Кому нужны “мыльные пузыри”?

16 марта в 14:59
3 просмотра

“Ждем хороших результатов”, – написали мы в нашей газете 17 января, сообщая о начале республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в этом учебном году. И это правда. После прошлогоднего провала, когда победителями и призерами из 346 участников стали всего 75 человек (примерно 22%), и это при том, что нашим минобром планка для определения лидеров была существенно снижена по сравнению с той, что определена порядком проведения Всероссийской олимпиады, очень хотелось увидеть, что ситуация стала меняться в лучшую сторону, что работа с одаренными детьми в нашей республике оживилась.
И вот республиканский этап завершился. Каковы же его результаты, какие выводы напрашиваются по его итогам?

“Ждем хороших результатов”, – написали мы в нашей газете 17 января, сообщая о начале республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в этом учебном году. И это правда. После прошлогоднего провала, когда победителями и призерами из 346 участников стали всего 75 человек (примерно 22%), и это при том, что нашим минобром планка для определения лидеров была существенно снижена по сравнению с той, что определена порядком проведения Всероссийской олимпиады, очень хотелось увидеть, что ситуация стала меняться в лучшую сторону, что работа с одаренными детьми в нашей республике оживилась.
И вот республиканский этап завершился. Каковы же его результаты, какие выводы напрашиваются по его итогам?
В этом году в спор за лидерство на региональном уровне вступили 448 учащихся, победителями названы 35, призерами – 108 человек. Итого – 143 школьника (почти 32%). Если нарисовать график, то «кривая» явно пошла вверх. Но не спешите радоваться. Стоит только взглянуть на набранные многими нынешними призерами и победителями баллы, и станет понятно, что планка определения лидеров у нас, как и в прошлом году, осталась весьма заниженной. При этом итоги олимпиад по некоторым предметам просто катастрофические. Например, если зайти на сайте Министерства образования и науки КЧР в раздел «Всероссийская олимпиада школьников» и «кликнуть» «Результаты олимпиады текущего учебного года», то среди «Данных по предметам» мы, к своему удивлению, не увидим «информатики», «экономики», «астрономии». А удивляться не стоит. Стоит, наверное, уже плакать.
В республиканской олимпиаде по информатике в этом году участвовало 10 учащихся: 6 десятиклассников и 4 одиннадцатиклассника. К слову, впервые эта олимпиада проводилась в Карачаево-Черкесии в системе «Яндекс.Контест» – решенные ребятами задания сразу же уходили в Москву, и тут же им начислялись заработанные баллы. Так вот при определенном для данного предмета максимуме в 800 баллов 8 наших школьников набрали 0 баллов, а самый лучший результат участника – 45 баллов. При таком «раскладе», естественно, нет у нас ни победителей, ни призеров.
В олимпиаде по экономике участвовало 12 учащихся 9-11 классов, при максимуме в 200 баллов самый лучший результат, который показали ребята, – 32 балла. Потому о победителях и призерах тоже речи не может быть.
А вот республиканская олимпиада по астрономии и вовсе не проводилась – спорить за победу было просто некому! Да и откуда было взяться юным астрономам, если в школах нашей астрономической республики, как по праву называют Карачаево-Черкесию из-за наличия на ее территории таких объектов, как САО РАН, обсерватория Солнца, обсерватория МГУ…, этот предмет не преподается вообще?
Не преподаются в наших школах (хоть и не во всех) и такие предметы, как «экономика», «экология», «право». А в результате…
Республиканская олимпиада по тому же праву очень напоминала по географии участников городскую олимпиаду. Среди девятых классов – 4 участника, и все – из Черкесска, среди десятых – 7 участников, при этом 4 – из республиканского центра, среди одиннадцатых классов – 8 участников, и 6 из них – опять из Черкесска. А чему удивляться, если муниципальный этап олимпиады по этому предмету не проводился в Адыге-Хабльском, Малокарачаевском, Хабезском районах… И честно говоря, то, что на уровне республики было определено 3 победителя и 6 призеров, не вселяет оптимизма. Если учащемуся, набравшему 30 баллов при максимальных 100, присуждается победа, то грустно как-то…
Но куда грустнее результаты по физике. В республиканском этапе олимпиады по данной дисциплине участвовали 28 учащихся 9-11 классов, и только одному школьнику – десятикласснику, набравшему 15 баллов из 80 возможных – это лучший результат (!), – было присуждено призовое место. Обычно мы с надеждой смотрим на девятиклассников, ведь им еще, как говорится, расти и расти. Но нынешние девятиклассники разочаровали: из 9 участников 6 набрали 0 баллов из 75 возможных, 2 не дотянули даже до 3 баллов, а лучший результат – 7 баллов. Так на кого надеяться?!
Не блеснули умом и смекалкой девятиклассники и на республиканской олимпиаде по математике. Из 13 участников 4 показали нулевой результат, 6 – набрали по одному баллу из 56 возможных, а самый лучший результат – 8 баллов. Ни победителей, ни призеров! По 8 участников было среди 10 и 11 классов. Среди десятиклассников – 1 победитель (21 балл) и один призер (13 баллов); среди одиннадцатиклассников – всего один призер (15 баллов). Да простят нас читатели за обилие цифр, но в данной ситуации они красноречивее всяких слов.
И еще на одном предмете хочется остановиться подробно – на русском языке. Потому что очень обидно за наш великий и могучий. 44 учащихся 9-11 классов демонстрировали нынче свои знания по этому предмету, в итоге в 9 и 10 классах победителей нет вообще и всего пять призеров, а в 11 классе – один победитель и три призера. При этом, когда видишь, какие баллы набрали победитель и 6 призеров олимпиады по английскому языку (из 120 возможных баллов 90 и от 78 до 64), и какие – победитель и призеры олимпиады по русскому языку (49 и от 37,5 до 29 – при максимуме в 110 баллов в 11 классе; от 35 до 30,5 при максимуме в 104 балла в 10 классе и от 30,5 до 24,5 при максимуме в 97 баллов в 9 классе), на глаза наворачиваются слезы. Выходит, наши дети знают английский лучше, чем наш государственный язык, который для многих является родным?! Не потому ли, что с «плохим» английским в «иняз» не поступишь, а вот с «плохим» русским в какой-нибудь вуз все равно пройдешь? Мы почему-то считаем, что наши дети русский язык знают и так. Так, наверное, знают, а вот хорошо – нет! И пусть кто-то возразит: «Да на этой олимпиаде даются такие сложные задания, что и учителя не сразу с ними справятся!» Но ведь на республиканскую олимпиаду направляются самые лучшие ученики – наши «умники» и «умницы», от которых мы, естественно, ждем куда большего!
Как в очередной раз показала олимпиада, результаты есть только там, где с детьми занимаются, где за дело болеют душой, где разбирают прошлые ошибки, чтобы не допустить их впредь. Например, в этом году наши ребята очень хорошо выступили на олимпиадах по литературе, биологии, экологии, обществознанию, технологии, физкультуре, ОБЖ… Но мы далеки от мысли, что все это – заслуга школ, в которых они учатся. Есть у нас, конечно, учителя-подвижники, которые душу вкладывают в своих учеников. Но таких, увы, единицы. О системной же, серьезной работе с одаренными детьми в общеобразовательных организациях республики говорить пока не приходится.
Не очень-то заметен пока эффект и от созданной в 2016 году на базе СКГГТА школы одаренных детей «Интеллектуал». Правда, как рассказал начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки КЧР Владимир Воловик, этот аспект еще будет министерством тщательно проанализирован. Мы же сделали такой вывод на основе результатов олимпиад… по математике, информатике, физике, химии – это, к слову, некоторые из направлений подготовки в школе. Так вот о химии. Если в прошлом году по данной дисциплине у нас были неважные результаты, то в этом году, на первый взгляд, появились заметные подвижки! Нынче по этому предмету во всех классах есть победители и призеры! Но… давайте посмотрим на набранные школьниками баллы. Победитель среди девятиклассников из 130 возможных баллов набрал всего 38; победитель среди десятиклассников – 30 из 130, победитель среди одиннадцатиклассников – 52 из 130. При этом призовые места получили школьники, заработавшие 15 и даже 13 баллов!
Недавно стало известно, что на базе КЧГУ также открыт центр по выявлению и поддержке одаренных детей «Талант и успех». Хочется надеяться, что мы почувствуем отдачу от этих школ в недалеком будущем! Тем более что одаренных детей у нас на самом деле немало.
Вот и нынешняя олимпиада высветила яркие «звездочки». Например, одиннадцатиклассница Усть-Джегутинского лицея № 1 Асият Гебенова на олимпиаде по литературе из 130 возможных баллов набрала 122! Это прекрасный результат, с которым Асият сразу пригласили участвовать в заключительном этапе Всероссийской олимпиады, который пройдет в Ярославле. Пока девочка в раздумьях, ведь в это же время в Москве будет проходить финал Всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиады «Умницы и умники», на который Асият прошла в качестве теоретика.
Приятно удивил в этот раз и одиннадцатиклассник СОШ с. Чапаевского Джамал Малсугенов. Он участвовал в республиканских олимпиадах по истории, обществознанию, технологии и ОБЖ и всюду стал призером! Десятиклассница гимназии № 5 г. Черкесска Диана Дышекова названа победительницей республиканских олимпиад по литературе и химии и призером – по английскому языку. Девятиклассник гимназии № 9 г. Черкесска Эмиль Абреков лидировал в республиканской олимпиаде по экологии, а также занял призовые места на республиканских олимпиадах по географии и русскому языку…
И таких «звездочек», уверен В. Воловик, могло быть больше, если бы на должном уровне проводились олимпиады на муниципальном уровне. Ведь вот какая любопытная история вышла в этом году. По итогам муниципального этапа Всероссийской олимпиады право участвовать в республиканском этапе по количеству набранных баллов получили 118 юных представителей Малокарачаевского района и 102 школьника из Усть-Джегутинского района. Однако реально приняли участие в республиканском этапе только 42 школьника из Малокарачаевского района и 40 – из Усть-Джегутинского. А ведь на месте «прогульщиков» могли бы оказаться более сотни толковых ребят из других районов! Более того, из 42 школьников из Малокарачаевского района лишь трое показали достойный результат, добившись призовых мест. Из Усть-Джегутинского – таковых оказалось 8. Вот и возникает вопрос: а насколько честно, объективно проводились олимпиады в этих районах? Ведь высокие баллы, набранные на муниципальном уровне, как-то не стыкуются с теми результатами, что получены на этапе региональном. «Мыльные пузыри» хоть и красивы, но лопаются очень быстро…
Что же касается соотношения количества и качества участников нынешней олимпиады, то, как отметил Владимир Воловик, здесь на первом месте г. Карачаевск. Он выставил 18 участников, и 9 из них стали либо победителями, либо призерами. На втором месте Черкесск: из 151 участника 69 победителей и призеров. На третьей позиции Прикубанский район (27: 12) и Зеленчукский район (18: 8). А хуже всего выглядят Малокарачаевский район (42: 3), Абазинский район (28: 2) и Карачаевский район (21: 4). Что и говорить: порой лучше меньше, да лучше.
Татьяна ИВАНОВА.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях