Линия жизни фермеров Чагаровых

14 февраля в 06:16
32 просмотра

Если в Каменномосте с левобережья Кубани, рядом со старинным мостом, окинуть взором противоположный берег, то и сегодня можно увидеть остатки фундамента бывшей мельницы. Правда, устье рукотворного канала, потоки которого приводили в движение каменные жернова, не сохранилось. Но, как утверждают старожилы, мельница эта всё ещё была в рабочем состоянии и в 1957 году, когда каменномостцы вернулись из мест депортации на родину.
Мельницу в 20-е годы построил Шомай Чагаров, человек зажиточный и основательный, который, как гласила молва, обладал завидной хваткой и из копейки делал рубль. Рядом с мельницей он построил лавку, которая снабжала аульчан и проезжающих мимо жителей Учкуланского ущелья мукой собственного помола. А когда в ауле на постое находился отряд красноармейцев, мукой он безвозмездно обеспечивал их продовольственный обоз. Но тут была своя хитрость – предусмотрительный мирошник брал у командира расписку после каждого своего вспомоществления рабоче-крестьянской армии.

Если в Каменномосте с левобережья Кубани, рядом со старинным мостом, окинуть взором противоположный берег, то и сегодня можно увидеть остатки фундамента бывшей мельницы. Правда, устье рукотворного канала, потоки которого приводили в движение каменные жернова, не сохранилось. Но, как утверждают старожилы, мельница эта всё ещё была в рабочем состоянии и в 1957 году, когда каменномостцы вернулись из мест депортации на родину.
Мельницу в 20-е годы построил Шомай Чагаров, человек зажиточный и основательный, который, как гласила молва, обладал завидной хваткой и из копейки делал рубль. Рядом с мельницей он построил лавку, которая снабжала аульчан и проезжающих мимо жителей Учкуланского ущелья мукой собственного помола. А когда в ауле на постое находился отряд красноармейцев, мукой он безвозмездно обеспечивал их продовольственный обоз. Но тут была своя хитрость – предусмотрительный мирошник брал у командира расписку после каждого своего вспомоществления рабоче-крестьянской армии. Таким образом Шомай Чагаров прозорливо обезопасил себя «охранной грамотой», и когда встал вопрос о его раскулачивании с последующим выселением в места, где «Макар телят не пас», он живо собрался в Москву и предъявил эти расписки куда следует. И его оставили в покое.
– Наверное, моему прадеду помогал Всевышний, ведь он был неграмотный, никто ему не покровительствовал, к тому же он жил в противоречивое время, когда власть постоянно менялась: сегодня пришли белые, завтра – красные. Но каменномостцы с самого начала были лояльны к Советской власти. И когда из Баталпашинской в Учкулан въехал красноармейский отряд Черемухина для разъяснительной работы с населением, его сопровождали видные люди Каменномоста Курман Курджиев и Али-Солтан Герюгов. Первый потом станет председателем Карачаевского облисполкома, второй – главным инженером строительства города Микоян-Шахара, – рассказывал Таукан Чагаров по дороге на ферму своего отца Тамбия Хусеевича.
Сам Таукан в начале 90-х окончил курсы фермеров на Земле Баден-Вюртемберг в Германии:
– В 1991 году, как раз перед путчем, согласно договору между АККОР РФ и земельно-крестьянским союзом Баден-Вюртемберга, по инициативе тогдашнего председателя правительства Ивана Силаева сто начинающих фермеров России поехали обучаться с августа по январь 1992 года у немцев ведению хозяйства. Я оказался на ферме Кепплер мясо-молочного направления. Увиденная техника, компьютеризация содержания животных, начиная с рациона кормления и до вывоза навоза (тогда компьютеры у нас и в учебных заведениях были редкостью!), меня просто потрясли. Как и традиционная немецкая пунктуальность, аккуратность, где превыше всего национальный «орднунг» (порядок).
Слушая Таукана, невольно подумала: вот оно, лишнее подтверждение многогранности богатого на исторические события ХХ века, что как в капле росы отразилось на обычной горской семье, – тут тебе и события Гражданской войны, и советское строительство, и начало фермерского движения, которое 70 лет ассоциировалось с «загнивающим» капитализмом. Но это так, к слову. На самом деле цель моей поездки на 10-й километр автодороги Карачаевск – Учкулан, где хозяйствуют Чагаровы, – отдать должное их трудолюбию и, скажу без преувеличения, преданности крестьянскому труду.
Во времена Советской власти здесь находился молочный комплекс МТФ №3 отделения совхоза «Верхне-Кубанский», которым заведовал Тамбий Чагаров. Рядом всегда была преданная супруга Карачик, с которой они растили шестерых детей. Так и жили на два дома: один в ауле, другой на ферме. Дети: Таукан, Асият, Саният, Таулан, Аминат, Ханафий – всегда были на подхвате. Из дочерей привязанностью к бурёнкам и лошадям отличалась Саният, а уж какой искусной наездницей стала к старшим классам! Эту живописную картину – хоть фильм снимай! – часто могли видеть пассажиры рейсовых автобусов, проезжавших мимо: скачущая на коне юная горянка с развевающимися волосами до пояса – просто амазонка!
Славилась МТФ №3 совхоза и своей пасекой в сотню ульев, благо кругом такое роскошное разнотравье цветущих лугов… А места здесь приметные ещё и в историческом плане – рядом находится древнее аланское городище Гиляч. В VI веке это был город с развитыми кварталами, мощёнными камнем улицами. Руины строений Гиляча дают пищу для размышлений о глубокой древности и привлекают туристов.
В 1991 году, когда старший сын Таукан обучался в Германии фермерству по науке, его отец Тамбий на свой страх и риск стал пионером фермерского движения в Карачаевском районе. Чтобы сохранить помещения молочного комплекса, он их приватизировал, а землю взял в долгосрочную аренду. За эти четверть века было всякое: и неоднократное хищение скота, и нападение на стадо волков, и трудности со сбытом продукции. Но бывалый животновод никогда не отчаивался и не опускал рук. А сколько показательных семинаров для фермеров республики было организовано здесь в своё время: хозяйствование Т. Чагарова служило примером того, как реанимировать заброшенные фермы бывших совхозов, вдохнуть в них новую жизнь и внести свежую струю в агропромышленный комплекс региона. К тому же Тамбий Хусеевич долгие годы снабжал молоком районную больницу и садики, и его опыт был показательным для других.
Тамбий Чагаров и сегодня, в свои 88 лет, на коне в прямом смысле. Так же ловко управляется с хозяйством, легко поднимается в горы. На склоне лет, думая о будущем своих уже взрослых внуков, он способствовал тому, чтобы на базе его немалого хозяйства возникло ещё три: КФХ «Саният», принадлежащее той самой дочери, обожающей лошадей, и её сыновьям Марату и Мурату, в других двух по отдельности управляются внуки Дахир и Назир – это сыновья Асият.
Разумеется, не все дети фермера пошли по его стопам, каждый выбрал дело по душе. К примеру, Асият – прекрасная швея, с детства что-то шила, вышивала, возилась с лоскутками материи. У неё своё ателье по пошиву одежды, свои постоянные клиенты, чьё число растёт год от года.
Все фермерские хозяйства Тамбиевых занимаются животноводством, коневодством, овцеводством. Но главная фишка КФХ «Тамбий» – разведение козлотуров путём скрещивания домашних коз с дикими турами. Эти «метисы» заметно отличаются довольно крупным туловищем и отменными вкусовыми качествами диетического мяса, не говоря уже о целебности молока.
А история появления двух горных туров в КФХ «Тамбий» такова. Года четыре назад заезжие охотники оставили у Чагарова измождённых, полудохлых турят, найденных в горах. Фермер их выходил, откормил, и в прошлом году они впервые дали потомство, причём осеменили и тех коз, которых доставляли хозяева со всей округи.
…Мы подходим к ферме, где в одном из отсеков содержатся горные туры с кличками Хагок и Текох. До чего же они прыткие! К тому же они так и не одомашнились. Вот и от хозяина своего Таукана, не признав которого – он был в новой куртке, шарахались из стороны в сторону, вспрыгивая почти под потолок благодаря своим крючкообразным копытам. Как рассказывает Таукан, который в хозяйстве отца за фуражира, скрещивание домашних коз с турами в последние годы набирает обороты, и это настоящий прорыв в наращивании темпов производства диетического продукта. Ведь недаром с древних времён мясу тура приписывают целебные свойства.
– Сейчас много говорят о развитии агротуризма, хотя мало кто себе представляет, с чего начать и где это новшество приживётся, – рассуждает Таукан Чагаров. – Но я так считаю, агротуризм должен быть завязан на достопримечательностях неподалёку от фермерского хозяйства, а мы хозяйствуем рядом с Гилячским городищем. Улавливаете мою мысль?
А как же! Посмотреть туров, покататься на лошадях, отведать домашнего айрана, сфотографироваться на фоне отары чёрных барашков, приобрести от товаропроизводителя свежего сыра и продолжить экскурсию к искомому историческому месту или памятнику природы… Разве, чисто схематически это не идеальный вариант для зачина агротуризма? Разумеется, такой проект можно развивать до бесконечности, всё ведь зависит от желания и предпринимательской жилки самого фермера…
Кстати о предпринимательстве. Наблюдая в этот день, как ловко управляется со стадом дойных коров Саният Чагарова, даёт распоряжения сыновьям Марату и Мурату, которые неотлучно при хозяйстве, не переставала удивляться, как она всё успевает. Дело в том, что года два назад в Карачаевске она открыла фермерскую лавку, где сама же стоит за прилавком, а в свободное время ещё лепит на продажу пельмени и вареники, которые идут нарасхват. Ведь покупатель знает, что мясной фарш, как и творог, и молоко – из фермерского хозяйства.
Невольно вспомнились сетования некоторых аграриев, что ведение хозяйства, уход за животными, заготовка кормов, отнимая силы и время, не позволяют самим стоять за прилавком. Оказывается, истина всё же где-то посередине: кто-то успевает самолично пройти весь цикл от ухода за домашними животными до прилавка, где реализуются мясо, масло, сыр, молоко, кто-то так и не выходит за пределы своего хозяйства… И, наверное, неслучайно опыт фермеров Чагаровых востребован и сегодня. По сей день не забывают дорогу к аксакалу Тамбию те, кто решил связать себя с сельским хозяйством и приехал за советом на его ферму…

НА СНИМКАХ: Пионер фермерского движения Карачаевского

района Тамбий ЧАГАРОВ; Глава КФХ «Саният» С. ЧАГАРОВА.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях