«Последний изгнанник» – первая опера

23 мая в 11:21
12 просмотров

 Май в этом году оказался богатым на праздники, даты и юбилеи. Одним из них стало 35-летие премьеры оперы «Последний изгнанник», состоявшейся 18 мая 1982 года в драмтеатре в городе Черкесске.
 «Последний изгнанник» – первая национальная опера в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Музыку на либретто известной поэтессы и писательницы Халимат Байрамуковой написал Салим Крымский – признанный советский композитор, лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича. По признанию самого Салима Манусовича, работа над оперой «Последний изгнанник» стала для него очень важным событием в творческой жизни, его этапной работой, поскольку это было самое крупное его произведение за тридцать лет деятельности в Карачаево-Черкесии (с 1966 по 1996 годы).
– И Халимат Башчиевна над либретто, и я над музыкой и оперой – мы оба работали с огромным вдохновением. Мне нравилось сотрудничать с ней, она учитывала мои советы по музыкальной драматургии, а я целиком доверял ей в литературной концепции, – вспоминает композитор.
 «Последний изгнанник» повествует о жизни простых горцев, о событиях периода становления Советской власти на Северном Кавказе. Сценическое действие объединяется двумя главными драматическими пластами: это тема освободительной борьбы горцев против местной знати и тема любви джигита Науруза и красавицы Суратхан. Тема грядущего революционного обновления жизни, очень актуальная в советские годы, становится музыкальным символом народного восстания.

 Май в этом году оказался богатым на праздники, даты и юбилеи. Одним из них стало 35-летие премьеры оперы «Последний изгнанник», состоявшейся 18 мая 1982 года в драмтеатре в городе Черкесске.
 «Последний изгнанник» – первая национальная опера в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Музыку на либретто известной поэтессы и писательницы Халимат Байрамуковой написал Салим Крымский – признанный советский композитор, лауреат премии имени Дмитрия Шостаковича. По признанию самого Салима Манусовича, работа над оперой «Последний изгнанник» стала для него очень важным событием в творческой жизни, его этапной работой, поскольку это было самое крупное его произведение за тридцать лет деятельности в Карачаево-Черкесии (с 1966 по 1996 годы).
– И Халимат Башчиевна над либретто, и я над музыкой и оперой – мы оба работали с огромным вдохновением. Мне нравилось сотрудничать с ней, она учитывала мои советы по музыкальной драматургии, а я целиком доверял ей в литературной концепции, – вспоминает композитор.
 «Последний изгнанник» повествует о жизни простых горцев, о событиях периода становления Советской власти на Северном Кавказе. Сценическое действие объединяется двумя главными драматическими пластами: это тема освободительной борьбы горцев против местной знати и тема любви джигита Науруза и красавицы Суратхан. Тема грядущего революционного обновления жизни, очень актуальная в советские годы, становится музыкальным символом народного восстания.
Критики не раз отмечали, что творчество Салима Крымского отличают глубокое и постоянное внимание к национальным культурам народов Северного Кавказа, вдумчивое исследование фольклора.
 – Я хотел насытить музыку оперы карачаевскими народными мелодиями, песнями. Для этого подолгу сидел в радиокомитете, прослушивал многократно записи на магнитофоне, расшифровывал их, переводил на ноты. В музыке оперы я давал и цитаты народных песен, и свободные преобразования этих цитат, как того требовала драматургия и логика музыкального развития. Конечно, я руководствовался моим личным музыкальным ощущением, моим пониманием красоты и органичности. Хотел, чтобы музыкальная ткань оперы была единой стилистически. И чтобы герои оперы воспринимались как духовно богатые, мыслящие, преодолевавшие физические и духовные препятствия и противоречия в своей жизни, – делится композитор.
В журнале «Советская музыка» в 1984 году вышла развёрнутая статья «Завоевать интерес слушателя», посвящённая творчеству маэстро.
 «В целом мелодико-интонационная ткань оперы, ее ладовый и гармонический язык глубоко национальны по своей природе, – писала столичная критика. – Подлинно народные темы (их в опере немало) использованы не в качестве диктуемых сюжетом фольклорных цитат; они становятся основой напряженного музыкального развития, подвергаются существенной мотивной разработке, переосмысливаются интонационно, гармонически, ладово».
 Показательно использование в опере, в частности в ариозо Науруза, карачаевской народной песни-плача о народном герое «Джандар». Но наряду с фольклорными темами в опере немало собственно авторского материала, сочиненного в духе народной музыки.
 – Композитор решил задачу с присущими ему зрелостью и мастерством. Искренность высказывания, лаконизм и чёткость мысли, умение раскрыть глубинную красоту и пластичность горского фольклора, завоевать интерес слушателя остротой музыкальной сюжетности и правдивостью созданных образов — вот лучшие черты творчества Салима Крымского, – отмечали искусствоведы.
 Впервые же премьера оперы «Последний изгнанник» состоялась в Музыкальном театре города Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Ставил её оперный режиссёр, народный артист РСФСР Юрий Леков.
 – Все солисты, хор, оркестр, дирижёр и режиссёр работали с подъёмом. Премьера оперы в столице Северной Осетии прошла с большим триумфом, – отмечает Салим Крымский. – Еще должен сказать о большой организационной помощи и поддержке со стороны тогдашнего секретаря обкома Салиха Семенова. Он был и на премьере в Орджоникидзе, и много помогал по техническим вопросам.
 Первая национальная опера стала этапом не только в творческой жизни двух талантливых творческих людей, но и немеркнущим событием в культурной жизни Карачаево-Черкесии. И хочется верить, что появится новая плеяда талантливых людей, достойных гения Халимат Байрамуковой и Салима Крымского.
 Шахриза БОГАТЫРЕВА.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях