Светлый и ироничный мастер

17 марта в 10:53
27 просмотров

 На днях в картинной галерее в г. Черкесске открылась выставка работ члена Союза художников СССР, живописца и признанного мастера резьбы по дереву Валерия Гаморы, посвященная 75-летию художника. На торжественном открытии экспозиции присутствовали председатель республиканского Союза художников Халис Атаев, заслуженный художник КЧР Николай Кузнецов, сотрудники республиканского музея-заповедника, друзья и коллеги по творческому цеху, студенты и просто почитатели таланта мастера.

 На днях в картинной галерее в г. Черкесске открылась выставка работ члена Союза художников СССР, живописца и признанного мастера резьбы по дереву Валерия Гаморы, посвященная 75-летию художника. На торжественном открытии экспозиции присутствовали председатель республиканского Союза художников Халис Атаев, заслуженный художник КЧР Николай Кузнецов, сотрудники республиканского музея-заповедника, друзья и коллеги по творческому цеху, студенты и просто почитатели таланта мастера.
В своей речи каждый выступавший отмечал особый дар мастера резца и кисти, каждый находил особый эпитет, характеризующий творчество юбиляра. Так, его близкий друг и соратник Николай Кузнецов в своем выступлении сказал:
– Свое отношение к миру Валера выражает через декоративно-прикладное искусство. Начинал он свой путь в искусство с резьбы по дереву и с тех пор продолжает удивлять всех своим талантом. В резьбе по дереву нет ему равных. Он действительно народный художник.
– Работы Валерия Константиновича выполнены с большой энергетикой и юмором. Он примечает все, от его зоркого и иронического взгляда ничего не ускользает, – отметил Халис Атаев.
– Не только в республиканскую, но и в российскую школу резьбы по дереву он внес много нового и неожиданного, – сказал известный скульптор Кошали Зарманбетов.
– Гамора и его друзья не просто стояли у истоков профессионального искусства КЧР – они на своих плечах вынесли всю тяжесть его становления, – подчеркнул заслуженный художник России Умар Мижев.
Юбиляр тепло поблагодарил собравшихся, и отметил, что он полон творческих сил и планов:
– Да, мы действительно начинали с нуля. Заявляли о себе как могли. На грузовиках ездили на выставки, а попасть тогда на краевую выставку было труднее, чем сейчас на всероссийскую. Работы свои укрывали чуть ли не телом… У меня была работа: художник, распятый на кресте, – это точно про нас. Но я еще не все сказал, идей у меня много, поэтому надеюсь на новые встречи с вами.
У Валерия Константиновича за спиной множество выставок, побед в различных конкурсах. Но прежде чем представлять свои работы на суд зрителя, Валерий Гамора прошел большую жизненную школу. Путь его в искусство был долог, но закономерен. Любовь к украинскому народному творчеству и культуре Гаморе привила его мама. Да и сам он с детства видел удивительные резные предметы закарпатских мастеров.
Украинец Валерий Константинович Гамора родился в 1942 году в эвакуации в Оренбургской области, но школу окончил на родине, на Украине. Как и театральную студию при театре музыкальной комедии в Дрогобыче. В 1959 году он вместе с мамой переехал в Черкесск, где начал работать слесарем-разметчиком на Черкесском заводе холодильного машиностроения. В том же году за участие в художественной самодеятельности был награжден дипломом лауреата 1 краевого фестиваля «Зори коммунизма». Потом ушел в армию, но и там в свободное от службы время занимался наглядной агитацией, организовал полковую самодеятельную агитбригаду.
После армии Валерий Гамора вернулся на завод холодильного машиностроения: работал слесарем, фрезеровщиком, а еще активно участвовал в заводской художественной самодеятельности, за что был награжден дипломом лауреата II краевого фестиваля Ставрополья. К слову, в 1967 году Гамора стал лауреатом Всесоюзного смотра агитбригад, а в 1968 участвовал во Всесоюзном фестивале творчества народов СССР.
Тогда же он начал серьезно заниматься резьбой по дереву – ведь и в школе, и во время службы в армии, и на предприятии Гамора не бросал свое увлечение декоративно-прикладным искусством. Вскоре он принял участие в выставке художников Ставропольского края, где его работы были высоко оценены компетентным жюри, и с тех пор стал постоянным участником городских, областных и краевых выставок.
Интерес зрителя к творчеству художника не проходит вот уже много лет, поскольку, как отметила выступившая на выставке поэт Мира Михайлова, «это творчество уносит в другой мир». В ее поэтическом поздравлении юбиляру были такие строки: «В руках у вас простое дерево умеет петь и говорить».
Начавший путь в искусство как резчик по дереву, сейчас он известен публике и как художник-пейзажист.
– А какая ваша любимая картина? – спросила я Валерия Константиновича в личной беседе, и он подвел меня к одной из своих работ:
– Эта картина «Печальный день». В ней есть настроение и ощущение этого дня.
Действительно, несмотря на пробивающуюся голубизну неба, белизну льда и золотистую россыпь камней в бирюзово-прозрачной воде, при взгляде на картину становится ясно, что до весны еще далеко, и охватывает чувство легкой грусти, но эта грусть сродни пушкинской «печаль моя светла».
И все же выставка-отчет художника оставила светлое впечатление и подарила хорошее настроение еще и потому, что каждую работу мне комментировали профессиональные художники. Например, известному художнику Руслану Маршанкулову очень понравилась картина в стиле минимализма «Пояснение к черному квадрату Малевича». На черном фоне – какая-то загогулина, в которой видится и знак вопроса, и бутон цветка, и женское лицо, и даже буква «В».
– В живописи Гаморы много неожиданного и ироничного, – Руслан подводит меня к этой небольшой картине. – Вроде вопросительный знак, но художник уводит линию в сторону и не просто видоизменяет знак вопроса, а сам дает ироничный ответ. Очень наблюдательный, тонкий, смешливый, талантливый художник. Работает во многих техниках и стилях – от классики до минимализма.
А Мустафу Кипкеева, заслуженного деятеля искусств Карачаево-Черкесии, восхитила резьба по дереву. Вот резное панно «Вий». В очерченном светлом круге сидит неживой от ужаса Хома Брут, и всякая нечисть толпится у заговоренной черты, не в силах переступить ее… Вот другое панно – «Ярмарка»…
– Гамора – сильный резчик, – говорит Мустафа Билялович. – Сложные композиции, виртуозное владение инструментом, особое видение мира – он мастер во всем. Придумать и воплотить многофигурную композицию в 50-60 персонажей, причем находящихся в движении, каждому дать шутливую характеристику и тем самым выявить его характер – это не просто рука большого мастера и знатока человеческой души. Такую работу не то что выполнить – сочинить трудно, на это способен только мыслящий художник и поэт-юморист. Его резьба выполнена скрупулезно и чем-то напоминает работы древних индийских мастеров. Вот панно «Стригунки». Как он умело использует фактуру самого дерева, как органично его резьба перекликается с природным материалом!
Действительно, мастер великолепно обыграл рисунок дерева, лаконично и узнаваемо передав разнообразие движения – бегущих облаков, пробивающихся лучей солнца, колышущихся трав, волнующейся нивы, бегущих мальчика и жеребенка.
От работ Гаморы веет теплом, мягкостью, уютом, их хочется взять в руки, потрогать. Даже смешных и жалких фрицев из композиции «Они «брали» Сталинград».
– Творчество Гаморы – отражение той эпохи, в которой он творил. У зрителя ностальгия по таким духовным, я бы даже сказал, душевным выставкам, – поделился Мустафа Билялович.
Согласна. Кризис – он во всем кризис, и в искусстве тоже. Современное искусство во многом стало бездушным, холодным, надуманным. Творчество Гаморы – настоящее, он, если можно так выразиться, – ироничный реалист, но в его иронии нет желчи или агрессии. Даже в изумительно выполненной коллекции резных ложек разной формы, объема и «наполненности». Каждая из этих ложек имеет свое название – «Начальственная», «Генеральская», «Малый бизнес», «Рабочая», «Учебная». А вот и совершенно голая и пустая – «Журналистская». Что верно, то верно…
Впрочем, не только экспозицию – все творчество Гаморы отличает ощущение беспечальности, светлости, легкости, тепла, аутентичности. И в то же время он выступает и как обличитель, высмеивающий пороки окружающего нас бытия и воспевающий его совершенство.
В собрании республиканского музея-заповедника есть небольшая коллекция декоративно-прикладного искусства Гаморы. Но сотрудники музея, друзья и почитатели творчества этого воистину народного художника надеются, что и картины Валерия Гаморы станут постоянными экспонатами музея.
 Шахриза БОГАТЫРЕВА.
 Фото
Алены Распутиной.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях