Фотография

15 ноября в 06:55
2 просмотра

В нашей новой рубрике «Мастер-класс» мы будем рассказывать о тонкостях мастерства. Открывает рубрику Владимир Романенко, автор 6-ти фотоальбомов многочисленных публикаций в отечественных фотожурналах и газетах, иностранной прессе. Свои фотоработы он представлял на выставках в Ставрополе, Черкесске, Невинномысске, в США (Бостон, Плимут, Роденбуш, Национальная Галерея в Вашингтоне).
1. Начало пути
Сегодня, пожалуй, нет смысла объяснять никому, что такое фотография. Самые различные фотоаппараты существуют сейчас: совсем маленькие и вполне солидного размера, вмонтированные в телефоны, в компьютеры и даже в детские игрушки. И всё же немногие из тех, кто ими пользуется, хорошо понимают, как происходит этот удивительный процесс – получение цветного изображения на экране.
…Однажды я делал фотоснимки замысловатого цветка неподалёку от дома, но использовал для этого не цифровой фотоаппарат, а плёночный «Зенит-5».

В нашей новой рубрике «Мастер-класс» мы будем рассказывать о тонкостях мастерства. Открывает рубрику Владимир Романенко, автор 6-ти фотоальбомов многочисленных публикаций в отечественных фотожурналах и газетах, иностранной прессе. Свои фотоработы он представлял на выставках в Ставрополе, Черкесске, Невинномысске, в США (Бостон, Плимут, Роденбуш, Национальная Галерея в Вашингтоне).

1. Начало пути
Сегодня, пожалуй, нет смысла объяснять никому, что такое фотография. Самые различные фотоаппараты существуют сейчас: совсем маленькие и вполне солидного размера, вмонтированные в телефоны, в компьютеры и даже в детские игрушки. И всё же немногие из тех, кто ими пользуется, хорошо понимают, как происходит этот удивительный процесс – получение цветного изображения на экране.
…Однажды я делал фотоснимки замысловатого цветка неподалёку от дома, но использовал для этого не цифровой фотоаппарат, а плёночный «Зенит-5». Эта фотокамера оснащалась великолепным фотообъективом, который позволял прорабатывать на фото мельчайшие детали и обладал изумительной передачей цвета. Ко мне подошли двое ребят-школьников. «Вот это гаджет! – удивлённо воскликнул один из них. – Скажите, а сколько в нём мегапикселей?» Мои попытки объяснить им, что этот аппарат снимает на фотоплёнку, что никаких мегапикселей в нём нет, а для того чтобы увидеть результат съёмки, плёнку необходимо подвергнуть специальной обработке (проявке), вызвали неподдельное удивление. Как оказалось, эти ребята были уверены, что история фотографии началась с появления цифровой фотокамеры, а до её изобретения фотографии, как таковой, не существовало…
Конечно, те, кто постарше, знают, что это не так, что старые чёрно-белые снимки из семейных фотоальбомов были сняты именно на светочувствительную фотоплёнку, и не цифровыми, а механическими фотоаппаратами. Эта, традиционная, фотография давала возможность получать и черно-белые, и цветные снимки очень хорошего качества, но процесс совершенствования её методов был достаточно долгим.
Развитие науки и техники позволило ещё в первой половине 19-го века изобрести приборы и материалы, позволявшие получать первые, пока примитивные изображения. В качестве фотокамеры применялась так называется камера-обскура – затемнённый ящик с отверстием в одной из стенок. Свет проходил через это отверстие, и на противоположной стенке камеры строилось изображение предмета, находившегося перед этим отверстием. Фотографы закрепляли на этой стенке светочувствительную пластинку. Изображение получалось негативным, и его обращали в позитив с помощью кистей и красок. Что касается фотоматериалов, то использовался асфальтовый лак, нанесённый на стекло, но он обладал крайне низкой светочувствительностью, и для получения снимка (например, портрета) требовалась экспозиция более часа даже при солнечном освещении. Мало кто мог выдержать такую процедуру.
Изобретение фотографии приписывают к 1826 году. Именно тогда был сделан самый ранний сохранившийся снимок, изготовленный одним из изобретателей фотографии Жозефом Ньепсом. А в 1827 году Ж. Ньепс вместе с Жаком Дагерром впервые использовали для получения изображений посеребрённые медные пластинки. Снимки стали получаться более качественными, а время экспозиции заметно сократилось.
В то же время такие фото были крайне трудоёмкими и стоили исключительно дорого.
Сам же термин «фотография» был впервые использован астрономами Иоганном фон Медлером (Германия) и Джоном Гершелем (Великобритания).
В ХХ веке фототехника и фотохимия развивались стремительно. Если в начале века основными носителями изображения были стеклянные фотопластинки, то появление компактных рулонных фотоплёнок стало настоящей революцией. При этом их чувствительность возросла в сотни раз, из-за чего фотография стала моментальной. В свою очередь, моментальная плёночная фотография породила кино, без которого немыслима современная культура. И наконец, фотография стала цветной, она прочно заняла важное место в астрономии, геодезии, криминалистике и других науках, а её подлинным триумфом стала съёмка обратной стороны Луны советской космической научной станцией «Луна-3» в 1959 г. И всё же самым большим неудобством традиционной плёночной фотографии была необходимость химической обработки фотоплёнки (а затем – и бумажных отпечатков) для получения отснятых изображений. Кроме того, для хорошего качества снимков требовалось точно устанавливать параметры съёмки – время экспозиции и величину диафрагмы объектива. Всё это требовало знаний и опыта, которыми обладали далеко не все. Добавьте к этому нестабильность качества фотоматериалов, фотохимикатов, и вы получите немалый набор причин, по которым фотография хотя и считалась массовым увлечением, но по существу была доступна далеко не каждому.
Всё коренным образом изменилось с появлением цифровой фотокамеры. Об этом мы расскажем в следующий раз.

В. РОМАНЕНКО.

Поделиться
в соцсетях