«Какие мы, такими будут и наши дети»

27 января в 10:51
 просмотров

На днях в Общественной палате Карачаево-Черкесской Республики состоялось пленарное заседание по актуальнейшей теме «Воспитание личности в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», вызвавшее оживленную дискуссию.
В работе заседания приняли участие председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова, Уполномоченный по правам ребенка в КЧР Лариса Абазалиева, заместитель председателя комитета Народного Собрания (Парламента) КЧР по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму Олег Жедяев, главный научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Рамазан Керейтов, руководители предприятий, общественных организаций, представители духовенства, предприниматели – более сорока человек из городов и районов республики.

На днях в Общественной палате Карачаево-Черкесской Республики состоялось пленарное заседание по актуальнейшей теме «Воспитание личности в рамках реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», вызвавшее оживленную дискуссию.
В работе заседания приняли участие председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова, Уполномоченный по правам ребенка в КЧР Лариса Абазалиева, заместитель председателя комитета Народного Собрания (Парламента) КЧР по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму Олег Жедяев, главный научный сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Рамазан Керейтов, руководители предприятий, общественных организаций, представители духовенства, предприниматели – более сорока человек из городов и районов республики. Такое широкое представительство общественности КЧР было обусловлено серьезностью обсуждаемых вопросов, связанных с реализацией стратегии, которая за неполные два года успела доказать, что является существенным аспектом, гарантирующим создание реальной общественно-государственной системы воспитания на традиционных духовных ценностях, и является основополагающей в определении приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей.
Открывая заседание, модератор мероприятия Вера Молдованова напомнила присутствующим о важности самого документа и задач, которые решают педагогические коллективы республики на данном этапе претворения его в жизнь. (Замечу в скобках, как и полагается принципиально новой концепции, нацеленной не только на обучение учащихся образовательных учреждений современным знаниям и умениям, но и на привитие им традиционных нравственных ценностей, готовности к мирному созиданию и защите Родины, стратегия породила полемику по некоторым своим параграфам, что, впрочем, пошло ей лишь на пользу, дав возможность практикам «отшлифовывать» ее по ходу дела.)
Заместитель министра образования КЧР Елизавета Семенова рассказала собравшимся о том, как образовательные учреждения планируют и реализуют воспитательную деятельность в планах гражданского, патриотического, духовного, физического, трудового, экологического воспитания, приобщения детей к культурному наследию и популяризации научных знаний. Представленный развернутый анализ высветил не только достижения, но и путь к дальнейшему совершенствованию воспитания подрастающего поколения.
Обратив внимание собравшихся на то, что в нашей республике отрегулирован институт менторства и наставничества, она привела примеры прямого общения подростков с ветеранами Великой Отечественной войны и боевых действий, с известными спортсменами, артистами, общественными деятелями. «Ежегодно к участию в мероприятиях по патриотическому воспитанию, – объяснила она, – привлекаются более 13 тысяч учащихся, более семи тысяч представителей студенческой молодежи и более трех тысяч граждан разных категорий. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал республиканского Центра народной культуры, театров, библиотек и музеев.
Руководство процессом патриотического воспитания в пределах своих полномочий осуществляет Карачаево-Черкесский республиканский организационный комитет «Победа», в составе которого представители законодательных, исполнительных органов республики и ветеранских общественных организаций. Координационные советы по патриотическому воспитанию граждан созданы в муниципальных районах и в городских округах республики. Организационную работу по реализации мероприятий федеральных, республиканских и других программ в области патриотического воспитания граждан проводят организации, учреждения и центры патриотического воспитания. С 2016 года начало свою деятельность Карачаево-Черкесское региональное отделение Всероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и отделение «Юнармия»…
В общеобразовательных учреждениях республики созданы и функционируют более 50 клубов, 180 кружков военно-патриотического направления. Охват детей и молодежи общественными объединениями и организациями от общего количества молодых людей в возрасте 14-30 лет составляет 52%. Созданы молодежные поисковые и волонтерские отряды по оказанию шефской помощи участникам войны, инвалидам и престарелым. Охват волонтерским движением в общеобразовательных учреждениях – 45% от общего числа обучающихся.
Ведется работа по присвоению почетных имен образовательным организациям и военно-патриотическим клубам в честь Героев Советского Союза и Героев России, земляков, погибших при защите интересов Отечества. Имена героев и выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей культуры носят уже 38 образовательных организаций. 178 школ закреплены за воинскими братскими захоронениями, памятниками и мемориалами, находящимися на территориях муниципальных образований…
Серьезным фактором, способствующим дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания в республике и организации воспитательного процесса, стала широкомасштабная общегосударственная кампания по подготовке и проведению празднования 71-й годовщины Великой Победы. Участниками Всероссийской акции «Бессмертный полк» стали 9 мая 2016 года более тысячи учащихся образовательных учреждений.
Определенный вклад в патриотическое воспитание школьников внесли республиканские конкурсы «Сердце отдаю детям» и «Самый классный классный»…
Образовательное пространство формируется таким образом, чтобы создать разнообразную среду, где каждый может реализовать себя в соответствии с интересами и способностями (олимпиады, конкурсы, турниры, лагерные сборы, научные общества учащихся, конференции, выставки)… Четвертый год в нашей республике реализуется проект Главы КЧР Рашида Темрезова по проведению республиканской телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умники и умницы Карачаево-Черкесии».
Кроме того, – добавила Семенова, – в образовательных организациях республики созданы условия для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса через деятельность общественных родительских формирований и объединений родителей по семейным проблемам».
Уполномоченный по правам ребенка в КЧР Лариса Абазалиева остановилась на проблеме оздоровления общества. По ее словам, стратегия – документ, нацеленный на активную социальную и гражданскую позицию, сигнализирующий о том, что государство возвращается к воспитанию. Это очень нужное дело, ведь более двух десятков лет общество воспитывало образованного, грамотного человека потребления, не задумываясь, что воспитание – часть национальной безопасности. К сожалению, роль воспитателя перехватили средства массовой информации. Результат налицо. Молодежь уходит в алкоголизм, наркотики, экстремизм… У нее нет четких, как раньше, ориентиров, что такое хорошо, что такое плохо. Стратегия поможет дать душе ребенка то, что необходимо для нормального развития.
По словам директора Карачаево-Черкесского колледжа индустрии питания, туризма и сервиса Виктора Китаова, «стратегия развития предусматривает и работу со взрослыми. Такая необходимость вызвана тем, что зарубежные недоброжелатели делают все возможное, чтобы очернить нашу страну. Им не нравится самостоятельность руководства России. Антидопинговый прессинг из этого разряда действий. Стратегия – первый документ после развала СССР и отмены идеологии, который поможет формировать гражданина.
Благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа протоиерей Александр Нартов отметил однозначно, что главный институт в процессе воспитания личности – семья. «Если мы говорим о развитии личности, – подчеркнул он, – то должны понимать, что только личность воспитывает личность. На первую роль выходят не институты общества, а люди. Учитель – пример для ученика, родитель – пример для ребенка, старший товарищ – пример для подрастающего поколения. Мы сами воспитываем наших детей. Какие мы, такими и будут наши дети».
Нужно обращать внимание молодого поколения на негативное в жизни и в поведении людей, призвал он участников заседания. Надо анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы.
И. о. ректора Карачаево-Черкесского государственного университета имени Умара Алиева Таусолтан Узденов остановился на проблемах формирования гармонии духа и тела студентов. Им есть где проводить свободное время – в университете действуют 12 секций. В вузе идет планомерная борьба с курением. Курящий преподаватель теперь – нонсенс. «Прилагаем усилия, – заверил присутствующих Таусолтан Аубекирович, – чтобы наш университет превратился в территорию здорового образа жизни. Горный спорт поднимает самооценку студентов. А межнациональная комплементарность способствует укреплению взаимоотношений».
Руководитель Карачаево-Черкесской региональной молодежной общественной организации «Сводный поисковый отряд «Подвиг» Зоя Псху – человек, в любое время суток готовый к контакту с детьми, поделилась своим наблюдением: ее воспитанники все делают по-настоящему – дежурят на Вахте памяти, помогают ветеранам войны и инвалидам, ухаживают за братскими захоронениями, разыскивают места вечного упокоения воинов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны или в «горячих» точках. В ее отряд записываются только добровольно. Секрет прост – в поисковой работе дети до своих находок доходят сами, своей душой, поэтому умеют ценить то, что обретают. Свидетельство тому – многочисленные награды и 34 бывших воспитанника, выбравших военную профессию.
Депутат Народного Собрания (Парламента) КЧР, председатель Карачаево-Черкесского регионального отделения Всероссийского женского союза «Надежда России» Муратхан Михайлович акцентировала внимание собравшихся на этических проблемах воспитания детей и молодежи, на навыках коммуникации и языковой культуре. «У нас, в Икон-Халке, – отметила она, – в мусульманском ауле, есть православная церковь, значит, и есть уверенность в том, что толерантность обязательно перейдет от родителей к детям, без всяких нотаций и убеждений. Бескультурье мужчин начинается с детства и с мелочи, – подчеркнула Михайлович, – там не уступил место женщине в общественном транспорте, здесь не пропустил девочку… Вот потому девушки мечтают о заморских женихах – мужественных и культурных. А ведь мы строим свое социально ориентированное общество, поэтому должны сызмальства растить полноценных граждан, порядочных людей».
Начальник отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних МВД по КЧР Кемал Гербеков остановился на вопросе утверждения в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижающей уровень негативных социальных явлений, и поднял серьезный вопрос о безнадзорности, отсутствии культурного досуга у безработной и работающей молодежи из малообеспеченных семей. «Давно назрел вопрос, – подчеркнул он, – продумать формы их отдыха».
– Мы не карательное учреждение. В 2016 году мы поставили на профилактический учет 325 детей, провели 712 лекций и бесед в образовательных учреждениях о вреде наркотиков и алкогольных напитков. В республиканском центре «Надежда» общественный совет МВД организовывает различные акции. В нашем «арсенале» числятся и сто выступлений на родительских собраниях, там главной темой разговора была родительская ответственность за поведение ребенка. Перечисленные меры снизили подростковую преступность на 34,5%. Однако, – отметил Кемал Бекмурзаевич, – профилактика подростковой преступности и безнадзорности касается не только правоохранительных органов, необходимо более тесное взаимодействие с образовательными, культурными учреждениями и общественными организациями, которое должно усилиться на фоне расширения вариативности воспитательных систем и технологий, предусмотренных «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации». В ее рамках нам нужно рационализировать наставничество, нужен и центр для детей-правонарушителей.
Этнограф Рамазан Керейтов поднял вопрос об издании книг духовной и материальной культуре, историческом развитии народов, живущих на территории Карачаево-Черкесии. На совещании обсуждались и другие не менее важные вопросы, в частности о ключевой фигуре воспитания и образования – учителе. Зарплата начинающих педагогов – 7 тысяч рублей, что вынуждает некоторых из них превращать образование в сферу услуг, что совершенно несовместимо с идеей образования как целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
По итогам обсуждения участники пленарного заседания составили рекомендации для Правительства Карачаево-Черкесской Республики, Министерства образования КЧР, Министерства по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР и Общественной палаты КЧР. В их числе – разработка и утверждение регионального плана мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах «Стратегии развития воспитания в Карачаево-Черкесской Республике», поддержка конструктивных инициатив, направленных на создание единой общественно-государственной системы воспитания, опирающейся на традиционные российские ценности, разработка приоритетных направлений воспитания в системе среднего и высшего педагогического образования и мн. др.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях