Эзоп от Хайрулова

2 июня в 11:33
 просмотров

В выставочном зале картинной галереи музея-заповедника КЧР имени М. Байчоровой завершилась персональная выставка картин Валерия Хайрулова, объединенных тематикой басен Эзопа. Закрытие экспозиции художник отметил по-особому – конкурсом чтецов, лучшие из которых получили в награду ценные призы из рук автора.  Картины Хайрулова, написанные в яркой, почти лубочной манере живописи, игнорировать трудно – они сразу «цепляют» глаз. Ощущение такое, что басни Эзопа просто написаны на холсте, в данном случае – не пером, а кистью. Если быть точной, то они написаны маслом на оргалите, встроенном в резные деревянные рамы. Сам художник считает, что «такая визуализация поможет донести до самого неподготовленного зрителя суть Эзопова творчества, где наглядность – главный конек». Сочные, без полутонов краски в каждой из работ художника, создавая весьма оригинальные изображения людей, зверей и птиц, призывают зрителя не только ознакомиться с сюжетом, но и сделать из всего увиденного правильные выводы. Ведь тем и славен басенный жанр, что не только подталкивает к размышлениям, но и дает на вооружение уже готовую мораль.

В выставочном зале картинной галереи музея-заповедника КЧР имени М. Байчоровой завершилась персональная выставка картин Валерия Хайрулова, объединенных тематикой басен Эзопа. Закрытие экспозиции художник отметил по-особому – конкурсом чтецов, лучшие из которых получили в награду ценные призы из рук автора.  Картины Хайрулова, написанные в яркой, почти лубочной манере живописи, игнорировать трудно – они сразу «цепляют» глаз. Ощущение такое, что басни Эзопа просто написаны на холсте, в данном случае – не пером, а кистью. Если быть точной, то они написаны маслом на оргалите, встроенном в резные деревянные рамы. Сам художник считает, что «такая визуализация поможет донести до самого неподготовленного зрителя суть Эзопова творчества, где наглядность – главный конек». Сочные, без полутонов краски в каждой из работ художника, создавая весьма оригинальные изображения людей, зверей и птиц, призывают зрителя не только ознакомиться с сюжетом, но и сделать из всего увиденного правильные выводы. Ведь тем и славен басенный жанр, что не только подталкивает к размышлениям, но и дает на вооружение уже готовую мораль.
Басни были известны еще в глубокой древности. Первыми древнегреческими баснописцами считаются Гесиод и Стесихор. Затем в разные времена были Эзоп, Лафонтен, Ломоносов, Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Крылов, Михалков и многие другие. Но чаще всего сочинения именно Эзопа «подвергаются» популяризации современными авторами. Так что Валерий Хайрулов – не первый человек в мире искусства, кто обращается к творчеству Эзопа и черпает вдохновение из незамутненного источника его древней мудрости, пусть даже полумифического происхождения, ведь подлинность басенного наследства Эзопа так и не установлена. По причине внушительного срока давности оригиналы не сохранились, и до нашего времени они дошли только в латинской и греческой переработке. А жизнеописание баснописца и вовсе существует лишь в виде легенд, так что невозможно сказать, был ли Эзоп вообще историческим лицом.
Тем не менее героем очередного иллюстративного просветительско-благоворительного проекта Хайрулова все же стал Эзоп. Автора проекта давно вдохновляли философские высказывания и морали древнего сочинителя, создавшего в своих баснях целый мир, символами которого являются люди, птицы, звери, насекомые и предметы. С помощью своей мудрости Эзоп сочинял истории, позволяющие людям посмотреть на себя и свое поведение со стороны, ведь только так можно увидеть свои недостатки. Знамениты басни Эзопа о сыновьях, которые перекопали виноградник в поисках сокровища, якобы оставленного их отцом; о свинье, которая уничтожила корни дерева, плоды которого были ее едой; о лисице, которая, не сумев достать виноград, решила для себя, что он еще зеленый.
Очень красноречива басня «Душегубец», в которой человек, совершивший убийство, спасается бегством, а родственники убитого преследуют его. На спуске к Нилу убийца видит льва и, страшно перепугавшись, лезет на дерево. Тут он замечает огромную змею, свисающую с верхней ветки. В ужасе преступник бросается снова к реке и прыгает в воду, где его ловит и съедает крокодил. Мораль проста: ни на земле, ни в воздухе, ни в воде – нигде нет спасения душегубцу!
«Блоха и атлет», «Волки и овцы», «Крестьянин и судьба», «Змея» «Бесхвостая лисица», «Кошка и петух», «Орел и мул», «Дуб и тростник», «Рыбак» – в каждой из этих басен свои герои и своя мораль, но каждая из них учит быть лучше. У самого Хайрулова любимые басни Эзопа – это те, которые наиболее наглядно порицают такие людские пороки, как лень, подлость, трусость, жадность и др.
Интересно, что предыдущий подобный проект, с которым художник посетил Карачаево-Черкесию в 2015 году, был тоже по мотивам басен другого известного баснописца – Ивана Андреевича Крылова. Тогда Хайрулов впервые на своих выставках во многих городах России организовал конкурсы чтецов басен Крылова среди школьников с вручением победителям ценных призов.
– Если проект с Крыловым был в стиле примитивизма, то в данном случае главенствует реальная живопись с элементами греческого стиля, – рассказывает Хайрулов о завершившейся экспозиции. – Мне вообще интересны именно познавательные проекты. И непременно должна быть мораль, которую может понять каждый. Ведь басня, она для всех возрастов…
Есть у Валерия Вагизовича еще два оконченных проекта. Теперь уже по произведениям Ильфа и Петрова – «12 стульев» и «Золотой теленок». Но в силу внушительного размера картин (в первом случае – в форме больших резных стульев с картиной на спинке) продемонстрировать их жителям КЧР пока не представилось возможным.
Автор сам в чем-то оригинален и многогранен, как и его творчество. Родился в Полтаве, живет в Москве; получил два высших военных образования и специальность инженера-радиотехника; 27 лет прослужил в армии, но не чужд духовным и мануальным практикам. А еще Хайрулов – художник-самоучка, который находится в постоянном творческом поиске. Однажды, по его словам, он попал в Третьяковскую галерею, где увидел картину художника Александра Иванова «Явление Христа народу». Она так его поразила, что внезапно пришло творческое вдохновение. Хайрулов, не долго думая, пошел в магазин, купил краски, кисти, холст и начал рисовать. Вначале писал пейзажи, затем был период спада в творчестве, и он все забросил. Спустя время он вновь вернулся к живописи, но уже с новыми идеями. Всего же им написано более 200 картин, прошли выставки во многих крупных городах России. Сегодня Хайрулов – член Творческого союза профессиональных художников. Номинирован на внесение в Книгу рекордов Гиннесса как художник, создавший самый масштабный проект иллюстраций к басням Крылова. В 2016 году Валерий Вагизович открыл свой музей в Москве, который назвал «Музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства Хайрулова В2» (В2 – так он себя называет).
– У меня вообще вдохновение полосами идет, я не могу долго чем-то одним заниматься. Раньше был чеканщиком, резчиком по дереву, рамки вот к своим картинам сам сделал. Да, художественного образования у меня нет, я самоучка. Захотел – попробовал, а что получилось – судите сами.
Мнения тех, кто побывал на выставке картин к басням Эзопа, разные. Кому-то очень нравится, кто-то поспорил бы с самой манерой письма, у кого-то другие предпочтения в живописи. Но то, что картины очень наглядные, «говорящие», с этим не поспорил бы, наверное, и сам Эзоп. Коллеги Хайрулова по творческому цеху тоже неоднозначны в своих суждениях о его работах, но равнодушных среди них нет.
– Сразу видно, что это мыслящий, думающий творец, у которого есть свое «я». Он умеет оригинально показать самую суть человека с его слабостями, – такое мнение о выставке высказал член Союза художников России Магомедзериф Гаджиев, который был одним из членов жюри организованного Хайруловым конкурса чтецов.
Свои картины В2 никому не продает. Успешный бизнес позволяет ему заниматься любимым делом, не думая о вознаграждении за творчество. Все расходы по исполнению и организации выставочных проектов он тоже берет на себя. И в этот раз В2 приехал в КЧР не с пустыми руками. Во-первых, сделал заслуженные подарки всем, кто принял активное участие в открытии вернисажа, состоявшемся 18 апреля. В первую очередь, это были воспитанники республиканского детского дома в мкр. «Московский», которые очень проникновенно читали произведения в прозе древнего баснописца. Всем им Валерий Вагизович подарил большие коробки конфет, остальным же участникам мероприятия остались на память о встрече красочные буклеты.
Но самое интересное В2 отставил для финального конкурса 18 мая, когда перед компетентным жюри из 7 человек (вместе с автором выставки) была поставлена непростая задача – отобрать лучших чтецов из всех, пожелавших продекламировать произведения знаменитого древнего баснописца. В их числе снова были ребята из республиканского детдома, а также учащиеся СОШ села Дружба и другие участники конкурса эпического чтения. В качестве главного приза выступил планшет. За второе место был подарен сотовый телефон, а еще три чтеца поделили «бронзу» и получили в награду музыкальные плееры.
Для остальных участников конкурса сладким утешением стали уже традиционные коробки конфет. Так что довольны были все. Сам же Хайрулов получил от проекта главную для него отдачу – понимание и признательность.
– Что есть творчество? Это выражение самого себя. Заниматься творчеством тебя не могут заставить, ты будешь это делать только потому, что хочешь сам. В первую очередь, я рисую потому, что у меня есть внутреннее к этому желание. Сначала появляется образ будущей картины, за образом приходит вдохновение и стремление скорей создать произведение. Я рисую так, как вижу, как считаю нужным, делюсь с миром своей философией с желанием его порадовать. Поэтому мои картины – это искренние личностные послания миру людей. И если мир от них станет хоть немного добрей и счастливей, это будет лучшей мне наградой, – говорит Валерий Вагизович.
Предположительно, самый большой в истории сборник басен Эзопа был составлен в средние века, тогда как жил он в VI в. до н.э. Но и сегодня простую, но верную Эзопову мудрость человечество неутомимо подтверждает из года в год, совершая все те же ошибки и промахи, как и в незапамятные времена. Но так же, как и тогда, есть надежда, что именно недвусмысленная мораль басенных аллегорий и метафор может положительно повлиять на людей, заставить их самих оценить свои поступки по шкале вечных ценностей и морали. И, создавая свой очередной проект, Валерий Хайрулов стремился именно к этому.
Лариса НИКОЛАЕВА.
Фото Романа БЕЖЕНОВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях