Его сиятельство художник

27 февраля в 11:17
8 просмотров

Ровно  сто лет тому назад, 23 февраля 1917 года, в Теберде, в семье карачаевского князя Басханука Крымшамхалова, штабс-капитана царской армии, родился крепкий мальчик, которого назвали Хамзатом. Но вряд ли кто тогда думал, что этот ребенок в будущем так же прославит знаменитую фамилию, как и его именитые предки – правители, просветители и офицеры.
Прадед Хамзата, Ислам Крымшамхалов, был олием (верховным правителем) Карачая. Именно он в 1828 году подписал мирный договор о присоединении Карачая к России. С тех пор его потомки несли военную службу вплоть до Октябрьской революции, а карачаевцы ни разу не нарушили верность данному слову. Отец и дяди Хамзата тоже были офицерами царской армии: дядя Мырзакул – полковником, дядя Ислам-Бий Крымшамхалов служил поручиком в конвойной сотне российского императора Александра III. Но на Кавказе он больше известен как просветитель, художник, поэт, переводчик. В его доме часто гостили известный русский художник Николай Ярошенко и осетинский поэт Коста Хетагуров. Недаром Хамзат, уже будучи известным скульптором, выполнил мраморный бюст «Юный Ярошенко».

Ровно  сто лет тому назад, 23 февраля 1917 года, в Теберде, в семье карачаевского князя Басханука Крымшамхалова, штабс-капитана царской армии, родился крепкий мальчик, которого назвали Хамзатом. Но вряд ли кто тогда думал, что этот ребенок в будущем так же прославит знаменитую фамилию, как и его именитые предки – правители, просветители и офицеры.
Прадед Хамзата, Ислам Крымшамхалов, был олием (верховным правителем) Карачая. Именно он в 1828 году подписал мирный договор о присоединении Карачая к России. С тех пор его потомки несли военную службу вплоть до Октябрьской революции, а карачаевцы ни разу не нарушили верность данному слову. Отец и дяди Хамзата тоже были офицерами царской армии: дядя Мырзакул – полковником, дядя Ислам-Бий Крымшамхалов служил поручиком в конвойной сотне российского императора Александра III. Но на Кавказе он больше известен как просветитель, художник, поэт, переводчик. В его доме часто гостили известный русский художник Николай Ярошенко и осетинский поэт Коста Хетагуров. Недаром Хамзат, уже будучи известным скульптором, выполнил мраморный бюст «Юный Ярошенко». Отец Хамзата, штабс-капитан Басханук Пашаевич, командовал пехотным батальоном во время Первой мировой войны. Ровно через пять лет после рождения Хамзата, в феврале 1922 года, его отец за то, что был царским офицером и представителем княжеского рода, был расстрелян красными без суда и следствия.
Мать Хамзата происходила из не менее знатного рода балкарских князей Абаевых: она была дочерью известного просветителя, этнографа и публициста Мисоста Абаева. После смерти мужа она была вынуждена уехать в Дагестан, куда после репрессий по классовому признаку и после административной высылки переехали Абаевы. У Хамзата, потомка просветителей, интерес к искусству был с детства. После окончания школы он поступил в Тбилисскую академию художеств, где учился у известного скульптора Якова Николадзе. До войны Хамзат работал художником в газете «Дагестанская правда», участвовал в республиканских выставках. Когда началась война, ушел защищать Родину, сражался на фронтах Великой Отечественной войны. В 1943 году он получил тяжелое ранение, и его отправили на лечение в военный госпиталь в Тбилиси. Находясь на лечении, художник подарил академии, в которой учился, все свои фронтовые зарисовки и картины.
Осенью 1943 года вместе со всем карачаевским народом был депортирован в Среднюю Азию. Но и в ссылке Крымшамхалов не переставал работать. Он много рисовал, лепил, ваял, участвовал в выставках. Большую известность ему принесла скульптурная композиция «Панфиловцы», посвященная героическому взводу защитников Москвы. А его скульптурные работы «Мао Цзе Дун» и «Миру – мир» руководством Казахстана были вручены государственным делегациям Китая и Индии. В 1957 году в Алма-Ате вышла книга карачаевских поэтов «Искры», иллюстрированная Крымшамхаловым.     
Но и став известным художником, он мечтал об одном – вернуться в родной Карачай и посвятить свое творчество исторической судьбе маленького народа. К сожалению, эти замыслы художнику не удалось реализовать. Бывшие руководители области отказались сотрудничать с известным художником и солдатом, защищавшим Родину. «Виновато» было его княжеское происхождение.
Скиталец с детства, Хамзат Крымшамхалов вынужден был еще раз покинуть землю своих прадедов. Он уехал на родину матери. Власти Кабардино-Балкарии, наоборот, приняли его очень тепло, предоставили жилье и мастерскую. До конца своих дней скульптор жил в Нальчике. Но любовь к отчему краю всегда оставалась в его сердце. Для родной Карачаево-Черкесии он выполнил несколько скульптурных работ. Например, памятник Герою Советского Союза Xаруну Богатыреву, монумент в селе Учкекен, посвященный воинам, погибшим в годы войны. Но самая известная его работа – скульптура «Приглашение», установленная в 1965 году при въезде в Карачаевск, которую жители города по сей день называют не иначе, как «Горянка». Стройная тонкостанная девушка, встречающая гостей чашей айрана, стала не только визитной карточкой города – она стала символом, гербом, лицом, характером карачаевского народа.
Приезжая в Карачаевск, Хамзат постоянно навещал своего родственника, профессора Ибрагима Урусбиева. Дочь Ибрагима Хаджи-Муратовича, Гуля Барасбиева, вспоминает «дядю Хамзата» как спокойного, выдержанного человека с безупречными манерами.
– Но он буквально менялся на глазах, когда говорил о своих планах и замыслах. Он мог бы сделать очень много для Карачаево-Черкесии…     
В том, что он сделал бы много, сомневаться не приходится. Многогранный талант художника позволял ему работать практически во всех жанрах – в станковой скульптуре, живописи, графике, иллюстрации. В 1967 в Нальчике проходила выставка работ Крымшамхалова, посвященная его 50-летию, на которую народ приходил толпами.
А за монумент «Скорбящий горец» Хамзат Крымшамхалов был удостоен Государственной премии Кабардино-Балкарской АССР. Эта 20-метровая статуя, установленная в Баксанском ущелье у села Кенделен, посвящена землякам-воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Художник создал сильный, пронзительный и одновременно возвышенный образ. Величественный осанистый горец в бурке застыл уходящим в небо обелиском, и его склоненная под бременем утраты голова – это поклон всему народу. (К слову, этот образ – скорбящего патриарха – не раз потом заимствовался художниками Кавказа. Поэтому Крымшамхалова можно по праву назвать одним из основоположников искусства 20 века на Кавказе). А скульптура «Скорбящий горец» по сей день считается одним из лучших памятников, посвященных жертвам Великой Отечественной войны. Власти Кабардино-Балкарии назвали эту статую памятником общереспубликанского значения.
Впрочем, многие созданные Крымшамхаловым скульптуры внесены в реестр памятников культуры Кабардино-Балкарии, подлежащих государственной охране.
Человек глубоко драматической судьбы, переживший смерть близких и репрессии по классовому признаку, насильственное переселение – по национальному, несколько раз изгнанный родиной, он достиг всех возможных высот в своей профессии. Член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР и Кабардино-Балкарии, участник всероссийских и всесоюзных выставок, известный всему Советскому Союзу ваятель и художник, воспитавший к тому же целую плеяду живописцев и скульпторов в Нальчике, он желал только одного: хотя бы после смерти вернуться в Карачай. Хамзата Крымшамхалова похоронили в Теберде рядом с отцом и дядей Ислам-Бием. Родная земля наконец-то дала ему долгожданный приют и покой.

НА СНИМКАХ: Монумент «Скорбящий горец»;

Скульптор Хамзат КРЫМШАМХАЛОВ за работой.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях