Лучше один раз увидеть

18 октября в 11:38
 просмотров

Шел 1962-й год. Я учился в Холоднородниковской средней школе, был секретарем школьной комсомольской организации. Жили мы в интернате при школе. И вот в начале второй четверти, где-то в середине ноября, вызывает меня к себе в кабинет директор школы Ханафи Зулкарнаевич Чагаров и говорит: «Вот тебе деньги, вот – мешки, возьми с собой одного ученика, поезжайте в Черкесск завтра утром и привезите как можно больше булок нормального хлеба».
Дело в том, что в начале шестидесятых в стране сложилась тяжелая ситуация с хлебом, его просто не хватало. И нам привозили черный, суррогатный хлеб, поговаривали, с древесными опилками. Дети в интернате стали часто болеть кишечными инфекциями, пропускали занятия.

Шел 1962-й год. Я учился в Холоднородниковской средней школе, был секретарем школьной комсомольской организации. Жили мы в интернате при школе. И вот в начале второй четверти, где-то в середине ноября, вызывает меня к себе в кабинет директор школы Ханафи Зулкарнаевич Чагаров и говорит: «Вот тебе деньги, вот – мешки, возьми с собой одного ученика, поезжайте в Черкесск завтра утром и привезите как можно больше булок нормального хлеба».
Дело в том, что в начале шестидесятых в стране сложилась тяжелая ситуация с хлебом, его просто не хватало. И нам привозили черный, суррогатный хлеб, поговаривали, с древесными опилками. Дети в интернате стали часто болеть кишечными инфекциями, пропускали занятия. Нависла угроза закрытия интерната.
На следующий день мы с товарищем поехали в Черкесск и стали обходить хлебные магазины. В одних нам отказывали, в других — давали по 1-2 булки. Набралось у нас 5-6 булок, и мы приуныли. В одном из магазинов не выдержали и стали умолять: «Ну, пожалуйста, помогите, мы из сельского интерната. Там дети голодают!». Услышал это какой-то мужчина в магазине, разглядывавший витрину, и позвал нас с собой на улицу. А там говорит: «Пошли со мной». Приводит он нас в Дом Советов, заводит в подвальный этаж, а там – столовая, так вкусно пахнет! Мужчина подошел к одной женщине и, что-то ей сказав, удалился. А женщина усадила нас за стол, накормила досыта и начала расспрашивать: кто мы, что мы. Узнав, что я сирота (я был десятым ребенком в семье, и моя мама умерла,когда мне было пять лет), она обняла меня, прижала к груди, всхлипнула, резко встала и что-то крикнула. Сразу появились две женщины, они взяли наши мешки и через минут 5-7 принесли их полные под завязку. Они приделали лямки к мешкам, чтобы нам было удобно нести ношу, и сказали: «Идите». И даже денег с нас не взяли.
В итоге мы привезли в интернат булок шестьдесят. Это был белый вкусный свежий хлеб. И надо было видеть, как его ели дети!
Почему я вспомнил эту историю? Да потому, что хотел объяснить, как тяжело жилось людям в те времена. После окончания войны не прошло и двадцати лет. Но… Даже в те годы нас, мальчишек и девчонок, возили на всевозможные экскурсии, потому что они расширяют кругозор детей. Само перечисление мест, где мы побывали, займет большую газетную площадь. Мы ездили в Теберду, Домбай, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск. В аэропорту Мин-Воды смотрели, как взлетают и садятся самолеты. Купались в озерах в окрестностях Нальчика и Железноводска…. При этом транспорт нам всегда предоставлялся бесплатно.
Вы спросите опять, к чему это я? Объясняю. Сложилось так, что два года (с сентября 2014-го) я работал в школе с. Николаевского. Преподавал географию. Сейчас, к сожалению, по состоянию здоровья оставил эту работу.
Первый же год показал, что дети трудно усваивают материал. И я решил на помощь теории призвать практику. Почему бы не организовывать для ребят экскурсии, во время которых они будут своими глазами видеть горы, леса, реки, озера, какая растительность произрастает на тех или иных почвах в тех или иных местах, какими полезными  ископаемыми богата наша земля?
Попросил директора школы выделить автобус для экскурсий. Он горячо поддержал мое начинание и сказал, что давно в школе такого не было. И в сентябре-октябре 2015-го я начал возить детей на экскурсии.
Начали с посещения гор – верховьев Кубани – Большого Карачая – исторической родины карачаевского народа. И вот мы едем. И тут выясняется, что почти все дети, за редким исключением, впервые едут в горы. По дороге живо интересуются: а что это за речка, что за село, а что это за деревья…
Приехали в Учкулан.  Пришли в местную школу, где нас радушно встретил Сосланбек Юнусович Джанибеков (я созвонился с ним заранее). Все вместе отправились в народный музей, который располагается во дворе школы, в старом двухэтажном здании, построенном 150 лет назад, – в нем располагалась первая  светская школа Карачая. Видели бы вы, с каким неподдельным интересом, затаив дыхание, слушали Сосланбека Юнусовича дети, с каким вниманием рассматривали потрясающие экспонаты музея. А сколько было восторга, когда Джанибеков, показывая старинную одежду карачаевцев, сказал: «Между прочим, вот это платье, этот кемар и прочие аксессуары из вашего села Николаевского». «Их подарил Айбазов Асланбий Абулович. Это платье его матери Айшат, прожившей 105 лет», – продолжил Сосланбек Юнусович, и тут же раздались радостные возгласы девятиклассниц Салимы и Айшат. Оказалось, они — правнучки той самой Айшат!
И сколько было еще удивительных открытий в тот день! Мы подошли к памятнику погибшим в годы войны, и ребята вдруг стали узнавать на них… имена своих прадедов. И столько было у мальчишек и девчонок радости, и восторга, и гордости за своих предков!
Как же нужны, оказывается, такие поездки нашим детям! Как они важны для развития их ума и души! В этом убеждался каждый раз, вывозя ребят в тот или иной уголок республики. И вот что грустно. В одну из поездок Сосланбек Юнусович сказал мне, что мы первые, кто организованно привез классы школы на экскурсию в народный музей. Ну, не привозят ребят учителя в такую «даль»…
А напрасно. То, что ребенок увидит своими глазами, что потрогает, что его удивит, он очень хорошо запомнит. Не зря же говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот, скажем, на уроках географии… Вроде, есть глобус, есть карты…
Но едем мы на экскурсию, и я рассказываю ребятам: вот это Пастбищный хребет, который начинается к югу от речки Абазинки и нашего с. Николаевского, потом Скалистый хребет, который начинается примерно от станицы Красногорской, потом Боковой хребет и четвертый – Главный хребет.  Объясняю им, как изменяются растительность, почвы, воздух по мере подъема все выше и выше. Да дети и сами это видят в ходе экскурсий. И задают массу вопросов. Им по-настоящему это интересно! Разве живые картинки сравнятся с сухой теорией?
А история. Тут и говорить нечего. Главное – такие экскурсии не только помогают усваивать учебный материал, но и воспитывают. Они учат любить свою Родину, учат дружбе и взаимопониманию.
Мы вот много говорим о дружбе народов, проводим разные мероприятия на эту тему. Но как было бы замечательно, если бы детей возили на экскурсии еще и в аулы, станицы, памятные и исторические места братских народов. Почему бы не повезти, скажем, ребят из с. Николаевского в а. Хабез, не побывать в местной школе, не посетить школьный музей, башню Адиюх, не провести совместный урок? И это уже будут не просто слова, это будет настоящее хорошее дело, ведь ничто не заменит живого общения.
Я понимаю, что сейчас непросто решаются финансовые вопросы, и организовать тот же транспорт для экскурсий нелегко. Но ведь были, как я писал, и куда более трудные времена, однако деньги для организации экскурсий для детей находились!
Тут мне хочется обратиться к различным общественным организациям, национальным движениям, советам старейшин. Вот куда стоило бы направить свою энергию – на воспитание подрастающего поколения. Можно и с транспортом школам помочь, и с организацией экскурсий, каких-то совместных мероприятий, встреч с аксакалами, с людьми, которые хорошо знают культуру, обычаи, традиции своего и братских народов. Мне думается, как бы учителя хорошо ни справлялись со своей работой (а то, как тяжел их труд, я по-настоящему понял, только сам встав у школьной доски), помощь общественности школе все равно нужна.  Если мы хотим, чтобы наше подрастающее поколение росло здоровым и физически, и нравственно, ему нужно больше уделять внимания, им нужно заниматься!

С уважением,
М. ДЖАНКЕЗОВ.
с. Николаевское.

Поделиться
в соцсетях