным сил, творческой энергии, желания трудиться. Как и всегда, у преподавателей и студентов фейерверк идей, море планов и интересных задумок. Впереди у Карачаево-Черкесского педагогического колледжа немало чистых страниц истории, которые, несомненно, как и в первое столетие, станут непременно такими же яркими и весомыми в истории народного образования нашей Родины.
Празднование 100-летия Карачаево-Черкесского педагогического колледжа состоится 7 октября в городском Дворце культуры.
НА СНИМКАХ: Игорь Владимирович Михайлов; Марина Владимировна
Проценко; Марина Юрьевна Соколова; Аминат Ануаровна Карасова;
Тамара Хаджибековна Хапчаева; Светлана Сергеевна Подсвирова.
Фото из архива педколледжа и Таулана ХАЧИРОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет