Работаем на результат

Вчера в 13:34
 просмотров

Обсуждению вопросов обеспеченности учащихся школ КЧР бесплатными учебниками и рабочими тетрадями, а также комплексной безопасности образовательных учреждений нашей республики было посвящено заседание «круглого стола», прошедшее на днях в региональном отделении Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в КЧР.  Вел его сопредседатель регионального штаба ОНФ в КЧР Геннадий Жданов.
 Стоит отметить, что поднятые вопросы – явно из разряда актуальных. Ну, кто из родителей школьников не сталкивался в преддверии нового учебного года с проблемой приобретения для своих чад учебников и рабочих тетрадей? По закону «Об образовании в РФ» (ст. 35) учебники и учебные пособия обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, должны предоставляться бесплатно, но в реальности родители ежегодно тратят из семейного бюджета на эти нужды кругленькую сумму.

Обсуждению вопросов обеспеченности учащихся школ КЧР бесплатными учебниками и рабочими тетрадями, а также комплексной безопасности образовательных учреждений нашей республики было посвящено заседание «круглого стола», прошедшее на днях в региональном отделении Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в КЧР.  Вел его сопредседатель регионального штаба ОНФ в КЧР Геннадий Жданов.
 Стоит отметить, что поднятые вопросы – явно из разряда актуальных. Ну, кто из родителей школьников не сталкивался в преддверии нового учебного года с проблемой приобретения для своих чад учебников и рабочих тетрадей? По закону «Об образовании в РФ» (ст. 35) учебники и учебные пособия обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, должны предоставляться бесплатно, но в реальности родители ежегодно тратят из семейного бюджета на эти нужды кругленькую сумму. Именно поэтому каждый год в ОНФ поступает множество жалоб от родителей. Народный фронт взял этот вопрос под контроль, и выяснилось, что в Российской Федерации бесплатными учебниками обеспечивают учащихся менее двух третей школ. С такой ситуацией, конечно, мириться нельзя, ведь ставится под вопрос соблюдение государственной гарантии бесплатного основного общего образования.
В Карачаево-Черкесии, как рассказала на «круглом столе»  первый заместитель министра образования и науки КЧР Елизавета Семенова, заявленная школами полная потребность в учебниках составляет 355 тысяч учебников, для их приобретения необходимо 122 млн 759 тыс 576 рублей. В этом году было закуплено учебников на 35 млн. рублей, полностью же закрыть потребность  в учебниках удастся в течение трех лет. Но не стоит забывать, что учебники изнашиваются, растет количество учащихся, а значит, и потребность в учебниках с каждым годом не иссякает…
В такой сложной ситуации, говорила на заседании  руководитель регионального исполкома ОНФ в КЧР Людмила Каппушева, очень важно, чтобы школы четко и взвешенно определяли свои потребности в учебниках, чтобы муниципалитеты составляли заявки не формально, ведь минобр закупает учебники, основываясь на информации, поступающей с мест. В последнее время ОНФ очень плотно работал по поднятой проблеме с Министерством образования и науки КЧР, и эксперты столкнулись с тем, что далеко не всегда заявки муниципалитетов составлены корректно.
  В подтверждение этих слов прозвучало выступление одного из родителей школьников, который приехал из п. Ударного Прикубанского района.  Шамиль Яфаров рассказал, что в этом учебном году в третьем классе, где учится его ребенок, учащимся не хватило 8 комплектов учебников. Выяснилось, что изначально была неправильно составлена заявка в школе. Когда в дело вмешалась прокуратура, учебники дети все-таки бесплатно получили, но где гарантия, что подобное не повторится вновь? И еще. Как рассказал Шамиль Равильевич, остался открытым вопрос с рабочими тетрадями. За чей счет должны приобретаться они? «Я принципиально не стал покупать их своему ребенку в этом году, – сказал Яфаров,  – потому что, получив разъяснения из разных инстанций, убедился, что они должны приобретаться за государственный счет. Но я не уверен, что в новом учебном году этот вопрос не встанет вновь».
Людмила Каппушева обратила внимание собравшихся и на такой момент: когда учитель требует приобрести тот или иной учебник, очень важно разобраться: это требование ФГОС или требование учителя. Вот, например, в этом учебном году от родителей учащихся одной из школ поступила устная жалоба на то, что их обязали купить двухтомник по английскому языку для начальной школы. Учебник рассчитан для спецшкол с английским уклоном. У нас в Карачаево-Черкесии  таковых нет по определению.  В результате за год детьми было пройдено всего 25% первого тома. Так для чего приобретался такой учебник? К сожалению, рассказала Людмила Исхаковна, родители не стали официально оформлять жалобу, видимо, переживая из-за того, что это может негативно сказаться на успеваемости их детей. Но проблема-то не исчезла!
Разумный выбор учебников, четкое понимание того, какие учебники и учебные пособия должны предоставляться бесплатно (относятся ли к этому разряду рабочие тетради), правильно определенная потребность, вовремя и корректно составленная заявка – это все составляющие успешного решения проблемы. Способствовать изменению ситуации к лучшему может и переход на электронные учебники. По крайней мере сегодня  эксперименты по внедрению электронных учебников в учебный процесс проводятся во многих регионах страны, в том числе и у наших соседей — в Ставропольском, Краснодарском краях. Об этом говорил координатор по работе со СМИ регионального исполкома ОНФ в КЧР Зураб Бемурзов. Кстати, все издаваемые с 1 января 2015 года учебники, рекомендуемые к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеют электронные версии, поэтому проблем с закачиванием материала не должно быть. Собственно, сегодня, говорилось на «круглом столе», найти бесплатный контент — не вопрос (в конце концов, минобрнауки на своем сайте может в помощь пользователям давать соответствующие ссылки), главное — было бы куда скачивать, то есть электронный девайс. Ранее многие родители даже слышать не хотели об электронных книгах из-за боязни навредить здоровью детей, современные же электронные книги безопасны. Почему бы не рассмотреть возможность их использования, не взвесить все за и против, не изучить опыт других регионов?
И еще один острый вопрос озвучил З. Бемурзов. Он касается учебников по родным языкам и литературе. Дело в том, что при издании этих учебников очень важно, определяя тираж, правильно спрогнозировать количество учащихся в будущем, потому что допечатать, переиздать эти учебники, не входящие в федеральный перечень, – большая проблема.
Вопросы, пожелания… Все это еще будет неоднократно рассматриваться, обсуждаться в ОНФ, чтобы прийти к общему знаменателю – выработать четкий, реально работающий механизм обеспечения школьников бесплатными учебниками. А пока с этой же целью в республике региональное отделение ОНФ начало проводить анонимное анкетирование в электронном виде по качеству учебно-методической базы школ республики. В этом анкетировании может принять участие любой желающий с помощью Интернета. Оно покажет массовый срез ситуации с обеспеченностью бесплатными учебниками в регионе. Кроме того, региональное отделение планирует совместно с минобрнауки КЧР совершить выезды в школы, чтобы изучить ситуацию конкретно на местах. Через полтора-два месяца, уже с результатами выездов и анкетирования, планируется вновь вернуться к обсуждению вопроса, чтобы выработать уже конкретные предложения по решению проблемы.
В то, что ОНФ удастся изменить ситуацию к лучшему, верится хотя бы по тому, что мы услышали по второму вопросу, заявленному в повестке «круглого стола». Дело в том, что в ноябре прошлого года региональное отделение ОНФ уже проводило «круглый стол» на тему организации безопасности учащихся общеобразовательных учреждений города Черкесска. Тогда бурно обсуждалась работа контрольно-пропускной системы в школах республиканского центра. Речь шла о системе автоматического контроля доступа в здание школы с помощью электронных карт-пропусков «Безопасная школа» и услуге «СМС-информирование», контролирующей приход и уход ребенка из школы. Чтобы сделать эту услугу дешевле для родителей, эксперты ОНФ предложили разработать программное обеспечение, при котором оповещение поступало бы не через СМС, а через электронную почту или другую учетную запись. В таком случае родители бы не оплачивали дорогостоящие услуги мобильных операторов, получая оповещения о входе и выходе ребенка из школы на мобильное приложение бесплатно. Для повышения эффективности системы безопасности школы в Министерство образования и науки КЧР, мэрию Черкесска, директорам школ были направлены предложения по снижению финансовой нагрузки на родителей, рассмотрению возможностей экономии бюджетных средств, а также по улучшению взаимодействия административного персонала школ, охранников и поставщика услуг.
И вот теперь участники нынешнего «круглого стола» рассматривали итоги того ноябрьского заседания. И, как сообщил генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «БлагоДар», реализующего данный проект в г. Черкесске, Анатолий Татуев,  финансовую нагрузку на родителей действительно удалось снизить! Если раньше оповещение обходилось мамам и папам школьников в 1125 рублей за год, то теперь — всего в 230! И если раньше этой услугой пользовалось менее 1000 родителей из 12 тысяч, то теперь — порядка 60%!
Как рассказал Анатолий Георгиевич, в планах — обеспечение электронного расчета в школьных столовых. А с 1 сентября нового учебного года заработает информационный портал, через который родители смогут сами, без классных руководителей, через «личный кабинет» выбирать нужную им услугу, сообщать о том, на какой адрес присылать им оповещение, и т. д., и т. п.
Да, работа для этого проделана большая, и в ней были задействованы и управление образования г. Черкесска, и ООО «БлагоДар», и специалисты – разработчики программного обеспечения из Москвы, Ростова-на-Дону… Но главное – есть результат! И результат впечатляющий.
Для того чтобы система автоматического контроля срабатывала на все сто, говорили на «круглом столе», важно, чтобы к своему делу ответственно подходили охранники — а в их адрес пока, увы, звучит немало нареканий. Например, понадобилось охраннику отлучиться на время, он, дабы не возникало сложностей, отключает турникет… И система не срабатывает.  Так что пожелание улучшить взаимодействие административного персонала школ, охранников и поставщика услуг пока остается актуальным.
В целом же положительный опыт г. Черкесска стоит изучить и перенять и другим муниципальным образованиям республики. Ведь речь идет о безопасности наших детей.
Татьяна ИВАНОВА.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях