В Париже

29 декабря в 08:47
5 просмотров

Любовь к книге, дух этой объединяющей любви собрал людей разных стран и народов, в том числе нас – четырёх представителей карачаевского народа, на XXV Международный книжный салон, проходивший в Париже в 2005 году.
Россия на Парижском книжном салоне была почетным гостем. Поэтому на форуме были многие известные российские писатели, мастера художественного слова Василий Аксенов, Андрей Битов, Андрей Вознесенский и другие.
Литературу малочисленных народов страны представляли мы – ученый Кази Алиев, полиграфист Борис Коркмазов, астрофизик Руслан Узденов и я, ваш скромный слуга.

Любовь к книге, дух этой объединяющей любви собрал людей разных стран и народов, в том числе нас – четырёх представителей карачаевского народа, на XXV Международный книжный салон, проходивший в Париже в 2005 году.
Россия на Парижском книжном салоне была почетным гостем. Поэтому на форуме были многие известные российские писатели, мастера художественного слова Василий Аксенов, Андрей Битов, Андрей Вознесенский и другие.
Литературу малочисленных народов страны представляли мы – ученый Кази Алиев, полиграфист Борис Коркмазов, астрофизик Руслан Узденов и я, ваш скромный слуга. В российском секторе выставки нами был оформлен стеллаж карачаево-балкарской литературы. Мы постарались привезти на выставку все книги карачаевских и балкарских авторов, изданные с 1957 года. И это не осталось не замеченным посетителями. Удивлением и откровением для многих гостей нашей экспозиции стало то, что в России созданы условия для сохранения языка и культуры небольших народов, свидетельством чему были представленные книги и мы – авторы, пишущие на родном карачаевском языке. Существование в России самобытных, не растворившихся в стремительно глобализирующемся социуме культур поразило французского ученого и переводчика Хантала Гонсалеса, который отметил, что участие в международном салоне «наглядно демонстрирует громадную любовь к своему народу, невероятную волю к жизни и героическое сопротивление общему смешению человечества!». Ему вторил историк и драматург Келне Лагранж, который сравнил карачаевский народ с травой, пробивающейся сквозь камень.
Разумеется, столь высокие слова наполняли радостью наши сердца, гордостью за нашу большую и малую Родину. В душах возникло невольное чувство личной сопричастности своему прошлому и настоящему. В благодарность все привезенные книги мы передали в дар Парижской национальной библиотеке.
Мы приехали в далёкий Париж, считая, что если увидим высшие образцы достижений человеческого духа и по мере сил освоим их, то затем посеем эти семена Блага и Добра по своей земле, в сознании земляков. И должен сказать, в Париже того, чем можно восхищаться, чему можно учиться, оказалось намного больше, чем я ожидал.
Париж! Ты с давних времён вбираешь в себя ручейки древних культур, они сливаются в могучие реки, из которых в подлинной красоте возникаешь ты – Океан цивилизации.
Верно ли утверждение «Париж – столица мира»? Ответить на этот вопрос мимоходом трудно, невозможно. Но недаром говорят: чтобы понять вкус моря, необязательно выпить его до дна. Чтобы понять «вкус» Парижа, не нужно заходить во все дома, разговаривать там со всеми жильцами. На узких улочках французской столицы не услышишь разговоров на повышенных тонах. Здесь не увидишь людей с озлобленными лицами. Вероятно, уверенность в завтрашнем дне придаёт этим людям особое радушие. Невысокие (по нью-йоркским меркам) серые дома по обеим сторонам улицы кажутся одушевлёнными, удивительными созданиями, наделёнными сознанием. Хочется остановиться у каждого строения и скульптуры и поговорить о вечности. Как тело и душа нашли себя в системе природы, так, видимо, архитекторы и скульпторы нашли друг друга в Париже. Останавливаюсь почти у каждого исторически известного здания и сооружения, по возможности стараюсь проникнуть внутрь.
С Эйфелевой башни, посылая свой восторг к достопримечательностям Парижа, я говорю: «МашаАллах!»
Предвечерняя светлая грусть заполняет моё сознание. Иду по Парижу, мурлыча прилетевший откуда-то пропитанный ностальгией мотив марша «Тоска по Родине», переходящий в зажигательную горскую мелодию и на ходу подобранные рифмы…
      «…Предки здесь по воле Божьей,
      Став землей, навеки спят.
      Долг сынов – чтоб не тревожил
      Их покоя супостат.

      Жить в России – наша доля,
      Дедов и отцов наказ.
      Не пойдем мы против воли
      Тех, кто породили нас.

      Чтобы  нам  хватило  силы,
      Коль  пробьёт  напасти  час,
      Будем  мы  хранить  Россию,
      Чтоб  она  хранила  нас!»

А. УЗДЕНОВ.

Поделиться
в соцсетях