Кто заплатит за общедомовые нужды

Вчера в 08:55
 просмотров

В 2017 году нас ждет целый ряд изменений в сфере ЖКХ. Это связано в первую очередь с серьезными изменениями в жилищном законодательстве, вступившими в силу 1 января. Это и новые механизмы защиты дольщиков, новые индексы изменения размера платы за коммунальные услуги, единый размер платы за наем жилого помещения, изменения платы за содержание жилого помещения и другое.
О новшествах в жилищном законодательстве, которые коснутся каждого, нашему корреспонденту Раисе АРНАУТОВОЙ рассказал начальник Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики, главный государственный жилищный инспектор КЧР Хаджи-Мурат ТАУШУНАЕВ.

В 2017 году нас ждет целый ряд изменений в сфере ЖКХ. Это связано в первую очередь с серьезными изменениями в жилищном законодательстве, вступившими в силу 1 января. Это и новые механизмы защиты дольщиков, новые индексы изменения размера платы за коммунальные услуги, единый размер платы за наем жилого помещения, изменения платы за содержание жилого помещения и другое.
О новшествах в жилищном законодательстве, которые коснутся каждого, нашему корреспонденту Раисе АРНАУТОВОЙ рассказал начальник Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики, главный государственный жилищный инспектор КЧР Хаджи-Мурат ТАУШУНАЕВ.
– Изменения в жилищное законодательство, вступившие в силу с 1 января 2017 года, вызывают множество вопросов как у участников рынка управления жильем и ресурсоснабжающих организаций, так и у собственников помещений в многоквартирных домах. Например, с 1 января в платежках граждан за коммунальные услуги строка за оплату мест общего пользования должна исчезнуть. С чем это связано? Повлияет ли это как-то на общую сумму расчетов за коммунальные услуги?
– Эта плата в рамках норматива включается в плату за содержание жилья, то есть из квитанций для оплаты коммунальных услуг она переместится в счета за жилищные услуги, которые выставляют управляющие организации. Но на общую сумму расчетов это никак не повлияет. Связано это с тем, что с момента появления в платежных документах жителей платы за места общего пользования в органы жилищного надзора республики поступает большое количество обращений граждан с жалобами на высокую плату за общедомовые нужды, которая часто превышает плату за индивидуальное потребление коммунальных услуг в квартирах. Аналогичная ситуация сложилась и в большинстве субъектов Российской Федерации. В связи с этим в июле 2016 года в жилищное законодательство внесены изменения в части ограничения платы за общедомовые нужды нормативами, установленными на уровне региона.
– Каким теперь будет механизм начисления платы за общедомовые нужды и что это даст?
– С этого года жители услугу по содержанию и ремонту жилья должны оплачивать совокупно, а не по ее составляющим. Будет утвержден на уровне субъекта тариф на общедомовые нужды, и он будет применен относительно всех собственников, у которых есть поквартирные приборы учета.
Собственникам, которые не установили приборы поквартирного учета, управляющая организация имеет право добавить к тарифу повышающий коэффициент, который также определяется на региональном уровне. Например, в квартире прописано два человека, а проживают 7-8. И у них при этом нет поквартирного прибора учета. Естественно, они воды больше расходуют. А за это все еще вчера должны были платить все, ведь это раскидывалось на всех собственников. Если у вас есть поквартирный прибор учета, то механизм следующий: суммируются показания поквартирных приборов учета, отнимается показатель коллективного прибора учета. Вы платите свою часть, а все остальное распределяет в соответствии с нормативами управляющая организация, применяя добавочный коэффициент для тех, кто не использует приборы поквартирного учета.
Таким образом, все затраты на приобретение коммунального ресурса для обслуживания мест общего пользования должны оплачивать управляющие организации, которые оказывают жителям услугу по обслуживанию общего имущества (то есть приобретать электроэнергию для лифтов, холодную воду для помывки лестничных клеток, полива придомовой территории, горячую воду для прочистки и промывки системы горячего водоснабжения и отопления перед началом отопительного периода).
Собственник оплачивает услугу по содержанию и ремонту жилья одной строкой, так как для него не должно быть принципиально, какое количество денежных средств тратит управляющая организация на покупку инструмента и оборудования или сколько электричества потрачено на работу лифта, сколько воды на мытье лестничных клеток и окон. Житель должен заплатить за одну услугу – содержание общего имущества дома.
– Расширят ли нововведения в жилищном законодательстве спектр прав и обязанностей управляющих организаций?
– Да, для реализации указанной нормы необходимо заключение договоров на поставку коммунального ресурса от ресурсоснабжающей организации к управляющей организации для нужд по обслуживанию мест общего пользования. Факт отсутствия такого договора не дает оснований ресурсоснабжающей организации продолжать начислять плату за стоимость ресурсов на обслуживание мест общего пользования напрямую жителям. Такая плата может быть предъявлена только управляющим организациям. На сегодняшний день Минстрой России определяет в качестве приоритетной модели заключение прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и потребителями, но исключительно в части индивидуального потребления, а в части потребления ресурса на общедомовые нужды – между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Такой договор будет включать в себя в том числе информационный обмен между ресурсоснабжающей и управляющей организациями по индивидуальному потреблению граждан со стороны ресурсоснабжающей в сторону управляющей организации, а также по площадям мест общего пользования и показаний общедомовых приборов учета в отношении ресурсоснабжающей организации от управляющей организации.
Кроме того, при наличии такого договора управляющая организация вправе начислять повышающие коэффициенты гражданам, не имеющим индивидуальных приборов учета, а денежные средства от их применения направлять на энергосбережение дома.
Таким образом, управляющие организации получают стимул, с одной стороны, не допускать убытков от сверхнормативных потерь, с другой стороны – получать дополнительную прибыль в случае существенного уменьшения платы на общедомовые нужды ниже норматива.
Ранее управляющие организации, как правило, не занимались решением данной проблемы, в связи с чем плата за общедомовые нужды зачастую превышала все мыслимые пределы. Это было связано с тем, что управляющая организация фактически не отвечала за то, сколько граждане заплатят за электроэнергию и воду в местах общего пользования.
При указанной схеме работы управляющая организация мотивирована проводить мероприятия по энергосбережению за счет средств текущего ремонта, проводить своевременный ремонт инженерных сетей дома, устранять незаконные подключения к сетям, а также заниматься выявлением незаконно проживающих граждан, принимать другие меры в рамках действующего законодательства.
Также изменения коснулись порядка представления платежных документов. Срок, с начала течения которого платежный документ считается непредставленным потребителю жилищно-коммунальных услуг, в случае если информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем, не размещена в ГИС ЖКХ или размещенная информация не соответствует платежному документу на бумажном носителе, перенесен с 1 января 2017 на 1 января 2018 г.
– У нас не все дома находятся «под крылом» управляющих организаций. Как быть их собственникам?
– Относительно домов с непосредственной формой управления ресурсы прорабатываются напрямую. То есть те дома, у которых нет управляющей организации, работают напрямую с ресурсниками, потому что у них договор поставки того или иного ресурса заключен с собственниками жилых помещений. Договор с ресурсоснабжающей организацией будет составляться по итогам общедомового собрания таких товариществ.
– Чтобы заработать, любому закону необходимо время…
– Закон вступил в силу 1 января и уже работает. На уровне всех субъектов Российской Федерации производится разработка нормативов, утверждаются тарифы на общедомовые нужды, определяются добавочные коэффициенты, единые для данного региона. Кроме того, даны соответствующие указания органам местного самоуправления, Общественной палате, Народному фронту, чтобы они проводили ознакомительную работу. Соответственно органы местного самоуправления на местах будут нести ответственность за начисления и применение тарифа на общедомовые нужды.

Раиса АРНАУТОВА
Поделиться
в соцсетях