По следу иконы…

1 ноября в 06:19
21 просмотр

В последнее  время мои мысли часто занимает одна икона. Вы спросите, какое значение имеет для черкеса-мусульманина икона – религиозный символ для христианина? Судите сами.
В 1933 году большая партия раскулаченных из Ставропольского края и бывшей Черкесской автономной области была выслана в Омскую область. Среди спецпереселенцев были русские из станиц Беломечетской, Исправной, Зеленчукской, ногайцы, абазины, черкесы. Переселенцев до г. Омска везли в товарных вагонах, а от г. Омска до села Пологрудово – на баржах по реке Иртыш.
Всех переселенцев высадили на берегу реки Иртыш около села Пологрудово, и они некоторое время жили там в шалашах, пока для них не подыскали постоянное место жительства. Во время пребывания на берегу Иртыша от перемены климата, недоедания, болезней и других напастей переселенцы стали умирать массово.

В последнее  время мои мысли часто занимает одна икона. Вы спросите, какое значение имеет для черкеса-мусульманина икона – религиозный символ для христианина? Судите сами.
В 1933 году большая партия раскулаченных из Ставропольского края и бывшей Черкесской автономной области была выслана в Омскую область. Среди спецпереселенцев были русские из станиц Беломечетской, Исправной, Зеленчукской, ногайцы, абазины, черкесы. Переселенцев до г. Омска везли в товарных вагонах, а от г. Омска до села Пологрудово – на баржах по реке Иртыш.
Всех переселенцев высадили на берегу реки Иртыш около села Пологрудово, и они некоторое время жили там в шалашах, пока для них не подыскали постоянное место жительства. Во время пребывания на берегу Иртыша от перемены климата, недоедания, болезней и других напастей переселенцы стали умирать массово. Очевидец этой трагедии Буха Мухадиновна Казанокова (Пшиазова) (к сожалению, недавно ее не стало) рассказывала: «Наш отец Мухадин Пшиазов как эфенди уходил хоронить умерших за ночь людей, и он был занят этим делом дотемна, и мы с сестренкой носили ему еду во время обеда».
А русский переселенец из станицы Беломечетской Василий Васильевич Подсвирев поведал мне: «Яма, вырытая для захоронения умерших людей, быстро заполнялась водой, и мы были вынуждены рогатиной утоплять одних и сверху класть других».
Через некоторое время всех переселенцев погнали дальше на постоянное место жительства. Нам – абазинам и черкесам определили место жительства далее села Имшегал. А русским переселенцам из Беломечетской – около села Васиса под названием «Левый берег».
К слову, в конце войны, когда в нашем селе мужчин стало меньше, к нам из «Левого берега» прислали двух русских из переселенцев: Михаила Ивановича Жукова – председателем, Петра Мещерякова – бригадиром.
Все переселенцы были законно освобождены из ссылки в 1950 году, а до этого возвращались на Кавказ кто как мог. Наша семья возвратилась на родину в 1947 году, похоронив в сибирской земле пятеро душ, в том числе и мою мать, которую я совсем не помню, так как в то время мне было всего лишь полтора года.
На местах проживания абазин, черкесов после 1950 г. никто не проживает. Село Лаховское было расформировано еще до Великой Отечественной войны, захоронения умерших в тех местах не сохранились. А кладбище бывшего села Средний Имшегал размером полтора гектара (здесь за 17 лет пребывания в ссылке было похоронено более 600 человек – от ред.), сохранилось, и я периодически ухаживаю за ним.
Мне было хорошо известно из рассказов очевидцев той трагедии, что на берегу реки Иртыш около села Пологрудово похоронены многие наши соотечественники. Так, Мурзабек Алиевич Заубидов на берегу Иртыша похоронил пятерых своих сыновей и три дочери, сам же похоронен в 1934 году в Среднем Имшегале на мусульманском кладбище, где покоятся многие наши земляки. Семья Мухамеда Хамидовича Жанова из аула Эрсакон (в настоящее время Мухамед Хамидович, участник Великой Отечественной войны, живет в нашем районе, ему 92 года) похоронила там же четверо родных. Этот печальный список можно продолжать очень долго. И, конечно, надо было бы и там как-то обозначить место захоронения. Но где оно находится конкретно? Это я пытался узнать у старожилов села Пологрудово в 2004, 2006 годах, но моя затея не увенчалась успехом.
Неожиданно для меня этот вопрос разрешился без моего участия. В начале 2016 года в газете «Тарское Прииртышье» появилась статья журналиста Сергея Александровича Алферова «Наше темное прошлое», где отмечалось, что предприниматель села Пологрудово Владимир Иванович Хомченко на территории своей пилорамы на берегу Иртыша обнаружил много человеческих костей, зарытых на полуметровой глубине. Чьи это останки, стало известно благодаря активному участию жительницы села Пологрудово Раисы Михайловны Варп. Она узнала от Любови Алексеевны Кропотовой, ранее проживавшей в Тарском районе и в городе Таре, что ее тети Прасковья Семеновна и Елизавета Семеновна Халтурины, проживавшие в 30-годы в селе Пологрудово, помнят, как в 1933 году весной с баржи высадили черкесов, и они некоторое время жили в шалашах и землянках прямо у Иртыша. Больные, голодные люди ходили и просили подаяния, умирали под заборами. Оставшихся в живых черкесов увезли дальше в тайгу за Имшегал.
Рассказ двух сестер Прасковьи и Елизаветы точно соответствует действительности.
В статье С. Алферова «Наше темное прошлое» отмечается, что во время переселения одна семья оставила Халтуриным большой сундук и по возвращении из ссылки, увидев свое имущество нетронутым, в знак благодарности подарила им икону, которая хранится у Халтуриных по сей день. К сожалению, Халтурины не помнят дату, когда эта семья возвратилась из ссылки.
Публикация С. Алферова меня очень заинтересовала, и, несмотря на ухудшение моего здоровья, особенно зрения, мне захотелось принять какое-нибудь участие в благоустройстве территории захоронения моих земляков и установлении там памятного знака. Для этой цели я стал показывать эту статью потомкам переселенцев 1933 г. в Омскую область. На мой призыв с большим желанием откликнулся депутат Народного Собрания (Парламента) КЧР Исмель Абдул-Газизович Биджев, семья которого тоже была выслана. С Биджевым мы обсудили план действия по благоустройству и обозначению памятным знаком территории захоронения наших земляков. К сожалению, из-за большой загруженности в связи с предстоящими 18 сентября выборами поехать в Сибирь он не смог. И в Тарский район, получив финансовую поддержку от депутата, я поехал один с заданием – точно определить место захоронения наших земляков и договориться с руководством района и села Пологрудово о возможности его ограждения и установления памятника на территории захоронения.
Дальние поездки для меня из-за пошатнувшегося здоровья обременительны, но отказаться от этого благородного дела я не мог. Кроме того, я очень надеялся на помощь моих друзей и знакомых, проживающих в г. Омске и Таре, в гостеприимстве которых я ничуть не сомневался. И действительно, мой земляк Насып Забитович Афаунов, живущий в г. Омске, семья Владимира Максимовича Шаповалова, Павел Юрьевич Исаев и его жена из г. Тары оказали мне неоценимую помощь в решении стоящих передо мной задач. Так, бывший глава Тарского района, ныне председатель правления благотворительного фонда «Сибирская глубинка» памяти М. А. Ульянова П. Исаев, с которым я поддерживаю дружеские связи с 2004 года, сразу после моего приезда 19 августа в г. Тару организовал мне встречу с руководителем района Евгением Николаевичем Лысаковым и его помощниками, на которой было решено: вместе с заместителем руководителя района Владимиром Ильичом Жилиным, Павлом Юрьевичем Исаевым я поеду в Пологрудово для согласования с главой села Иваном Николаевичем Курсевичем поднятого вопроса по существу.
23 августа мы приехали в Пологрудово, где нас встретили энтузиасты села Раиса Варп, Валентин Александров и Владимир Хомченко, которые показали нам территорию захоронения жертв репрессий и поклонный крест, установленный там же Владимиром Ивановичем Хомченко. В кабинете главы села И. Курсевича был обсужден и положительно решен вопрос об определении границ места захоронения жертв репрессий и о невозможности хозяйственного использования этого места.
Исполнив успешно свою основную миссию, я счел возможным встретиться с Любовью Алексеевной Кропотовой и ее тетей Прасковьей Семеновной Халтуриной, которые живут в г. Омске и у которых хранится уже упомянутая нами икона, подаренная переселенцами.
Для этого я на день раньше выехал в г. Омск. 27 августа меня и сопровождавшего меня земляка Н. Афаунова радушно приняли Любовь Алексеевна Кропотова и Прасковья Семеновна Халтурина. Состоялась задушевная беседа за празднично накрытым столом с обильным угощением. Прасковья Семеновна, которой в настоящее время более 90 лет, делясь с нами воспоминаниями о прошлом, рассказывала и о горькой судьбе репрессированных, прибывших в Пологрудово в 33-м. Показала она нам и подаренную семье икону. Сейчас она закреплена на почетном месте в комнате, где живет Прасковья Семеновна. Я сфотографировал эту икону, и теперь мне очень хочется узнать, кто же подарил ее Халтуриным, найти хоть какой-то след той некогда репрессированной семьи.

Г. АРГУНОВ.
а. Зеюко, Хабезский район.

P.S. Когда эта статья была готова к публикации, в редакцию нашей газеты пришло письмо из г. Тара Омской области от В. Русиновой. В нем также рассказывается о горькой участи жителей ЧАО, репрессированных и высланных с родины в 1933 г. И автор восхищается мужеством людей, которые даже в нечеловеческих условиях, пройдя через страшные испытания («не было ни одной семьи спецпереселенцев, которая бы не похоронила в сибирской земле своих близких»), не потеряли своего человеческого достоинства, а в годы Великой Отечественной добровольно встали на защиту Родины. В. Русинова приводит большой список тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной: Хазир Сальманович Аргунов, Назир Сальманович Аргунов, Джумаль Сальманович Аргунов, Шамсудин Хаджи-Умарович Думанишев, Муса Кемсетович Казаноков, Берд Муталибович Кмузов, Тату Сагидович Гутякулов, Хамзат Мусович Кошев, Анварбий Аслан-Гериевич Лахов, Умар Сагидович Молов, Мухамед Хамидович Жанов, Умар Давлет-Гериевич Тлянчев, Шахамбий Эльмурзович Цекисов, Хангери Юсуфович Шебзухов, Джамбек-Гери Мурзабекович Заубидов… И, к сожалению, не всем из них суждено было вернуться домой. Так, например, Ш. Цекисов погиб 24 июня 1944 г., освобождая Польшу…
А далее В. Русинова рассказывает о Галиме Аргунове, который очень много сделал для увековечения памяти своих земляков, нашедших свой последний приют на земле сибирской. «Мы, сибиряки, – пишет Русинова, – породнились с народом Карачаево-Черкесии благодаря неутомимому названому брату Галиму Аргунову, которого жители нашего района встречают с распахнутой душой. У него две родины – КЧР, где родился и живет сейчас, и Сибирь, где вырос. Как много Галим Алиевич делает для укрепления взаимопонимания между представителями разных национальностей, для воспитания молодежи в духе уважения к истории и духовной культуре своего народа! Он поставил в далекой сибирской тайге, в глубинке, обелиск в память о своих предках – жертвах произвола и насилия 30-х годов. Он написал книгу «Сломанное детство», где очень честно описано то, что пережили люди, подвергшиеся репрессиям». «Пятнадцатого декабря, – пишет автор, – Галиму Алиевичу исполнится 85 лет. И мы от всей души поздравляем его с этим юбилеем, желаем много счастья и здоровья, пусть молодость всегда в душе живет!.. Галим Алиевич для нас живой пример того, как человек в любых, даже самых экстремальных, условиях остается человеком с большой буквы».

Поделиться
в соцсетях