«Серебряный старик»

18 января в 08:01
31 просмотр

В январе этого года исполняется 175 лет со дня рождения Льва Григорьевича Лопатинского. Педагог, лингвист, этнограф, фольклорист, он вошел в историю как яркий представитель замечательной плеяды русских ученых-кавказоведов второй половины 19 века.
Он родился 6 (18) января 1942 г. на Украине. Окончив в 1864 году Львовский университет, стал преподавателем классических языков. В 1877-м с Украины был переведен в Казанский учебный округ, затем – в Уфу. Профессионал, эрудит, полиглот (он знал греческий, польский, немецкий, латинский), в августе 81-го Лопатинский стал директором Троицкой гимназии Казанского учебного округа.

В январе этого года исполняется 175 лет со дня рождения Льва Григорьевича Лопатинского. Педагог, лингвист, этнограф, фольклорист, он вошел в историю как яркий представитель замечательной плеяды русских ученых-кавказоведов второй половины 19 века.
Он родился 6 (18) января 1942 г. на Украине. Окончив в 1864 году Львовский университет, стал преподавателем классических языков. В 1877-м с Украины был переведен в Казанский учебный округ, затем – в Уфу. Профессионал, эрудит, полиглот (он знал греческий, польский, немецкий, латинский), в августе 81-го Лопатинский стал директором Троицкой гимназии Казанского учебного округа.
На сайте средней школы № 1 имени М. Ю. Лермонтова в г. Пятигорске в разделе «История» даны сведения о том, кто и когда руководил этим старейшим на Кавминводах учебным заведением. Так вот есть в этом списке и имя Льва Григорьевича Лопатинского, который возглавлял тогда Пятигорскую классическую прогимназию с 1883 по 1889 г.
Да-да, именно в 83-м Лопатинский переехал жить на Кавказ, хотя наведывался в наши края и ранее и полюбил их всей душой. И здесь он проработает более тридцати лет. В январе 1889 года он получит должность окружного инспектора Кавказского учебного округа и будет активно заниматься проблемами обучения и воспитания горцев, сбором фольклора, станет редактором «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа». Он будет избран действительным членом Кавказского отдела Императорского русского  географического общества и редакционного комитета, действительным членом Общества ценителей русского исторического просвещения, а в 1906 году – попечителем Кавказского учебного округа…
Трудно переоценить вклад этого человека в развитие просвещения на Северном Кавказе. Л. Лопатинский считал, что обучение горцев должно вестись на родном языке, что образование должно быть доступным. Именно поэтому он стал автором словарей и грамматик нескольких горских языков, в том числе «Кабардинской грамматики», «Русско-кабардинского словаря», включающего свыше 7 тыс. кабардинских лексических единиц, по сути встав у истоков развития адыгской филологии, принимал активное участие в составлении программ обучения горским языкам, в том числе и адыгскому, способствовал созданию письменности, открытию горских школ. Как пишет в своей работе «Научно-просветительская деятельность российских учёных – членов Кавказского отдела Императорского русского географического общества» ученая Татьяна Бекоева, с помощью его публикаций горцы смогли получить начальное образование в светских школах, научились читать и подбирать необходимые им книги по сельскому хозяйству, медицине, различным ремеслам. Они читали сказки, созданные не только родным, но и другими народами, могли сравнивать и понимать их…
Заботясь о сохранении устного народного творчества, в качестве редактора «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» (сборник издавался в Тифлисе по инициативе Управления Кавказского учебного округа с 1881 по 1915 г., всего вышло 44 выпуска) в своих примечаниях и статьях к нему Лев Григорьевич призывал учителей и всю интеллигенцию записывать народные обряды и сказки, рекомендовал школьным работникам вовлекать воспитанников в изучение быта народа, чтобы привить молодежи любовь к своему краю. Ученый изучал адыгский фольклор (и результатом его филологической деятельности и сотрудничества с горскими просветителями стала публикация самой полной коллекции адыгских сказаний о нартах на кабардинском и русском языках),  кумыкские песни, он оставил заметки об айсорских, курдских, армяно-татских и других фольклорных текстах…
Нужно отметить, что большое влияние Лев Григорьевич оказал на горских просветителей. К примеру, он был знаком с известными адыгскими просветителями П. Тамбиевым, Т. Кашежевым, С. Клишбиевым, И. Саровым, Е. Ногмовым (сыном Ш. Ногмова). И не просто знаком. Как пишет в своей работе «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л. Г. Лопатинского, Т. П. Кашежева и П. И. Тамбиева на Северном Кавказе: конец XIX – первая четверть XX веков» кандидат педагогических наук Лидия Кусова, с П. Тамбиевым у Лопатинского сложилось настоящее творческое содружество. Русский учёный оказывал горскому просветителю значительную помощь, печатал собранные и обработанные им фольклорные материалы в «Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа». Он же написал предисловие к книге П. Тамбиева «Кабардинская азбука» – уникальному учебнику, по которому юные горцы изучали родной язык в светских начальных школах. В свою очередь, П. Тамбиев помогал русскому учёному в процессе его работы над составлением азбуки и грамматики кабардинского языка…
В 1917-м Лопатинский, которому, кстати, Лейпцигский университет присудил ученую степень доктора филологии,  стал профессором Закавказского университета (Тифлис), где читал курс по истории греческой и византийской литератур. Год спустя он переезжает на работу в Бакинский университет на кафедру классической филологии. При этом, несмотря на преклонный возраст, продолжает заниматься научной деятельностью. Выходят в свет его «Лекции по кавказоведению». Красноречиво говорят сами за себя названия научных работ ученого, которые печатаются в 1921 г. в «Известиях Бакинского университета», – «Кабардинское сказание “Красавица Елена и богатырь-женщина” по сравнению с эпосом Гомера, песнями Троянского цикла и сказаниями других народов», «Мстислав Тмутараканский и Редеда по сказаниям черкесов». Лев Григорьевич по-прежнему оставался в волшебном «плену» адыгского фольклора…
Его не стало в августе 1922-го. И дневники советского филолога, автора трудов по истории античной и русской литературы, сравнительному литературоведению и т. д. Моисея Альтмана, который в то время учился в Бакинском университете, донесли до нас трогательную запись от 24 августа: «Умер Лев Григорьевич Лопатинский. Светлое царствие ему небесное! Лет 15 тому назад, когда я был гимназистиком, он, бывший тогда окружным инспектором при краевом (в Тифлисе) попечительстве, наезжал к нам в гимназию ревизором. Страх и трепет учительского персонала передавался и нам, ученикам, тогда. И так бы с этим впечатлением о нем я и остался, если б я не имел счастья в последние два года убедиться во вздорной детскости того впечатления.
Я был одним из двух-трех слушателей Льва Григорьевича (еще месяц тому назад сдавал я у него Геродота, и он поставил мне «весьма удовлетворительно» за мой слабый ответ, «только для компании», как он выразился тогда: со мной экзаменовались еще двое), кроме того, несколько раз я бывал у него дома и всегда умилялся его детской кротости, чистоте и голубиности его души. Это был чистый, светлый, изумительно физически и духовно сохранившийся серебряный старик. Еще стоит перед глазами его невысокого роста фигурка в беленьком кителе, с палкой в руках, еще вижу улыбку его, еще слышу голос его…».

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях