«Заниматься любимым делом…»

6 апреля в 11:33
3 просмотра

 Есть такой невесёлый анекдот: «Что общего между морской свинкой и женщиной-учёным? Так же, как морская свинка не имеет никакого отношения ни к морю, ни к свиньям, так и женщина-учёный — ни к учёным, ни к женщинам». Анекдот — анекдотом, но наука, несмотря на то, что женщин в ней занято немало, остаётся сферой, где порядки устанавливают мужчины. Чтобы быть успешными, женщины вынуждены играть «по мужским правилам». И обычно женщины, решившие избрать научную стезю, должны доказывать свое право на такой жизненный выбор. Ольга Кашибадзе сумела это доказать.
Она родилась в Тбилиси в интеллигентной семье. Её отец, Гиви Григорьевич, в то время работал старшим референтом Совета Министров Грузинской ССР, а мать, Вера Фёдоровна, была кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником отдела антропологии Института истории, археологии и этнографии АН ГССР.

 Есть такой невесёлый анекдот: «Что общего между морской свинкой и женщиной-учёным? Так же, как морская свинка не имеет никакого отношения ни к морю, ни к свиньям, так и женщина-учёный — ни к учёным, ни к женщинам». Анекдот — анекдотом, но наука, несмотря на то, что женщин в ней занято немало, остаётся сферой, где порядки устанавливают мужчины. Чтобы быть успешными, женщины вынуждены играть «по мужским правилам». И обычно женщины, решившие избрать научную стезю, должны доказывать свое право на такой жизненный выбор. Ольга Кашибадзе сумела это доказать.
Она родилась в Тбилиси в интеллигентной семье. Её отец, Гиви Григорьевич, в то время работал старшим референтом Совета Министров Грузинской ССР, а мать, Вера Фёдоровна, была кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником отдела антропологии Института истории, археологии и этнографии АН ГССР.
 «Таким образом, – шутит Ольга, – научная традиция у нас в семье есть». До шести лет девочка росла у родителей матери на севере Ростовской области, недалеко от знаменитой станицы Вешенской. У бабушки и дедушки проблем с внучкой не было: рано научившись читать, Ольга читала всё, что под руку подвернётся. Но художественной литературой не увлекалась, больше любила учебники, мамины научно-популярные книги по биологии и смежным дисциплинам, а на безрыбье могла даже читать телефонный справочник, чем вызывала язвительные шутки папы.
 Как-то ей попалась детская научно-популярная книга «Электроны… электроны…» Алексея и Тамары Шилейко, благодаря которой она в девять лет познакомилась с такими вещами, как принцип неопределённости Гейзенберга и корпускулярно-волновой дуализм, и это позволило сложным для понимания идеям квантовой физики «уложиться» в формирующуюся картину мира.
В 1994 году, когда Ольге было 12 лет, её семье пришлось уехать из Тбилиси. После полугода скитаний они обосновались в станице Вешенской. В 1995 году у Ольги впервые пробудился интерес к звёздному небу. В то лето она жила в доме бабушки и дедушки, у них сохранился мамин учебник астрономии, а в нём была карта звёздного неба.
Она и раньше его очень любила читать, но до этого никогда не пыталась отождествить звёзды на небе и на карте. К тому времени она знала только Большую Медведицу. Ольга залезала на крышу и подолгу смотрела на небо, разглядела Летний Треугольник, образованный яркими звёздами трёх созвездий — Денеб, Альтаир и Вега, но долго не могла понять, что это такое. Когда же сообразила, что это не одно созвездие, а три разных, и отождествила составляющие его звёзды, — распознать всё остальное уже не составило труда.
Потом за короткое время она перечитала почти всю полочку с астрономической литературой в районной библиотеке. Ещё через пару месяцев решила, что ей по силам самой построить телескоп. В кружке любительского телескопостроения с преподавателем радиотехники и шахматного кружка Ольга занялась этим вплотную. Их целью было создание вогнутого параболического зеркала для телескопа-рефлектора. Им удалось сделать стеклянную заготовку и придать ей вогнутую форму, но дальше процесс по объективным причинам застопорился.
Однако она умела добиваться своего. Той осенью были выборы губернатора Ростовской области. Выбрали Чуба. Ольга написала ему письмо, поздравила с избранием и попросила помочь с приобретением телескопа. Администрация области спустила письмо в районную администрацию. Районная администрация — в районо. Из районо позвонили в школу. Оказалось, что в школе имеются два ученических телескопа: большой школьный рефрактор и малый. И Ольге разрешили пользоваться любым…
Но тогда она все же не думала об астрономии всерьёз, а мечтала быть журналистом. С 12 лет писала в региональную газету «Тихий Дон», к моменту окончания школы имела уже около сорока публикаций. Астрономию же она рассматривала вначале как хобби. В 11 классе Ольга выбралась на областную олимпиаду по астрономии, упросив папу повезти её в Ростов. Неожиданно для себя заняла 3 место. Это давало право участвовать во всероссийской олимпиаде, правда, за свой счёт. И в апреле она с мамой поехала на Всероссийскую олимпиаду в Белгород, где ей удалось взять всего лишь диплом четвёртой степени, но ей очень понравились публика и атмосфера.
После Белгорода Ольга, сравнив свой свежий, так сказать, естественнонаучный и гуманитарный опыт, твёрдо решила, что станет астрономом. Была уже весна, и для поступления нужно было серьёзно заниматься физикой и математикой. Она купила учебник физики Ландсберга и сборник задач по математике для поступающих в МГУ. Конечно, она не успела пройти эти книги к концу июня, а база, полученная в сельской школе, была слабовата. Она не прошла по баллам и выбрала физфак Московского педагогического государственного университета, откуда со временем, поднакопив знаний, перевелась-таки на астрономическое отделение физического факультета Московского государственного университета.
«Изначально, – говорит Ольга, – я ориентировалась на космологию, хотела заниматься исследованиями именно в этой области. Перед первой поездкой на практику я написала Евгению Леонидовичу Ченцову и спросила, кто в САО занимается космологией и к кому мне стоит обратиться, чтобы начать научную работу. Евгений Леонидович меня сразу направил к Игорю Дмитриевичу Караченцеву. Через полгода, во время зимних студенческих каникул, я напросилась в лабораторию внегалактический астрофизики и космологии и смогла добиться кое-каких результатов. А ещё через полгода, летом, я приехала всего дней на десять, достаточно плодотворно поработала, и итогом этой работы стал кусочек большой статьи, я была в числе авторов.
Хотя это была уже не первая, а вторая статья, было почему-то очень приятно, наверно, от интенсивности работы! Я ездила в САО при каждой возможности и провела здесь весь шестой курс, готовя материал для дипломной работы».
Что касается становления в науке, то учёным Ольга стала благодаря своему научному руководителю доктору физико-математических наук, главному научному сотруднику Лаборатории внегалактической астрономии и космологии САО РАН, заслуженному деятелю науки РФ, профессору Игорю Караченцеву. Он – один из ведущих мировых специалистов в области Местной Вселенной, внёсший огромный вклад в изучение её трёхмерной структуры и движений галактик в ней, является одним из основателей небольшого сообщества, занимающегося «локальной космологией».
Игорь Дмитриевич очень многому научил свою аспирантку. И не только в науке, но и в жизни. Беря с него пример, она стала пунктуальнее и осмотрительнее, начала отдавать предпочтение фактам, а не их трактовкам. «Моделей, – поясняет Ольга, – объясняющих какое-либо явление, может быть много, и чем меньше информации у нас имеется, тем сложнее сделать выбор в пользу какой-либо одной модели, да и вообще построить модель, достаточно приближённую к реальности. А наблюдения — это то, что точно есть в нашем распоряжении».
Ольга занимается Местной Вселенной: это ближайший к нам объём, который включает Местную группу галактик, центральную часть Местного сверхскопления галактик и скопление Virgo. Вся эта сложная крупномасштабная структура пронизана волокнами, вдоль которых вещество стекает на гравитирующие центры. Кинематика галактик, их потоки, «космические течения» и представляют интерес для неё. Диссертационная работа на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук была посвящена массам близких групп и скоплениям по движениям окрестных галактик…
При этом стоит отметить, что ещё в аспирантуре в САО Ольга вышла замуж. Первые два года семейной жизни, наверное, были для нее самым счастливым временем. Муж вдохновлял её на многие свершения.  А потом наступила беременность, следом – вторая. И так уж сложилось, что их пути с мужем разошлись. Сегодня Ольга вышла из декрета и вернулась в Специальную астрофизическую обсерваторию с двумя малышами.
Она – серьезный ученый и заботливая мама, которой приходится успевать за 24 часа в сутки очень и очень многое. Есть ли у Ольги нереализованные планы, мечты и желания? «Да, их очень много, – говорит она, – и в профессиональном плане нереализованного тоже предостаточно. И я надеюсь, что хотя бы часть из этих планов будет претворена в жизнь. А из желаний, не относящихся к науке, — вот, к примеру, я сейчас учусь рисовать акварелью и учусь водить машину. Первого — очень хочется, второе — нужно. Вообще, за последний год у меня осуществилось очень многое из того, о чём я мечтала, но по разным причинам откладывала, не могла себе позволить или просто не могла решиться. И я бы пожелала, – сказала Ольга на прощание, – чтобы у всех женщин была возможность заниматься тем, что им нравится и что им приносит удовольствие, без оглядки на кого бы то ни было. Чтобы в любимом деле не было никакой дискриминации и не приходилось бы тратить силы на её преодоление. И чтобы не приходилось заниматься нелюбимым делом только для того, чтобы кому-то доказать, что и женщины тоже могут делать это».
Ольга МИХАЙЛОВА.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях