Добрый след в судьбе

10 мая в 10:13
35 просмотров

к же часто мы понятия не имеем, какой след оставляем в той или иной судьбе! Об этом в очередной раз подумалось, когда читала письмо, пришедшее к нам в редакцию по электронной почте из Краснодарского края. Его автор Зинаида Катуржевская писала о том, какое неизгладимое впечатление произвела на нее в юности встреча с Халимат Байрамуковой, столетие со дня рождения которой будет отмечаться в КЧР в этом году.
«Стихи в юности… «Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет» – пластинки с этой песней более 40 лет назад крутили на всех радиолах, проигрывателях. Мне девятнадцать, стихи пишу давно, но большого значения им не придаю, – делилась воспоминаниями автор письма. – Счастливое время, когда весь мир передо мною был раскрыт, как на ладони. Об этом хотелось рассказывать, и я писала заметки в газеты. В то время я работала микробиологом на Эркен-Шахарском дрожжевом заводе и была секретарем комсомольской организации, редактором стенгазеты… Однажды завод посетила известная карачаевская писательница. Секретарь пар-тийной организации решила познакомить её с «девчонкой, которая пишет». Опередив их, вбежал в Красный уголок один из комсомольцев: «К тебе идёт Халимат Байрамукова».

 

 Как же часто мы понятия не имеем, какой след оставляем в той или иной судьбе! Об этом в очередной раз подумалось, когда читала письмо, пришедшее к нам в редакцию по электронной почте из Краснодарского края. Его автор Зинаида Катуржевская писала о том, какое неизгладимое впечатление произвела на нее в юности встреча с Халимат Байрамуковой, столетие со дня рождения которой будет отмечаться в КЧР в этом году.
«Стихи в юности… «Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет» – пластинки с этой песней более 40 лет назад крутили на всех радиолах, проигрывателях. Мне девятнадцать, стихи пишу давно, но большого значения им не придаю, – делилась воспоминаниями автор письма. – Счастливое время, когда весь мир передо мною был раскрыт, как на ладони. Об этом хотелось рассказывать, и я писала заметки в газеты. В то время я работала микробиологом на Эркен-Шахарском дрожжевом заводе и была секретарем комсомольской организации, редактором стенгазеты… Однажды завод посетила известная карачаевская писательница. Секретарь пар-тийной организации решила познакомить её с «девчонкой, которая пишет». Опередив их, вбежал в Красный уголок один из комсомольцев: «К тебе идёт Халимат Байрамукова».
– Как, Халимат… Байрамукова? – тогда это равнялось нынешнему «К тебе идёт Президент России». О ней много рассказывали учителя, мы слушали её стихи и рассказы по радио. Халимат Байрамукова! Такая уже известная в Советском Союзе поэт, писатель, и вот она идет ко мне… Справившись с волнением, я встретила её широкой улыбкой. Она спросила о работе, о моих увлечениях. Я ответила на вопросы писательницы, свои постеснялась задать. Но столько в ней было мудрости, света и добра, что она и так всё поняла. Запомнились последние слова, сказанные на прощание: «У тебя большое будущее, пиши, обязательно пиши: стихи, прозу. Что затронет душу, сердце, о том и пиши». Я даже поверить не могла, что это сказала мне сама Халимат Байрамукова.  Всю жизнь со мной живут эти слова и теплое прикосновение её руки…»
Письмо было очень теплым, и невольно захотелось узнать побольше о самой Зинаиде Катуржевской, которая написала о себе очень кратко: член Союза журналистов России, член Академии Российской литературы, лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси».
Благодаря Интернету нам удалось выяснить, что Зинаида Алексеевна живет в Армавире, работает библиотекарем в Армавирском механико-технологическом институте, она – писатель, поэтесса, публицист. Из-под ее пера вышли поэтические сборники «Вдохновение» и «Любовь», книга «Армавирская журналистика в лицах», за которую Катуржевская была удостоена звания лауреата конкурса «Золотое перо Кубани – 2013». Кроме того, она – автор-составитель поисково-собирательного труда «Литераторы Армавира»…
Чем больше мы узнавали о Катуржевской, тем интереснее нам было узнать, а что, собственно говоря, ее связывает с Карачаево-Черкесией, каким образом она в девятнадцать лет оказалась в Эркен-Шахаре. И как потом сложилась ее жизнь, как все-таки повлиял на ее судьбу совет Халимат Башчиевны…
И мы написали Зинаиде Алексеевне письмо, на которое получили очень интересный ответ, который так и просится на газетную страницу.
«В Эркен-Шахар всей семьей мы приехали в конце 1960 года. Строительство сахарного завода было в самом разгаре, нашлась работа для родителей, а немного позже они получили участок земли и построили свое жилье, – писала З. Катуржевская. – Я училась в третьем классе…
Очень хорошо помню своих учителей. Каждый из них мне дорог. Я с гордостью и даже в ожидании легкой зависти говорю при случае: «Моими учителями были Сумароковы!» Вижу удивление, восхищение и подтверждаю: «Да, это правда!» Анатолий Герасимович, завуч школы в ауле Эркин-Халке, знал семь иностранных языков. Его приглашали в качестве переводчика во время переговоров при строительстве сахарного завода. Елена Денисовна преподавала географию и была нашим классным руководителем. Однажды, тогда мне было 13 лет, она пригласила меня к себе в гости.
Анатолий Герасимович сидел за столом перед раскрытой книгой и что-то выписывал. Елена Денисовна провела меня к полкам с книгами и дала время их посмотреть, полистать. Меня всё интересовало, но с каким трепетом и осторожностью я брала в руки книги…
Подошел Анатолий Герасимович и спросил: «Какую бы ты книгу выбрала?» Не веря услышанному, почти прошептала: «Географическую энциклопедию». Он взял с полки книгу и подал мне: «Две недели хватит?»
– Да! – я была самая счастливая девочка на свете.
В моем доме сегодня много книг, и энциклопедии занимают большое место не только на полках, но и в душе, т.к. являются кладезем знаний для моих детей и уже внуков…
В Эркен-Шахарском СПТУ библиотекарем работала Ольга Кирилловна Жигулина. Я в этой библиотеке пропадала часами. Помогала подшивать газеты, журналы. Великим счастьем было – ставить печать библиотеки на 17-й странице. Ой, как я дорожила этим доверием!
Полки под потолок, по лестнице поднималась, чтобы найти что-то интересное. Тогда же познакомилась с первыми научно-популярными очерками о космосе. Астрономия стала моим увлечением. Отец даже маленькую обсерваторию собирался построить, но… жизнь всегда вносит свои коррективы, а увлечение мое не пропало и поныне.
Для семьи очень любила писать небольшие сценарии, и с сестрой мы устраивали домашний театр. Здесь – простор для фантазии. Конечно, помогали в этом школьные уроки и знания, которыми делились наши учителя. Вечерами мама вслух читала книги. Не сказки, а серьезные книги, такие как «Дон Кихот» Сервантеса. Это была папина идея, но слушали и мы. Прочитано немало. Самым интересным являлись обсуждения и размышления. В это, наверное, трудно поверить, но что было, то было.
Русский язык у нас преподавала Раиса Мурзабековна Баисова. Красивая, женственная, всегда со строгой прической с непослушными кудряшками. Мой первый гонорар за небольшую статью в газете маму растревожил, а Раиса Мурзабековна её успокоила: «Значит, урок пошел впрок».
Одним из своих литературных учителей считаю Мурата Калмыкаева. Брат моей одноклассницы Фатимы (она окончила пединститут в г. Карачаевске и работает в Эркин-Халкской школе) учился тогда в Литературном институте им. М. Горького. Однажды мы с ним встретились, нам было по пути и я, затаив дыхание, слушала, слушала, слушала… «Пишу сейчас реферат, а это не так просто. Если профессор в работе увидит хотя бы пару известных из классики словосочетаний, – делился Мурат, – назовет работу плагиатом и выбросит в урну». Для меня сказанные слова стали главным уроком, который я запомнила на всю жизнь как правило для любого писателя.
Я уже работала на дрожжевом заводе, после объединения – на сахарном. Замечательное время! Благодаря активной жизненной позиции мы, молодежь, зарабатывали на трудовых субботниках деньги и смогли побывать огромным коллективом на море, в Архызе. Мы соглашались работать на самых трудных участках, зато потом всё оправдывалось. У меня и сейчас хранятся стихи о том, какие чумазые мы выходили после чистки каналов свеклоподачи. Какие же прекрасные люди меня окружали, указывали на ошибки, помогали и поддерживали! Судьбоносной оказалась встреча с Халимат Байрамуковой…
Одновременно я училась в техникуме сахарной промышленности в Краснодаре. Защитилась на «отлично». Вскоре началась реконструкция дрожжевого цеха»…
В 1974 году Зинаида Катуржевская уехала в Ленинград, чтобы продолжить образование. А потом случилась любовь, последовало замужество, и Зинаида Алексеевна переехала к мужу в Армавир (кстати, сама Катуржевская тоже родом из этого города). Уже имея двух маленьких детей, с отличием окончила Институт патентоведения (был такой в Советском Союзе), а немного позже филологический факультет педагогического университета…
Когда дети выросли, Зинаида Алексеевна всерьез занялась литературным творчеством. Больше трех лет она проработала в архивах, музеях, собирая материал для будущей книги «Литераторы Армавира». «На конкурс к 100-летию М. А. Шолохова отправила только рукописный труд, – делилась З. Катуржевская, – и получила диплом и золотую памятную медаль «Великий вешенец». На Международный конкурс Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» отослала несколько рассказов. Один из них, «Варька», был удостоен внимания комиссии с приглашением в Москву на торжественную церемонию вручения премии «Золотое перо Руси». Я попала в обстановку большого литературного праздника, где довелось познакомиться с Анной Шатиловой, Ларисой Лужиной, Александром Друзем и многими известными литераторами, художниками, театральными деятелями.
За вклад в российскую литературу награждена медалью им. А. П. Чехова.
Произведения мои публикуются в местных, краевых, российских журналах, в коллективных сборниках. Выпустила два сборника стихов. Являюсь внештатным корреспондентом городской газеты, членом литературного актива Краснодарского отделения Союза писателей России, а также секретарем правления МО Союза журналистов России. Автор очерков, вошедших в книгу «Армавирская журналистика в лицах». Оценка данной работы – диплом лауреата конкурса «Золотое перо Кубани». В прошлом году стала победителем конкурса на создание Гимна Краснодарского высшего военного авиационного училища им. А.К. Серова. Горжусь!
Наград много, но перечислять их – не совсем правильно. Жизненный путь – это розы и шипы, радость и печали, восторги и разочарования. И надо их достойно встретить и достойно пережить. Главное – чистота, искренность и доброта души. Эти качества во мне воспитывали мои родители, учителя и все, с кем рядом довелось быть, и каждому я от всего сердца говорю слова благодарности и низкий всем поклон.
Однажды наш классный руководитель в старших классах Меджит Якубович Кодов на 8 Марта написал девчонкам краткие напутствия. Мне вручил такое: «Будь всегда во всём упорной!» Не знаю, как другие, а я следую напутствию моего учителя всю жизнь!».
Вот такое письмо, вот такая жизнь, на которую, несомненно, повлияли многие наши земляки. Хотя мы действительно зачастую не ведаем, какой след оставляем в чужой судьбе. И как же здорово, когда через годы, через расстояния наши слова, наши поступки возвращаются к нам чьей-то доброй памятью!
 Татьяна ИВАНОВА.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях