Романтик с гитарой… без звонка на перемену
После неожиданных скоропалительных морозов потеплело, и воздух наполнился умиротворенностью и бархатной негой. В такую погоду тянет в парк или близлежащий лес, чтобы поддержать настроение под стать погоде. И это мимолетное, ни к чему не обязывающее желание в тот субботний день сбылось неожиданным образом. Правда, наполовину. Панорамой зимнего леса, совсем близко подступающего к Каменномостской школе, я имела удовольствие любоваться из просторных окон кабинета ОБЖ, одновременно слушая песни под гитару «человека-оркестра», преподавателя дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», учителя музыки и, наконец, руководителя известного в республике туристского объединения «Эдельвейс» Алика Караева.
После неожиданных скоропалительных морозов потеплело, и воздух наполнился умиротворенностью и бархатной негой. В такую погоду тянет в парк или близлежащий лес, чтобы поддержать настроение под стать погоде. И это мимолетное, ни к чему не обязывающее желание в тот субботний день сбылось неожиданным образом. Правда, наполовину. Панорамой зимнего леса, совсем близко подступающего к Каменномостской школе, я имела удовольствие любоваться из просторных окон кабинета ОБЖ, одновременно слушая песни под гитару «человека-оркестра», преподавателя дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», учителя музыки и, наконец, руководителя известного в республике туристского объединения «Эдельвейс» Алика Караева. Поскольку занятия уже закончились, в кабинет никто не заглядывал. Слушая перебор гитарных струн и известные туристские песни, без которых невозможен и немыслим ни один полноценный поход, я «прокручивала» вехи жизни моего визави…
Алика Сейпуловича я знаю с незапамятных времен, потому как не раз встречалась с ним на многочисленных мероприятиях с участием Каменномостской школы. Он к тому же является художественным руководителем школьной самодеятельности, автором оригинальных сценариев. Самое главное, Караев – центр притяжения в школе, дети его обожают и уважают, его слово для них закон, потому что они – сплоченная команда.
…Алик Караев с детства любил музыку и после окончания Верхнекаменномостской начальной школы (была такая здесь в 60-е годы) сразу «перепрыгнул» в городскую, чтобы поступить в «музыкалку», благо бабушка его жила в Карачаевске. Тогда ведь полагалось сначала отучиться в восьмилетке Нижнего Каменномоста, а потом уже шагать в город «на законных основаниях»… Поступив в класс народных инструментов к талантливому преподавателю Александру Ячменцеву, он освоил игру на баяне. Пришло время, и Алик подаёт документы для поступления в Черкесское музучилище, но во время вступительных экзаменов игрой на инструменте он никого не впечатлил.
«У Александра Николаевича Ячменцева по определению не было плохих учеников, – вспоминает А. Караев. – Или я тогда переволновался на экзамене, или виной тому были впервые увиденные… туфли на огромной платформе одной из преподавательниц, на которые я отвлёкся, сбиваясь с нот. Словом, экзамен я провалил. Но тут в мою судьбу вмешался незабвенный Аслан Дауров, директор училища. Он посоветовал мне поступать на отделение культпросветработы. Не знаю, как сейчас, но в моё время это отделение музучилища выпускало работников культуры широкого профиля. Я лично освоил игру на всех народных инструментах, научился руководить агитбригадой, нас даже учили профессионально владеть плакатным пером. В те времена это было ценным ремеслом и, если откровенно, прекрасной «халтурой» для дополнительного заработка. Плакатным пером на красном кумаче писали лозунги, призывы и здравицы, которые были так востребованы перед праздниками совхозами и заводами, санаториями и молочно-товарными фермами. Правда, лозунги со стен МТФ частенько уносил ветер, и они потом реяли на какой-нибудь дикой скале, вызывая недоумение туристов»…
Эх, жизнь, и то советское «далёко», не подвластное забвению старших и не понятное нынешней молодёжи… Но есть та бесспорная и мощная скрепа, что объединяет дедов и внуков, и связь эта становится крепче, когда звучит песня, волнующая все сердца.
– Алик, спойте «Баксанскую» – она ведь объединяет и фронтовиков, и туристов с альпинистами, но исполняться должна только в горах, – прошу я Караева. – А горы – вот они, за окном, так что картина налицо.
Он трогает струны гитары, и его мягкий баритон вдруг обретает жёсткие, суровые интонации:
Помнишь, товарищ, белые снега?
Стройный лес Баксана, блиндажи врага…
Помнишь гранату и записку в ней
На скалистом гребне для грядущих дней?
Каждый раз до исполнения этой песни у походного ли костра, на турслёте ли в Архызе или во время экскурсии с учащимися по Учкуланскому ущелью Алик Сейпулович обязательно расскажет юным туристам об истории создания этой песни. Бывалые туристы объединения «Эдельвейс» с ней хорошо знакомы, но ради новичков они готовы слушать рассказ снова, чтобы представить себе, какой ценой защищали от врага Кавказские перевалы наши солдаты – без надлежащего снаряжения и палаток – против хорошо экипированных и оснащенных для войны егерей дивизии «Эдельвейс». Авторами «Баксанской» были бойцы-альпинисты 897-го горнострелкового отряда 242-й стрелковой дивизии лейтенанты Коротаева, Грязнов и Персиянинов:
Помнишь, товарищ, вой ночной пурги,
Помнишь, как кричали нам в лицо враги,
Помнишь, как ответил рёвом автомат,
Помнишь, как вернулись мы с тобой в отряд…
– Как возникло туристское объединение «Эдельвейс» и почему это название вы выбрали для своего детища?
– После окончания Черкесского музучилища и службы в армии я пришел работать в районную детскую музыкальную школу, затем – в Дом детского творчества. В Каменномостской школе я работаю с 1987 года. Туробъединение «Эдельвейс» появилось в 2001-м. Сюда входят учащиеся и учителя нашей и других школ Карачаевского района. В первый же год на республиканском слёте вместе с учащимися Хурзукской школы мы заняли первое место. За эти 15 лет (в этом году у нас случился такой маленький юбилей) мы в основном удерживаем пальму первенства на всех соревнованиях по туризму, куда входят ориентирование на местности, техника пешеходного туризма, вязание узлов, «визитная карточка», конкурс туристской песни. В команде ребята выкладываются по полной программе. К примеру, пятиклассница Альбина Гатаева в 2014 году удивила многих, в том числе судейский состав, когда на Зеленом острове в Черкесске проходили Всероссийские соревнования по спортивному ориентированию «Российский азимут». По условиям соревнований необходимо было обнаружить контрольные пункты, отмеченные флажками. С задачей Альбина справилась раньше всех, и когда подбежала к судейской коллегии, ей сказали: «Иди, девочка, в следующий раз справишься с заданием». Но когда она представила судьям свой электронный микрочип, который зафиксировал все места контрольных пунктов, им осталось только её поздравить… А название «Эдельвейс» наше туробъединение получило и в честь горного цветка, и как бы в противовес фашистской группировке, которая пыталась захватить наши перевалы. И совершая походы по местам боевой славы защитников Отечества, собирая цветы для возложения к скромным обелискам в горах, мы с ребятами реально прикасаемся к подвигу дедов.
…Не счесть походов, совершенных членами «Эдельвейса» и к легендарному Наурскому перевалу. И хотя маршрут этот довольно сложный, ребята считают делом чести побывать здесь, однажды и навсегда потрясенные «подвигом молчания».
…Наши солдаты должны были пройти трудный путь через перевал, чтобы не дать противнику просочиться на южные склоны Большого Кавказского хребта и ударить в спину советским войскам. Тёмной ночью почти без снаряжения они шли по скользким горным тропам, то и дело натыкаясь на препятствия. И бойцы договорились: если кто-то сорвется со скалы, падать молча, чтобы не выдать врагу боевых товарищей. Какое сердце не замрёт, представляя эту леденящую душу картину? И бойцы сохранили этот обет молчания. Юноши, ещё недостаточно закалённые войной и жизнью, нашли в себе силы стать выше человеческого инстинкта самозащиты. Когда задание было выполнено, отряд не досчитался нескольких бойцов…
И снова звучит гитара Алика Караева:
Мне не забыть ту долину,
Холмик из серых камней.
И ледоруб в середину
Воткнут руками друзей…
– Знаете, когда говорят про горы, что они – мудрые стражи, это не громкие слова, – он откладывает гитару в сторону. – В горах человек как бы прозревает – и глазами, и душой. Он зорче видит мир, и в нём просыпаются самые лучшие качества, которые дремали, и им, может быть, не суждено было проявиться до определенного момента. И я спокоен за тех ребят, которые прошли испытания «Эдельвейсом», – они непременно найдут в жизни правильную дорогу.
Странное дело, во время нашей беседы мы ни разу не употребили термин «военно-патриотическое воспитание». Хотя вся деятельность этого педагога напрямую с этим связана, причём без звонка на перемену. Ведь многие турслёты, походы, соревнования по ОБЖ совместно с МЧС, ОСВОД, ДОСААФ проводятся во внеучебное и каникулярное время. И добавить тут нечего. Но, уходя, я кинула взгляд на убранство учебного кабинета. На фоне стендов и плакатов с бронетанковой техникой, противовоздушными средствами, боевыми самолётами и вертолётами я увидела на полке… два баяна, и, похоже, это было их постоянное место… А разве истинный учитель в России не брал всегда на себя больше, чем ему положено, отдавая себя призванию и долгу воспитать хорошего человека?
Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: Руководитель туробъединения «Эдельвейс» Алик КАРАЕВ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет