Съёмка со вспышкой

3 апреля в 12:35
1 просмотр

О возможностях съемки со вспышкой и проблемах, связанных с ней, рассказывает Владимир Романенко:
– Сегодня, в эпоху цифровой фотографии, импульсной лампой-вспышкой оснащена едва ли не каждая фотокамера. Эта лампа, чаще всего небольшая и не очень мощная, включается, как правило, автоматически, когда при установленном параметре светочувствительности матрицы недостаточно света для получения снимка технически приемлемого качества. Поэтому импульсная лампа рассматривается (особенно неопытными фотографами) как действенное и радикальное средство для фотосъёмки в помещениях, а также в вечернее и даже в ночное время или в глубокой тени.

О возможностях съемки со вспышкой и проблемах, связанных с ней, рассказывает Владимир Романенко:
– Сегодня, в эпоху цифровой фотографии, импульсной лампой-вспышкой оснащена едва ли не каждая фотокамера. Эта лампа, чаще всего небольшая и не очень мощная, включается, как правило, автоматически, когда при установленном параметре светочувствительности матрицы недостаточно света для получения снимка технически приемлемого качества. Поэтому импульсная лампа рассматривается (особенно неопытными фотографами) как действенное и радикальное средство для фотосъёмки в помещениях, а также в вечернее и даже в ночное время или в глубокой тени.
Тем не менее её применение влечёт за собой ряд эффектов, которые снижают художественное качество фотографий, и обусловлены эти проблемы прежде всего конструктивными особенностями такой лампы. Малые размеры и высокая яркость импульсной лампы приводят к тому, что она является по существу точечным источником света, который будет давать резкие контрастные тени, а фотографии высокой контрастности во многих случаях производят неприятное впечатление, особенно если на них изображены лица людей. Для таких снимков гораздо лучше использовать более мягкий свет, но точечный источник света сделать это не может. Конечно, при необходимости вспышку можно и отключить, но тогда увеличится длительность выдержки и изображение окажется «смазанным» из-за нестабильности аппарата в руках фотографа. Значит,  для его установки потребуется штатив, что значительно снизит оперативность и удобство фотосъёмки.
По этой причине лампу-вспышку довольно часто используют с разного рода световыми рассеивателями. В качестве таковых можно использовать белые листы картона или полупрозрачный полиэтилен, но применять их для компакт-камер затруднительно, если возможно вообще. Гораздо удобнее работать с фотоаппаратами, в которых предусмотрена возможность подключения внешней лампы-вспышки. Во многих моделях этих устройств рассеиватель предусмотрен конструкцией.
Есть однако ещё один способ сделать работу лампы-вспышки более мягкой, если съёмка происходит внутри помещения, – применить в качестве рассеивателей потолок и стены. Для этого излучатель вспышки надо направить не на объект съёмки, а вверх под углом. Ещё лучше – развернуть лампу на 180 градусов, как это показано на рисунке.
В этом случае снимок будет избавлен ещё от одного неприятного последствия применения импульсных ламп – т.н. «эффекта красных глаз». Этот эффект является следствием двух факторов. С одной стороны, при низкой освещённости зрачок человеческого глаза полностью открыт, с другой – вспышка лампы очень короткая – порядка 1/10000 секунды (или короче!).
Зрачок за такое время не успевает закрываться, и, если объектив смотрит фронтально в лицо, на фотографии становится заметна сетчатка глаза, которая имеет красный цвет. В «продвинутых» моделях цифровых камер применяется режим работы вспышки с предварительной засветкой – прежде чем срабатывает затвор и включается основной режим лампы, происходит несколько слабых вспышек подряд, из-за чего зрачок закрывается и эффекта красных глаз не происходит. Если же вспышка направлена на потолок, то направление светового луча и ось визирования объектива камеры не совпадают, а значит, «эффект красных глаз» в принципе невозможен.
Материал подготовлен Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.

Поделиться
в соцсетях