«Здесь Родины моей начало»

Вчера в 08:18
 просмотров

В рамках республиканского фестиваля народного творчества прошел отчетный концерт творческих коллективов и исполнителей Малокарачаевского района.
По сложившейся  традиции итоговый концерт, который проходил на минувшей неделе в зале Дворца культуры села Учкекен, всегда предваряет выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства. Она впечатляла! Национальные свадебные платья от мастерицы Асият Эркеновой, в которых налицо и стиль, и безупречный вкус, и богатство тканей, и щедрость создателя, легкие парусники, изготовленные педагогом Алием Хапчаевым… Поражали воображение изделия кузнеца Бориса Узденова.

В рамках республиканского фестиваля народного творчества прошел отчетный концерт творческих коллективов и исполнителей Малокарачаевского района.
По сложившейся  традиции итоговый концерт, который проходил на минувшей неделе в зале Дворца культуры села Учкекен, всегда предваряет выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства. Она впечатляла! Национальные свадебные платья от мастерицы Асият Эркеновой, в которых налицо и стиль, и безупречный вкус, и богатство тканей, и щедрость создателя, легкие парусники, изготовленные педагогом Алием Хапчаевым… Поражали воображение изделия кузнеца Бориса Узденова. Лет девять тому назад мне довелось увидеть розу, выкованную им из железа, для любимой жены Зиты, а также дверную решетку, чье пространство полностью закрывало черное кружево ветвей дерева… Вот и сейчас, глядя на кованые узоры уличного фонаря, на эти парусники, жаждущие брызг морской волны, невольно думаешь, ведь чтобы так мастерски, всамделишно сделать вещь, надо быть одновременно опытным графиком и архитектором, слесарем и сварщиком, скульптором и кузнецом.
Между тем, в зале уже яблоку негде упасть. На почетных местах – жюри, в которое вошли исполняющий обязанности директора республиканского Центра народной культуры Артем Разин, сотрудники РЦНК – заслуженные работники культуры КЧР Лариса Бессарабова, Елена Нестеренко, Валентина Савицкая, народный артист КЧР Хусей Хубиев и Наталья Биджиева.
Под видеоряд с видами знаменитого Эльбруса и старинных карачаевских сел солисты районного Дворца культуры исполнили песню Матусовского и Баснера «С чего начинается Родина», а в продолжение темы солист народного ансамбля «Илькер» Динислам Кочкаров продемонстрировал танец «Истемей маленького джигита».
Его сменили театрально-исторический этюд в исполнении участников драматического кружка «Умут» и старинный народный танец «Истемей» в исполнении народного ансамбля «Илькер». «Илькер» – любимец публики. И то сказать, что за 18 лет своего существования ансамбль поставил и показал зрителю более пятидесяти танцев различных жанров. В учениках заслуженного работника культуры, худрука ансамбля Муссы Каитова перебывало более 300 человек. Это такая живая связь поколений, которая внушает уверенность в том, что культура в районе не только будет процветать, но и перейдет в руки надежных наследников.
Кстати, в роли настоящих хранителей традиций и творческого наследия карачаевского народа в этот день выступил фольклорно-вокальный коллектив «Боро», которым руководит Биберт Джуккаев. Четверо мужчин, и все в возрасте, самому старшему Адемею Юсуфовичу Каппушеву в этом году исполняется 92 (!!!) года, но все так импозантны, так горделивы, так величественны…
Всем известно, песня, как магическое зеркало, вбирает в себя всю духовную историю народа и может многое поведать о жизни. Но передать ее как своеобразную эстафету могут лишь старики, ибо аромата того времени молодежи без них никогда не узнать… Конечно же, так хочется узнать, как они сохранили молодость души, в чем корни такой преданности песне, заинтересованности принимать участие в конкурсах, фестивалях, но при таком стечении народа, где каждый хочет пожать руку исполнителям, поблагодарить за песню «Къара джаш» – а ведь у «Боро» в репертуаре немало таких уникальных, сохранившихся с древности песен, как «Канамат», «Каншуабий», «Песня ушедших в Стамбул», «Орусбиевы», «Гопалау» – практически невозможно.
Печальную, как осенний степной путь, мелодию сменяет другая – сотканная из лучей солнца, смеха детей, материнской радости. Песню «Уголок России – отчий дом» Шевелевой и Шаинского исполняет трио – Аида Байрамукова, Кулизар Байрамкулова и Белла Боташева. Сольный номер каждой участницы этого трио – пример талантливой личности, мне удалось в разные времена посмотреть вдохновенные концерты, в которых они принимали участие порознь, но вместе Аида, Кулизар и Белла просто неотразимы. Это единый талантливый триумвират, от которого публика вправе ждать полной отдачи. Удивительно тонко прочувствовали певицы и песню «Помолимся за родителей», как и Дахир Созаруков, исполнивший песню – посвящение «Анама» (матери) Муссы Салпагарова. И это было так трогательно, так безмерно любяще, когда с экрана в зал глянули глаза женщин – кавалеров орденов «Мать-героиня» и «Материнская слава», глаза Героев Социалистического Труда Зухры Байрамкуловой, Патии Шидаковой, Нузулы Курджиевой…
Виртуозная игра на национальной гармонике, которую в очередной раз продемонстрировал образцовый ансамбль гармонистов «Харс», – как всегда, откровение, как всегда, открытие и неземной восторг!
Добавило экшена в концерт и выступление группы «Керти-Алан», руководит которой заслуженный артист КЧР Магомед Байрамуков, чье имя наполняет гордостью всех жителей республики. С конца 70-х годов прошлого века Магомед создал в Учкекене несколько коллективов эстрадной песни. Самым популярным стал ансамбль «Учкекен», снискавший себе лавры победителя конкурса эстрадной песни «Серебряные струны» и представивший свое эстрадное искусство с большим успехом в США и Турции.
Таких штучных, незаменимых людей, как Магомед Байрамуков, в районе немало. Это художники Мекер Чомаев, Кази-Магомет Хубиев, певец Касбот Тамбиев, балетмейстер Исмаил Байрамкулов, танцовщик Хусей Хубиев, Мусса Каитов… Да разве всех перечислишь!
А тем временем в зале звучит сакральная для всех россиян песня «Ехал я из Берлина» в исполнении Рустама Борлакова, следом фольклорный танец «Голлу» в исполнении народного ансамбля «Минги-Тау».
Концертные номера Мадины Нагаевой, Асмиры Хапчаевой сопровождались нескончаемыми аплодисментами, хотя Мадина пела на абазинском языке, но разве настоящему искусству требуются переводчики?
Песни, танцы, театральное действо – все это кружилось вокруг зрителя, поворачиваясь к нему то одной гранью, то другой, и во всем этом было столько полета, чистоты, столько прекрасного, святого духа памяти народной. И становится ясно, как Божий день, всем нам есть, что и сколько черпать из этого неиссякаемого источника, имя которому царство неделимого времени «прошлое-настоящее-будущее».
Завершился концерт вальсом «Метель» в исполнении ансамбля «Илькер». И это было так символично, потому что за окном разгулялась – и не на шутку! – настоящая метель, та метель, которую так живописали: «Свиридов – звуков музыкальных гений. И Пушкин – гений слова торжества…»

Аминат ДЖАУБАЕВА.
НА СНИМКЕ: фрагмент отчетного концерта.
Фото А. АЛИЕВОЙ.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях