Сказка ювелирного дела

27 февраля в 10:32
8 просмотров

Словосочетание «золотые руки» – это самое что ни на есть про них. Они, соединяя в единое гармоничное целое холодный металл и драгоценные камни, создают симфонию красоты. Они – ювелиры. И на днях в мире отмечали их профессиональный праздник. А в столице нашей республики на базе выставочного зала Центра народных художественных промыслов к этой знаменательной дате состоялось открытие выставки «Серебряная сказка».
Выставочный зал центра в этот день мог составить конкуренцию любому из крупнейших ювелирных магазинов города. От большого количества драгметалла, драгоценных и натуральных камней рябило в глазах. Казалось, что это сказочная гора самоцветов.

Словосочетание «золотые руки» – это самое что ни на есть про них. Они, соединяя в единое гармоничное целое холодный металл и драгоценные камни, создают симфонию красоты. Они – ювелиры. И на днях в мире отмечали их профессиональный праздник. А в столице нашей республики на базе выставочного зала Центра народных художественных промыслов к этой знаменательной дате состоялось открытие выставки «Серебряная сказка».
Выставочный зал центра в этот день мог составить конкуренцию любому из крупнейших ювелирных магазинов города. От большого количества драгметалла, драгоценных и натуральных камней рябило в глазах. Казалось, что это сказочная гора самоцветов. Группы людей толпятся у различных стендов и витрин, звучат мотивы национальной музыки (за это отвечали играющие на агач-кумузе и мандолине музыканты) – складывалось впечатление, что ты попал на праздник в горскую саклю.
– Такие выставки сейчас очень востребованы, – делится один из организаторов, заместитель директора Центра народных художественных промыслов Арсен Гусейнов. – Ведь на них представлены не просто поточные изделия. Каждое – плод воображения и творческой фантазии автора. Каждое по-своему уникально. Люди устали от однообразных, повторяющихся мотивов, линий. И на этом фоне работы наших дагестанских мастеров, наполненные неповторимым аутентичным звучанием, приковывают неподдельный интерес. Задача нашего центра – способствовать тому, чтобы эти изделия все чаще представали взору истинного ценителя искусства. Именно для этого мы проводим подобные выставки, и именно с этой целью на этот год у нас запланирован ряд выездов с изделиями наших мастеров на различные выставочные площадки других регионов страны. Благо, опыт в этом деле уже есть. В конце прошлого, 2016 года подобного рода проекты были представлены на крупных выставочных площадках в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани. На открытии были представлены работы 48 участников из Кубачи, Гоцатля, Махачкалы. Среди них как именитые профессиональные мастера, так и студенты Дагестанского училища им. Джемаля и худграфа ДГПУ.
– Раньше мне не удавалось вплотную заниматься творчеством, и только последние 6-7 лет я отдала полностью ювелирному делу. Здесь представлены работы, сделанные на протяжении всего этого периода, среди которых и совсем новые, у них даже еще нет названия. На один полный комплект уходит 2-3 месяца, – поделилась заслуженный художник Дагестана Алипат Багаева, представив свои гарнитуры «Горянка», «Бацадинка», «Айша» и др.
В 2014 году в этом же центре состоялась ее первая персональная выставка, на которой были представлены практически все работы Багаевой. Творчество мастерицы высоко оценено на различных конкурсах авторского ювелирного искусства. И не удивительно, каждая работа Алипат Багаевой как будто позаимствована у красавиц какого-нибудь сказочного народа и выставлена здесь, чтобы любой желающий мог приобщиться к этой сказке – сказке ювелирного дела Дагестана.
В витрине поодаль – уже совсем другой авторский почерк. Здесь представлены работы заслуженного мастера, председателя Союза художников Дагестана Курбанали Магомедова. За 31 год преподавания в училище он обучил секретам мастерства около тысячи  учеников. Научил их творческому мышлению, тонкостям ремесла, обработке неподатливого металла. 15 его воспитанников стали членами Союза художников России, авторитетными мастерами, работают в Нальчике, Волгограде, Элисте, Таганроге…
Изучая традиции ювелирного искусства Дагестана, Курбанали Магомедович достиг мастерства в металлообработке. Он освоил множество техник и на их основе создал свой неповторимый почерк. Его изделия узнаваемы. В них всегда гармонично взаимодействуют древние традиции и веяния современного искусства.
Среди экспонатов посетитель найдет работы и совсем юных авторов, таких как, например, 15-летний кубачинец Гаджиабакар Кациев. Он начал заниматься ювелирным делом с 6 лет. Первым его учителем был дедушка, после смерти которого Гаджиабакар продолжил обучение в школе у учителя Магомедрасула Кишева. Сейчас ювелирному мастерству парень обучается у своего соседа Рамадана Абакарова. Отец Гаджиабакара тоже ювелир.
«Он делает формы, – говорит юный автор, – а я уже гравирую. Мама тоже занималась ювелирным делом, но из-за домашних дел оставила ремесло».
Работы Гаджиабакара в виде портсигара, винного набора на троих и других замечательных изделий достойно смотрятся рядом с изделиями других его односельчан – многих известных прославленных ювелиров-мастеров Дагестана. Посетители, помимо прочего, в этот день могли воочию лицезреть, как же создаются ювелирные изделия, например кулоны или браслеты, на мастер-классе, который давал художник-ювелир Ильяс Шахаев. Он показывал и рассказывал много интересного.
– В среднем, – говорил мастер, – на такой браслет уходит день.
Ильяс берет одно из изделий и показывает на его примере, как же создается ювелирное украшение.
«Для этого  нужно несколько металлических нитей разной толщины. Самая толстая идет на каркас изделия. – Ильяс показывает на обрамляющую кулон металлическую линию. – Далее мы берем нить потоньше, чтобы сделать такие вот шарики, ну а для «девяток» нужна совсем тонкая нить».
«Девятками» мастер называет завитушки в изделии, которые по форме похожи на цифру «9». Если вам выпадет случай увидеть ювелирное украшение, подержать тот же кулон или браслет, приглядитесь, и вы увидите, как много в одном изделии этих металлических циферок.
Мастер-класс, который проводился по технике филигрань, пользовался большой популярностью, желающих познакомиться с ювелирным делом поближе было много. Помимо ювелирного творчества дагестанских мастеров в этот день были представлены и работы начинающих модельеров в виде показа одежды, выполненной в национальном стиле. Изящные, как лебедушки, выплывали одна за другой модели, одетые в национальные костюмы, в которых, подобно классической симфонии, не было ни единого лишнего элемента. Расшитые золотыми нитями, усиленные национальными украшениями одежды на участницах заставляли меркнуть и исчезнуть из памяти такие бренды, как Дольче и Габбана, Луи Виттон. Зачем нам они, если у нас есть свой колорит, свой стиль, своя одежда, несправедливо забытая современным массовым потребителем. Видя все это разнообразие творчества дагестанских мастеров, а также какой популярностью пользуются такие выставки, судя по количеству посетителей, можно с уверенностью сказать, что народные промыслы живы и будут жить и развиваться, прославляя Дагестан не только на всю страну, но и во всем мире.

И. АХМЕДОВ,
газета «Дагестанская правда».

Поделиться
в соцсетях