Время поста и молитвы

7 марта в 10:59
1 просмотр

В великий  пост для христиан – это семь недель или седмиц напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем, в который верующие вспоминают события в жизни Церкви или святого человека. Названия некоторых из этих семи недель достаточно широко известны – такие, как Крестопоклонная или Страстная. Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. Что же символизирует каждая из недель Великого поста? Почему они названы именно так, а не иначе? Об этом нам рассказывает благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Александр Нартов.

В великий  пост для христиан – это семь недель или седмиц напряженного духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днем, в который верующие вспоминают события в жизни Церкви или святого человека. Названия некоторых из этих семи недель достаточно широко известны – такие, как Крестопоклонная или Страстная. Но вот смысл этих названий зачастую понятен далеко не всем. Что же символизирует каждая из недель Великого поста? Почему они названы именно так, а не иначе? Об этом нам рассказывает благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Александр Нартов.
– Итак, завершается первая неделя Великого поста (5 марта) – это Торжество Православия. В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества. В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом этого решения стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах.
Борьба с иконопочитанием растянулась почти на столетие и прекратилась лишь в 843 году, когда по инициативе императрицы Феодоры в Константинополе был созван собор, на котором было решено восстановить почитание икон в Церкви. После того как собор осудил еретиков-иконоборцев, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. В тот день патриарх, митрополиты, игумены монастырей, священники и огромное множество мирян впервые за много десятилетий открыто вышли на улицы столицы с иконами в руках. К ним присоединилась и сама императрица Феодора. В воспоминание об этом событии ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое Торжеством Православия.
А вот вторая неделя (12 марта) – неделя Святителя Григория Паламы. Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует ли эта связь вообще; или же Бог настолько далек от мира, что познать Его человек может лишь после собственной смерти, когда его душа покинет этот мир?
Святитель Григорий Палама выразил свою точку зрения на это в блестящей формулировке: «Бог есть и называется природой всего сущего, ибо Ему все причастно и существует в силу этой причастности, но причастности не к Его природе, а к Его энергиям». С этой точки зрения весь наш огромный мир существует благодаря творческим силам Бога, непрерывно поддерживающим этот мир в бытии. Мир не является частью Бога, но и не отделен от Него совершенно. Святитель Григорий Палама утверждал, что творческие энергии Божества, поддерживающие бытие мира, человек способен увидеть еще здесь, в земной своей жизни. Таким явлением этих нетварных энергий он считал Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Иисуса Христа, а также свет, который открывался некоторым христианским подвижникам в результате высокой чистоты жизни и длительных аскетических упражнений. Таким образом, была сформулирована главная цель христианской жизни, сама суть нашего спасения. Это – обожение, когда человек по милости Божьей всей полнотой своего существа соединяется с Богом. Палама наиболее полно выразил церковное понимание этих важнейших для каждого христианина вопросов. Поэтому Церковь и чтит его память во вторую неделю Великого поста.

Подготовила

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях