Он лиру посвятил народу своему

13 декабря в 06:22
5 просмотров

В гимназии №13 г. Черкесска завершилась декада русского языка и литературы, посвященная 195-й годовщине со дня рождения великого поэта Николая Алексеевича Некрасова. Мероприятие завершилось вечером его памяти.
Прошедшая в школе декада русского языка и литературы стала поводом для углубленного изучения творчества русского поэта. Библиотечная полка, на которой стояли его книги, вмиг опустела. Открытые уроки превратились в путешествия в литературный мир XIX века, конкурсные внеклассные мероприятия – в выявление талантов, а все вместе – в гимн человеку, посвятившему всего себя служению простому народу.

В гимназии №13 г. Черкесска завершилась декада русского языка и литературы, посвященная 195-й годовщине со дня рождения великого поэта Николая Алексеевича Некрасова. Мероприятие завершилось вечером его памяти.
Прошедшая в школе декада русского языка и литературы стала поводом для углубленного изучения творчества русского поэта. Библиотечная полка, на которой стояли его книги, вмиг опустела. Открытые уроки превратились в путешествия в литературный мир XIX века, конкурсные внеклассные мероприятия – в выявление талантов, а все вместе – в гимн человеку, посвятившему всего себя служению простому народу.
Победителей в десятидневном литературном «марафоне» было немало как среди педагогов, так и среди учащихся. Всех их наградили почетными грамотами, а ведущие рассказали, какую лепту внес каждый из них в пропаганду творчества поэта. Семиклассник Эдик Богомолов, отличившийся в конкурсе чтецов, душевно и трогательно прочитал стихотворение «Застенчивость». Ученицу 9 «б» класса Настю Ливинцову представили как начинающего критика. Ее аналитический взгляд на технику стихосложения поэта удивил даже строгое жюри. «Лично меня увлек лиризм Некрасова. В XIX веке так, как он, не писал никто. Если честно, то и среди современных поэтов я не нашла автора, подобного ему, – сказала она. – В нем сила, нет надрывности, как у Семена Надсона, мне кажется, он писал как думал. Или думал как писал. Впрочем, какая разница, главное, его лирика волнует мою душу, заставляет задумываться о будущем, что хорошего я сделаю после окончания школы…»
Ведущие напомнили, что на основе стихов Некрасова создано 150 вокальных произведений. К творчеству поэта обращались выдающиеся композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский. Сергей Рахманинов сочинил кантату «Весна» на стихотворение «Идёт-гудёт зелёный шум…». Олег Погудин исполнил песню «Коробейники». А вот романс «Тройка» «подали» в своей интерпретации девятиклассницы Виолетта Лихобабова и Вероника Гречкина.
Не каждому взрослому известно, что у Николая Алексеевича Некрасова были и прозаические произведения, чего не скажешь о гимназистах, ознакомившихся с ними на прошедшей декаде. Острота сюжетов так понравилась ученику 6 «б» класса Артему Усову, что, выучив отрывки и выразительно прочитав их, он победил в конкурсе чтецов некрасовской прозы.
Приятно удивило поведение зала: на всем протяжении мероприятия эмоции выражались аплодисментами без ставших привычными свистов и одобрительных возгласов – сказывалось культурное влияние облагораживающей некрасовской поэзии. И  хотя учащимся уже было известно о подвиге жен декабристов Екатерины Трубецкой и Марии Волконской, при чтении поэмы «Русские женщины» они буквально превратились в слух и в глубокой тишине просмотрели эпизод из кинофильма «Звезда пленительного счастья» – безмерная преданность жен декабристов действовала завораживающе.
Затем учащиеся 7 «в» класса разыграли сценку из открытого урока. Это был удачный педагогический ход, гармонично соединивший предыдущие действа с фоновым музыкальным сопровождением, – «Воспоминания о вальсе и гражданская казнь» Исаака Шварца. Игра юных артистов плавно «перетекла» в награждение почетной грамотой учителя русского языка и литературы Натальи Подопригоры.
«Николай Алексеевич Некрасов, – сказала Наталья Андреевна, – сегодня, к сожалению, не на слуху, в основном помнят его строчку из «Элегии» – «Я лиру посвятил народу своему». Думаю, что этого народного защитника, кумира молодежи XIX-XX веков «отодвинул» в сторону нашумевший фильм «Собачье сердце» по одноименному произведению Булгакова, после которого пресса запестрела статьями, где простые люди выставлялись не иначе как Шариковы. Неприглядную роль в невнимании к поэту сыграл и писатель-философ Михаил Эпштейн, автор книги «Великая Совь», с подачи которого жители Советского Союза получили унизительное прозвище «совки». Всего полтора-два десятка лет назад нам давали и другие оскорбительные прозвища. Однако время бросания камней прошло. Наступила пора созидания. Сегодня восстанавливается достоинство нашей страны, нашего народа, отсюда и возрождение величия поэзии Некрасова, радетеля за народное счастье, и огромная ответственность учителей русского языка и литературы – именно такими мероприятиями, как сегодня, мы должны загладить свою вину перед ним».
Творчество Некрасова многообразно. Для подростков, судя по их выступлениям, это стало открытием. Как настоящие следопыты, они «перевернули» за декаду весь Интернет, пока не собрали необходимый материал. Результатом плодотворных поисков стал конкурс «Умники и умницы» на тему «Литература – представительница умственной жизни народа». Он прошел в форме диктанта для старшеклассников. Самой грамотной показала себя одиннадцатиклассница Оля Рябухина.
К дню рождения поэта была подготовлена выставка демонстрационного материала. И здесь тоже награды нашли победителей – творческие коллективы восьмых классов «а» и «в».
Было бы неестественно, если бы дети не обратили внимание на сказки великого поэта. «Генерала Топтыгина», «Бабу Ягу, костяную ногу», «Сказку о царевне Ясносвете» пятиклассники, как говорится, прочитали от корки до корки и по их мотивам нарисовали картинки. Первое место за иллюстрацию неведомого мира жюри присудило пятикласснику Роме Грабовскому.
Главный библиотекарь читального зала 5-9 классов Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеки им. С.П. Никулина Зарема Хубиева, подчеркнув значимость и величие поэтов XIX века, отметила, что в их ряду Николай Некрасов – самый близкий сердцу простых людей, потому что оказался единственным, кто мучительно страдал за народ. «Вот поэтому, – заключила она, – Чернышевский назвал его самым благородным поэтом и человеком».
Но взбудоражило ли сказанное на вечере памяти сердца детей? Чтобы выяснить это, я разговорилась с группой старшеклассников. Ответы, записанные мною, были даны (особо отмечаю) навскидку, без подготовки. Цитирую.
– Ну как, ребята, отсидим мероприятие и уйдем довольные, что наконец оно позади?
– Что вы! Слышали, как мы смеялись, когда Родя Счанян, Джамал Джанкезов, Игорь Кнышев и другие пацаны играли в водевиле Некрасова «Великодушный поступок»? А знаете почему? Потому что и сейчас такие ситуации нередки. И песни слушали с удовольствием. Нашим девчонкам давно пора выступать в городском хоре.
– А я обратил внимание на другое совпадение. Если «наложить» беспредельщину 90-х годов, о которой рассказывал мой папа, на ситуацию в России после отмены крепостного права, обрисованную в стихах Некрасова, получится один к одному. Можно запросто заменить XIX век концом XX-го, никто не заметит, настолько был одинаковым криминал – увозились за границу миллионы, обогащались на пьянстве народа, профессора превращались в биржевых спекулянтов…     
– Тяжело воспринимаются стихи Некрасова?
– Нет, например, в серьезном стихотворении «Пророк» все ясно как Божий день. Чернышевского «послал бог гнева и печали рабам земли напомнить о Христе».
– А мне кажется, непонятные места не страшны, они заставляют размышлять, что хотел сказать поэт. Для меня пока непостижима его просьба «Уведи меня в стан погибающих за великое дело любви!». Надеюсь, рано или поздно расшифровать ее.
– Можно утверждать, что поэзия Некрасова современна? Или это просто игра слов?
– Можно. Он был настоящим патриотом. Смысл этого понятия возродился в юбилейный год Победы. Скоро мы пойдем в армию, честно отслужим свое и будем делать все, чтобы наша страна стала самой уважаемой мировой державой, такой, о которой мечтал Некрасов.
– Нужно заучивать его стихи наизусть?
– Кому как нравится. Главное, их надо почаще читать и запоминать содержание, ведь это человековедение.
– Что сказал своей супруге консерватор Достоевский после похорон революционного демократа Некрасова, которого никогда не считал своим другом? «Похорони меня на том же кладбище. Я не хочу заснуть последним сном на Волковом, рядом с другими русскими писателями… Я хочу лежать рядом с Некрасовым».
Как после такого диалога не согласиться с мнением педагога Натальи Андреевны Подопригоры: «Поэт богат своим наследством. Оно не только в количестве стихов, но, что важнее, во влиянии его на молодое поколение».
На вечере не говорилось о том, каким был человеком Николай Алексеевич. И это педагогически правильно. Детским душам нелегко было бы разобраться в перипетиях его судьбы и в ошибочных поступках, о которых он сам нередко сожалел. Подростки должны ценить Некрасова как поэта-гражданина в прошлом и настоящем времени, ставящего перед ними актуальные вопросы борьбы с социальным злом. Как Учителя правды, приподнимающего завесу над подлинной историей царской России с реальными несчастьями простых людей, которым жилось очень тяжело.
Лет двадцать назад, когда затаптывались честность и духовность, призыв «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…» воспринимался ровесниками нынешних гимназистов с сарказмом. Сейчас, когда приоритеты нашей страны в корне изменились, похоже, он становится понятным.
В этом ракурсе педколлектив гимназии №13 со своей задачей справился.
Именно это отметила директор гимназии Радина Цекова, подводя итог литературной встречи. «Очень волнуюсь, – призналась Радина Робинзоновна, расчувствовавшись, – давно, лет десять, не присутствовала на таком трогательном мероприятии. Спасибо за старание, вы молодцы, особенно чтецы, певцы и актеры. Вы – будущее нашей страны, я рада, что поэзия Некрасова одухотворяет вас, рада, что к этому вечеру вы с удовольствием готовились вместе с учителями русского языка и литературы – Ритой Рашидовной Хапаевой, Галиной Борисовной Тлимаховой, Еленой Викторовной Ольховской, Фаризат Заудиновной Хабекировой, Еленой Викторовной Скорых, Ириной Юрьевной Похилой и Татьяной Алексеевной Михайловой. Никого не пропустила, все старались от души».

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях